Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция США 2 страница






 

44. В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Прави­тельство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79, 2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.
Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., ко­торую считали " скроенной точно по мерке для де Голля", исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стаби­лизировать политическую систему путем " большей сбалан­сированности" всех видов власти и усиления независимо­сти исполнительной власти от политических маневров раз­личных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источни­ком только " мандат народа" (т. е. выборы). Однако еще бо­лее эффективным средством укрепления системы властво­вания должен был стать институт главы государства. Воз­вышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качест­ве повседневного главы правительства и лидера парламент­ского большинства, президент должен был выражать выс­шую волю государства по проблемам первостепенного зна­чения. Таким образом, одной из важнейших задач этого ор­гана было гарантировать стабильность исполнительной вла­сти в неблагоприятных политических и экономических ус­ловиях.
Эти идеи были четко проведены в тексте нового основ­ного закона. Свидетельством этому является сама структу­ра конституции, построенной по схеме президент - прави­тельство - парламент. Центральным звеном всей полити­ческой системы стал президент. Ему была отведена роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогатива­ми, так и полномочиями, имеющими исключительный ха­рактер.
Прежде всего, президент назначал главу правительст­ва, а по его предложению - остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете националь­ной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предос­тавлялись полномочия главы вооруженных сил, право на­значения на высшие гражданские и военные должности.
Президент был наделен значительными полномочиями не только в. исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдель­ных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право пе­редавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посла­ниями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил так­же право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он пред­ставлял Францию в международных отношениях, наделял­ся значительными прерогативами в области внешней поли­тики.
Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда " установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или вы­полнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено".
Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автома­тический созыв парламента, запрос мнения Конституцион­ного совета и т. п.). Однако деятельность президента в пери­од чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в дей­ствие исключительных полномочий, передача законопроек­тов на референдум и ряд других - президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.
Конституция 1958 г. отказалась от прежней политиче­ской практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.
Второе место в государственном механизме Пятой рес­публики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: прави­тельство должно определять и осуществлять " политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определе­ны более подробно, должен руководить деятельностью пра­вительства, нести ответственность за оборону страны, обес­печивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.
Таким образом, высшая исполнительная власть, по кон­ституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависе­ли от согласованности их действий при стратегическом вер­ховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.
На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он со­стоял из двух палат - Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избирае­мый путем косвенного голосования коллегиями выборщи­ков, должен был обеспечивать представительство террито­риальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые " сдерживающие" полномо­чия Сената, обладающего правом вето в отношении проек­тов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.
Специальный раздел Конституции был посвящен взаи­моотношениям между парламентом и правительством, в ко­тором отчетливо закреплялась доминирующая роль прави­тельства. Тщательно оформленное функциональное разде­ление " властей", подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели це­лью создание системы " рационализированного" парламен­таризма вместо парламентарных моделей Третьей и Чет­вертой республик.
Акты парламента могли регулировать строго опреде­ленный и сравнительно небольшой круг вопросов (структу­ра и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать норматив­ные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода де­легирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика за­крепила такое положение. Все остальные вопросы долж­ны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.
Правительство обладало также значительными полно­мочиями по контролю над законодательным процессом. Пре­жде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклоне­нию внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, напри­мер, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.
Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие " резо­люции порицания", которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными усло­виями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в дове­рии только абсолютным большинством голосов, а если ини­циаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парла­ментской сессии.
Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, мини­стерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее сущест­венные полномочия в определении и проведении государст­венной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских респуб­ликах. Режим Пятой республики стал в теории именовать­ся смешанным " президентско-парламентским" или " косвен­ным президентским" режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы прав­ления, получившей в политической науке наименование " полупрезидентская республика".
Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглаша­лась " хранительницей личной свободы". Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосре­доточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого ука­зания об этом, право толковать основной закон. Классиче­ским примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административ­ной юстиции во главе с Государственным советом.
В юрисдикцию административных судов входит реше­ние вопросов о соответствии закону актов и действий ис­полнительных органов и должностных лиц, на практике - от решений муниципалитетов до актов президента. В ос­тальном же традиционные формы судоустройства по преж­нему сохраняются и действуют с незначительной модерни­зацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).
Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала сис­тему местного управления. Вместе с тем французская (кон­тинентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней опреде­ленным образом сочетаются прямое государственное управ­ление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одно­временно нижестоящие звенья системы подчиняются вы­шестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют " ес­тественные" административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и " искусственные" образова­ния, т. е. созданные актами центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только пред­ставителями центральной власти. По конституции, местны­ми коллективами республики являются коммуны, департа­менты, заморские территории, которые свободно управля­ются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления - муниципальный совет. В департа­ментах избираются генеральные советы. " Искусственным образованием", не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.


 

 

45. 1. Образование единой германской империи

Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. " Рейнский

союз", находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано

крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные

привилегии, введен Гражданский кодекс Франции. После поражения Наполеона

Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Германский

союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства

- 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен). Верховным органом

власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена.

