Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надо ли говорить, что уверенность коллектива «у нас лучше» зрители с ним не разделили.
У нас лучше», — решили самодеятельные исполнители «Поднятой целины», посмотрев спектакль в БДТ имени М. Горького. Один из них отважился даже предложить театру свои услуги, узнав, что заболел актер, играющий в театре его роль. Конечно, есть в самодеятельности актеры одаренные. Есть народные театры, уровень которых не ниже профессиональных. Но сам факт противопоставления самодеятельного искусства профессиональному — порочен и антипедагогичен. Сравнению могут подлежать явления одного ряда. Народные театры и профессиональные имеют общие идейно-художественные позиции, во многом общие этические основы, но слишком различны не только условия работы, но и высшие задачи этих театров, чтобы проверять одни другими. Мне кажется, что целью самодеятельного искусства является идейно-нравственное и эстетическое воспитание огромной армии его участников. Задача обслуживания населения концертами и спектаклями есть лишь условие развития самодеятельного искусства, а не его цель. Полезно ли, нравственно ли воспитывать в участниках многочисленных драматических кружков, студий, театров сомнение в пользе специального образования» неуважение и даже пренебрежение к творческому труду актеров? Мне кажется, режиссеры — руководители самодеятельного театра совершают нравственное преступление, прививая своим актерам мысль, что в искусстве театра природная одаренность отменяет творческий труд. Скромность — лучшее украшение добродетели», «ученье — свет, а неученье — тьма» — прописные истины. Кто не согласен с истиной, что «критика и самокритика есть движущая сила в нашем обществе»? Однако в повседневной жизни, а в искусстве особенно, все эти общеизвестные истины выглядят не всегда бесспорными. Оценка явлений искусства во многом субъективна, индивидуальна, сама природа театрального искусства способствует расцвету таких черт характера, как самолюбие. Поэтому критика в театре очень часто воспринимается болезненно, а самокритика часто принимает формы самобичевания. Даже любящие муж и жена — актеры ревнивы к успеху друг друга. Даже близким друзьям — режиссерам трудно признать творческую победу другого. Это естественно. Неестественно, если чей-либо успех вызывает зависть, злость. Но если эти дурные чувства зашевелились в душе режиссера, пусть он направит их на себя. Если честолюбие обуздать, оно, в конце концов, тоже может толкнуть художника на соревнование, а не на соперничество. В Леонидовской студии поначалу сложилась странная картина. Пришедшие из самодеятельности были много профессиональнее и увереннее, чем ученики Леонидова. Первые понаигрались. Не робели перед публикой. Умели работать быстро. Но прошел год, вчерашние студенты преодолели страх перед черным провалом зрительного зала. Они заиграли в полную силу. А на вчерашних артистах самодеятельного театра все яснее стало сказываться отсутствие школы, дисциплины, творческого труда. И мы открыли при студии студию. Учеба и планомерные занятия по мастерству актера сравняли, соединили две группы молодежи.
|