Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение государственности в Афинах.






I этап. Возникновение государственности принято связывать с VIII веке до нашей эры, когда легендарный герой - базилевс Тесей (Тезей) провел ряд реформ, которые знаменовали собой начало юридического оформления государственности в Афинах. Скорее всего это легенда, скорее всего все это занимало несколько веков. Реформы:

1) Синойкизм. Афины находятся в области Аттика. В этой области 4 племени. Каждое из них было изолировано от других племен. Член одного племени на территории другого был бесправен. Тесей объединяет 4 племени в единый афинский народ и член каждого племени отныне полноправный член народа, независимо от своего происхождения;

2) Чтобы слегка подорвать прежние родовые связи, Тезей вводит новое деление всего афинского народа на 3 разряда. К первой группе – эвпатридам (благородным) – относится племенная знать. Вторая группа – демиурги (ремесленники). Третьи – геоморы (земледельцы). Эвпатриды – участники управленческой деятельности. Критерий деления – занятия народа.

3) Так как объединились племена, то выделяется деятельность по управлению общими делами общества. Таким образом, организации племенного самоуправления преобразуется в государственные органы, а именно: вместо базилевсов – коллегия архонтов, вместо советов старейшин – ареопаг. Коллегия архонтов стала состоять из человек: глава коллегии – архонт-эпоним, архонт-полемарх заведует армией, военачальник, архонт-базилевс – жрец, + 6 архонтов-фесмофетов, которые занимались отправлением правосудия. Таким образом, функции, принадлежавшие базилевсу, распределены между отдельными частями коллегии. Первоначально архонты – наследственность. Но затем их стали выбирать, что типично для республики. Ареопаг. Заседал на холме бога войны Ареса. Сосредотачивал в свих руках управленческие и, главное, судебные функции. В его состав входили все бывшие и ныне действующие архонты. Помимо управленческих и судебных функций, ареопаг имел право избирать архонта. Постепенно деятельность народного собрания приходит в упадок, следовательно, выбирает архонтов ареопаг.

4) Право занимать публичные должности стало принадлежать только эвпатридам. Только они могли быть архонтами и членами ареопага. Эвпатриды сосредоточили в своих руках всю политическую власть. Их экономическая база приводит к тому, что жизнь в Афинах становится тяжелой. Весь народ находится в долгу у богатых. Демос притесняется эвпатридами. Множество жителей вынужденно брать в долг у эвпатридов. Когда это становится опасным, к власти на должность архонта приходит Солон.

II этап. Связан с реформами Солона (594 год до нашей эры). Должность архонта с чрезвычайными полномочиями. Почему выбор пал на Солона? Поэт Солон – персона компромиссная. Богатые уважали его за знатность, а бедные – за честность. Род Солона обеднел, следовательно, он торговал оливковым маслом. Известно, что он был в Египте, знал афинское право. Есть нормы египетского права. Чтобы спасти от краха свое государство, он проводит реформы:

1) Реформа долгового рабства – сисахфия. Все долги аннулированы, налоги сняты, все граждане, проданные в рабство за границу, выкуплены за счет государства. Долговое рабство афинян запрещалось. По воле государства имело место прощение долга. Государство выкупало из рабов. Другая версия – по решению Солона проводится девальвация денег, следовательно, погасить все долги. Демос хотел еще и передела земли. Вместо этого Солон устанавливает максимум – максимальный размер земельного владения. Чтобы удовлетворить богатых – разрешение свободной купли-продажи земли. Вводит свободу завещательных распоряжений.

2) Юридическое оформление государственности. Проводит новое деление населения, полностью разрывая прошлое родовое племенное деление. Он аннулирует значение родовых, племенных связей. Права и обязанности связаны с принадлежностью к одной из 4 групп. Критерий не происхождение, не занятия определенной деятельностью, а доход, получаемый афинянами. Доход – мера сыпучих продуктов.

ü Первая группа – доход более 500 медивн в год (пятисотники, пятисотмерники, пентакосиомедивны);

ü Вторая группа – более 300, но менее 500 (всадники);

ü Третья группа – 200-300 (зевгиты);

ü Четвертая – менее 200 (феты);

Отменены все права и обязанности, связанные с принадлежностью к той или иной группе. Пятисотники – могли участвовать в деятельности высших органов государства, не несли воинской повинности, но выполняли литургии, то есть несли повинность в виде постройки морских судов, а также устраивали праздники и шествия. Всадники – служба в коннице. Зевгиты – тяжеловооруженная пехота. Феты – легковооруженная пехота. Феты участвовали в новом судебном органе гелиэи. А также в народном собрании. Сумма налогов зависит от имеющегося имущества. Архонт активизирует деятельность народного собрания во времена Солона.

3) Сохранение старых органов при ограничении полномочий ареопага. Контрольная и судебная деятельность. Значительная часть функций ареопага переходит к новым государственным органам:

ü Совет 400. К этому органу – основная масса управленческих функций ареопага. Он состоит из представителей первых трех разрядов, избранных по 1000 человек от каждой из 4 племен (филы), которые некогда были объединены Тезеем в единый афинский народ;

ü Гелиэя – суд народных заседателей. Значительная часть дел, рассматриваемых ранее ареопагом.

Солон нанес серьезный удар по родоплеменным отношениям. Он не проводит реформ территориального управления. Он компромиссный реформатор. Реформы против аристократии. До 560 года до нашей эры Афины развивались по реформам Солона. Затем устанавливается тирания Писистрата. Он не был избран народом. Он был тираном, у которого Солон был советником. Это не тот тиран, которого знаем мы. А его приемники писистратиды вызывали недовольство у демоса. В 510 году до нашей эры к власти приходит реформатор Клисфен.

III этап. С Клисфеном связано завершение юридического оформления государственности. 509 – архонт с чрезвычайными полномочиями.

1) Клисфен, чтобы покончить со значением племенного деления, делит свое государство на 10 фил, никак не связанных с племенами. Каждая фила состоит из 3 частей. 1/3 каждой филы находится в городе, вторая – в семье, 3 – в прибрежной зоне. Тритии делились на демы. Теперь в одной и той же филе находились разные слои общества Афин. Дем – единица территориальной организации афинского полиса в пределах которой решаются многие политические вопросы, например, проверка качества афинян;

2) Реформы Клисфена наметила изменения в системе политических органов. Совет 400, куда избирались представители первых трех сословий, преобразован в Совет 500. По 50 представителей от каждой из десяти фил;

3) При Клисфене появился орган – Совет (коллегия) стратегов. По одному человеку от фила (стратеги);

4) Чтобы обезопасить афинский народ от посягательств на его политическую организацию, народное собрание ежегодно рассматривало вопрос об угрозе существовавшему строю со стороны афинских граждан. Это была особая процедура – остракизм (суд черепков). При помощи черепков определяли кто из афинских граждан опасен для существующего строя. Кворум 6 000 человек. Если более ½ присутствующих – выдворение за пределы полиса на 10 лет. Имущество не конфискуется. Таким образом, афинский народ мог выбрать лицо, опасное для существующего строя и выдворить его на срок – 10 лет.

Реформы Клисфена завершают процесс политического развития в Афинах. Таким образом, в V веке до нашей эры – демократический строй.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.