Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Франции 1958 года.






В мае 1958 года в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 года был одобрен на референдуме и с октября 1958 года вступил в силу.

Конституция «скроенная точно по мерке для де Голля». Коренной пересмотр принципов, лежавших в основе Третьей и Четвертой республик. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены и иметь своим источником только «мандат народа» (т.е. выборы). Президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения.

Структура Конституции построена по схеме: Президент – Правительство – Парламент. Центральное звено – Президент:

ü «высший арбитр», призванный обеспечить нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства;

ü не несет ответственности ни перед каким органом (кроме случая государственной измены) и никем не контролируется;

ü назначает главу правительства;

ü по его предложению – остальных членов кабинета, а также принимает их отставку;

ü председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

ü глава вооруженных сил;

ü право назначения на высшие гражданские и военные должности;

ü имеет право подписывать и обнародовать законы;

ü требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

ü право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный суд для заключения о его соответствии конституции;

ü право передавать некоторые виды законопроектов на референдум;

ü право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

ü право принимать ордонансы, имеющие силу закона;

ü право роспуска нижней палаты парламента;

ü представляет Францию в международных отношениях;

ü право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в определенных ситуациях;

Предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного суда и т.п.). Однако деятельность президента в период действия чрезвычайного положения никем не ограничивалась. Наиболее важные полномочия – назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других – президент осуществлял единолично. Остальные акты президента требовали контрассигнатуры премьера и соответствующих министров. Так, премьер-министр нес политическую ответственность перед парламентом.

Президент избирается коллегией выборщиков, в которой члены парламента представлены очень мало. Позднее косвенные выборы были заменены прямыми.

Второе место отведено Правительству. Оно должно было определять и осуществлять «политику нации», распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр – руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, издает нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначает на военные и гражданские должности.

Парламент. Состоит из 2 палат – Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами государства. Особые сдерживающие полномочия Сената, обладавшего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

В Конституции есть специальный раздел, повещенный отношениям парламента в правительством. Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать ордонансы, но только с согласия парламента. Все остальные вопросы решались путем декретов в административном порядке.

Правительство могло контролировать законодательный процесс. Оно определяло повестку дня для парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь.

Конституция закрепляла ответственность правительства перед парламентом. Право принятия «резолюции порицания», после которой правительство должно было уйти в отставку. Но правительству могло быть отказано в доверии только большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течении той же парламентской сессии.

Пятая республика во Франции – «полупрезидентская республика».

Судебная власть. Особое место – Конституционный совет. Также – органы административной юстиции во главе с Государственным советом. В юрисдикцию административных судов входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике - от решений муниципалитетов до актов президента.

Очень скупо регламентирована м=система органов местного управления. В ней определенным образом сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одновременно нижестоящие звенья системы подчиняются вышестоящим. По конституции, местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами. Низовой единицей стала коммуна, жители которой избирают свой орган самоуправления – муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. «Искусственным образованием», не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.