Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мне кажется, что всякий подлинный режиссер обязан быть диктатором в этом смысле слова. Такого рода «деспотия» совсем не связывает актерскую инициативу, не ограничивает свободу.
Режиссер, идущий на поводу у актера, только кажется их первым другом. Скорее всего, он либо беспомощен, либо беспринципен. Воля, власть и дарование режиссера должны быть направлены не на раскрытие самого себя, а на раскрытие пьесы и актеров. Г. Товстоногов рассказывает, как однажды пришел к нему за кулисы зритель и обвинил театр в том, что, поставив пьесу, отстаивающую мещанское представление о семье, любви, супружеском долге, он изменил принципам, которые утверждал в другом спектакле. Спектакль, о котором шла речь («Твое личное дело» Л. Ошанина), был выпущен вслед за инсценировкой романа «Что делать?», имел зрительский успех, поддержку прессы и т. п. Критика этого одного зрителя была убедительнее кассовых рапортичек и рецензий. Спектакль был снят с репертуара. Принципиальность — не упрямство. Ошибку может совершить каждый. Чтобы признать ее, нужны мужество и принципиальность. В период работы над пьесой А. Миллера «Воспоминания о двух понедельниках» отношения между СССР и США стали улучшаться. Президент США был приглашен в качестве гостя в Советский Союз. Пьеса, повествующая о том, как капиталистическая машина убивает в человеке все человеческое, и заканчивающаяся фразой: «Господи, к кому же обратиться, как не к тебе! Ведь не к президенту же...», — казалась политически неуместной в преддверии визита американского президента. Ряд актеров и я, режиссер спектакля, советовали отодвинуть премьеру. Но Г. Товстоногов считал, что репертуар театра не должен зависеть от конъюнктуры. «Как бы ни улучшались нынешние отношения с Америкой, бесчеловечность капитализма не станет меньшей», — сказал он. Незадолго до назначенного визита Д. Эйзенхауэра Пентагон заслал к нам шпионский самолет У-2. Визит был сорван. Отношения с США обострились. Кому-то даже показалось, что финальную фразу о президенте театр вставил в связи с возникшим конфликтом... Принципиальному режиссеру иной раз помогает даже случай... Принципиальность руководителя. Иногда ее путают с единовластием, с беспрекословным подчинением всех членов большого театрального коллектива одному человеку. Персональные вкусы режиссера объявляются совершенными, его мысли — высшей мудростью. Они не обсуждаются и не критикуются. Все им сказанное приобретает силу закона. Такое представление о принципиальности, конечно, ничего общего не имеет с коллективной сущностью искусства театра, с природой творчества вообще. Под режиссерской принципиальностью надо понимать строгое, последовательное, неуклонное проведение в жизнь идейно-художественных принципов, общих у руководителя и коллектива. Личный вкус, индивидуальные пристрастия режиссера непременно сказываются на идейно-эстетических и этических позициях возглавляемого им театра. Но, как это ни сложно, всегда можно понять, высокие ли принципы отстаивает режиссер, или он отстаивает произвол личного вкуса.
|