Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй состав или второй сорт.
То, что «вторые» составы, или «дублирующие составы», — проблема, никто не сомневается. При одном только слове «дублер» у иных режиссеров начинается нервный тик и искажается лицо. Обиды, связанные с назначением на роль не одного, а двух и трех исполнителей, — явление естественное, хотя и малоприятное. Режиссеру приходится объяснять и уговаривать, обещать «равноправие» исполнителей и т. д. Ему в большей части случаев не верят, но редко назначение двух исполнителей на одну роль вызывает открытый скандал, заявление об уходе и т. д. Ведь, все впереди, и каждый исполнитель надеется, что к концу работы именно он окажется более достойным, а второй исполнитель поэтому либо будет от роли освобожден, либо перейдет во второй состав. Так действительно случается. Порой после первых же репетиций преимущества одного из исполнителей становятся столь очевидными, что другой исполнитель сам добровольно отказывается от роли. А если освобождение от роли происходит и не по заявлению слабого исполнителя, все равно оно проходит не очень болезненно. Куда хуже, если качественная разница между исполнителями невелика, если оба по-разному, но хороши. Когда одна часть коллектива считает лучшим исполнителем одного актера, другая — другого. Как следует поступить режиссеру? Как быть, если и сам режиссер «на распутье»? А решать надо. И, как правило, срочно. Потому ли, что администрация может сшить только один костюм, потому ли, что от этого зависит распределение других ролей, и т. п. Исключим случаи, когда исполнители могут обойтись одним костюмом. Когда назначение того или иного исполнителя не отражается на всем составе и не вызывает «цепной реакции», когда премьерных спектаклей два и оба одинаково ответственны. Но как поступить, когда назначить на премьеру надо только одного? То есть смертельно оскорбить другого? Как быть, если перед одним исполнителем у театра моральные обязательства (долгие годы самоотверженного и безупречного отношения актера к делу, к коллективу), а на стороне другого — внешняя привлекательность и возрастное соответствие роли? Как примирить этические и эстетические принципы? Проблема составов и очередей столько же творческая, сколько и организационная и этическая. Только на первый взгляд она проста. Проста она, если рассматривать ее лишь с какой-либо одной стороны. Может быть, вообще отказаться от двойных составов? Но администрация права, настаивая на двух составах. Ведь не только обидно, но и «накладно» из-за одного заболевшего или куда-то уехавшего исполнителя снимать спектакль. Ведь хуже, когда срочно, наспех вводят кого-нибудь на место отсутствующего. Соображения морально-этического плана тоже играют немаловажную роль: исполнитель, чувствующий свою исключительность и незаменимость, скорее других зазнается и потеряет чувство ответственности. С организационной и этической точек зрения двойные составы — благо. Но двойные составы — беда с точки зрения творческой. Они вынуждают режиссера либо заставлять одного актера механически повторять рисунок другого, либо, если режиссер может допустить совершенно различное толкование роли разными актерами, — ставить спектакль в двух вариантах. Два исполнителя центральной роли — это два решения характера, а значит, и два спектакля, пусть не во всем, но разных. Значит ли это, что режиссер, работающий с двумя исполнителями, беспринципен? Можно ли одновременно ставить два разных спектакля по одной пьесе? Думаю, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от пьесы, ролей, актеров. Конечно, верхом беспринципности было бы в исполнении одного актера образ трактовать как положительный, а в исполнении другого — как отрицательный. Но вполне допустимо, если один исполнитель подчеркнет смешные, а второй — злые черты характера персонажа.
|