Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход к абсолютизму во Франции. Реформы Ришелье. Государственный строй абсолютной монархии.






Переход к абсолютизму

В XVI веке Быстрыми темпами формировался класс буржуазии: торговцев, производителей, юристов, финансистов, в связи с обогащением которых росла и опасность для представителей благородных сословий. В этих условиях духовенство и дворянство были вынуждены способствовать централизации власти, усилению могущества короля. В условиях единства национальных интересов власть короля становится безграничной, что на первом этапе объединяет Францию. Формируется централизованный бюрократический аппарат, регулярная армия (производится рекрутский набор местного населения), полиция (специализированные подразделения во главе с генерал-лейтенантом).

 

Реформы Ришелье (1585 – 1642)

 

13 августа 1624 года Ришелье стал " первым министром" короля Людовика XIII. Ришелье провел ряд реформ, направленных на укрепление суверенитета королевской власти в области внутренней политики:

  • декрет против дуэлей, на основании которого «поединщиков» можно было присуждать к смертной казни и конфискации имущества;
  • упразднение губернаторских должностей, чьи места заступили королевские интенданты, непосредственно подчиненные первому министру;
  • указ, запрещающий парламентам всякое вмешательство в государственные и административные дела;
  • увеличение числа парламентских мест путем продажи патентов;
  • призвание духовенства, владевшего почти четвертою частью всей французской поземельной собственности, платить в казну соответственные налоги;
  • декрет о срытии всех укреплений, ненужных для государственной обороны;
  • отмена особых прав и привилегий, которыми пользовались до того французские области;
  • привлечение дворянства к государственной службе;
  • борьба с протестантской оппозицией;
  • упор на производство товаров на экспорт (стекло, шелк, сахар) и препятствовал импорту предметов роскоши.

Ришелье оставил Францию могущественным и прочно централизованным государством, обладавшим хорошо организованной армией, сильным флотом и значительными государственными доходами.

Государственный строй

 

Абсолютизм – форма правления, при которой верховная государственная власть всецело и неограниченно принадлежит монарху.

Франция считается страной классического абсолютизма:

  • власть монарха распространяется на всю страну;
  • полностью исчезают остатки вассальных отношений;
  • сословно-представительные органы – Генеральные штаты – больше не созываются;
  • города теряют самоуправление;
  • церковь подчинена государству;
  • король – источник власти, его воля – закон.

Суть абсолютной монархии очень точно выразил Людовик XIV, заявивший: «Государство – это я!». Воля монарха доводилась до самых отдаленных уголков государства благодаря интендантам полиции, юстиции и финансов, располагавшим огромными полномочиями.

 

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства — короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанными беспрекословно повиноваться.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др.

Во главе органов государственного управления стоял Генеральный контролер финансов, он же являлся министром финансов, и четыре государственных секретаря, курировавших военные, иностранные, морские дела и дела двора. Значение и влияние Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т. д.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались королем в узком кругу лиц. Этот круг назывался Малым королевским советом. Структура аппарата Генерального контролера походила на систему министерства.В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и др.
Важное место, как и в структуре любого государства, заняла полиция, которая была наделена королевской властью широкими полномочиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.