Между членами союза и даже внутри отдельных государств, его составлявших, сохранились многочисленные таможенные преграды, задерживавшие экономическое развитие Германии. Руководство делами германского союза сосредоточилось в руках всесильного австрийского министра Метерниха. Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы - вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Ей удалось заключить договоры о единстве таможенной политике с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать " Таможенный союз". Таможенным трактатом1833 года была установлена беспрепятственная транспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможенной политики по отношению к другим государствам и создан единыйруководящий орган – Совет уполномоченных. В таможенный союз вошли 18 государств из 38.

Революция 1848 года

Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральнойбуржуазии. В стране стали возникать многочисленные политическиеорганизации, ставившие своей основной задачей борьбу за это объединение

(" Молодая Германия", " Союз гонимых", образованный ремесленниками, эмигрантами в Париже, " Союз справедливых" Вильгельма Вейтлинга и другие").Толчком для революционного выступления в Германии стала французскаяреволюция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженноевосстание. Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. В начале 1847года им был создан Соединенный ландтаг, который потребовал от королявведение конституции. Отказ Фридриха-Вильгельма - исполнить это требование и роспуск ландтага еще больше накалил политическую обстановку вПруссии. Витоге Прусское правительство вместе с правительством других государств -членов Германского союза - решило пойти на созыв Союзного сейма. Сеймпостановил созвать во Франкфурте-на-Майне предпарламент, составленный изпровинциальных ландтагов. Предпарламент принял решение о созыве на основевсеобщих выборов германского Национального собрания для выработкио бщегерманской конституции. Разработанная к марту 1849 года эта конституцияпредусматривала введение в Германии конституционной монархии во главе снаследственным императором. Законодательная власть отдавалась двух палатному Законодательному собранию. Устанавливалась ответственность министров перед

парламентом, провозглашались демократические права и свободы.Однако франкфуртская конституция так и осталась проектом. Австрийский и прусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

Прусская конституция 1850 г.

После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского

союза наступил период реакции. " Дарованная" королем Конституция 1850 г.

была явно антидемократической. По ней:

В руках короля сохранилась не только исполнительная, но и законодательная

власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента. Парламент

имел декоративное значение. Первая палата состояла из членов, назначавшихся

королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали

выборщиков, а те уже - депутатов парламента. Такая система давала явное преимущество богатым пруссакам.

Объединение Германии через прусскую монархию

В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии.

Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при

этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-

президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля

усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и

Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено

только путем насилия " железом и кровью".

По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность.

Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая

выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически

усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и

Францией. Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение

Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские

государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше

до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над

этими государствами Пруссия обеспечила в форме " Северогерманского союза",

оформленного договором от 21.08.1866 г., а затем конституцией этого союза

от 16.04.1867 г. Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг.

был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии

присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др.

Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким

образом, в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

Конституция 1871 г.

По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3

вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной

самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии

приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентов

населения. Главой империи по конституции был прусский король, которому

присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим

вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера).

Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты

парламента от Пруссии. Парламент состоял из двух палат. Члены верхней

палаты - Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных

государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из

земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58,

остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов. Конституция

предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную

власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по

разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было

предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо

нижней палаты и даже наперекор ей. Роль Пруссии в Бундесрате была очень

велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр,

назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об

изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была

представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22.

От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен

в армии и флоте, а также налогов и сборов.

Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3

года, затем - на 5 лет (с 1887 г.). Ст. 20 конституции декретировала

всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в

законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно

небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством

законопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в

качестве " указа". Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть

произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата. Таким

образом, разделение властей на законодательную и исполнительную

признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на

демократизацию власти, так и не было создано - вплоть до

Веймарской конституции 1919.

Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера.

Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-

секретари, которые были практически его заместителями по тому или иному

ведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т.п.). Функции имперского

правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики,

руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало

также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом,

законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной

службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось в основном

исполнение имперский законов, которые имели преимущества перед законами

земель. Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881

г. была полна юридических противоречий. Император был связан

контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по

своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным

советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям

в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции,

финансов и военного дела.

Вывод: Объединение Германии насильственным путем " железом и кровью" привело

к образованию реакционного, монархического государства - Германской

империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике

столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной

европейской державой.

 

2. Германское государство между 1-ой и 2-ой мировыми войнами

 

Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних

противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась

восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие

города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к ней.

Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали

советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9

ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. В

создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать

власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее " спасение

отечества". В основе программ социал-демократов была идея постепенного,

реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия

и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н.

Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через

разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а

значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное

врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой

борьбы и социальной революции. Получив признание Берлинского совета

депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во

главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания,

которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве

Германии. Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г.

Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая -

13, 5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре

Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной

здесь конституции - Веймарская. В знак доверия и признательности социал-

демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии

Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии

в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса

Баденского). Коалиция трех партий - социал-демократической,

демократической, партии Центра - составило правительство Германии во главе

с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского

мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее

авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних

дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса,

против - 75.

 

Веймарская конституция 1919 г.

 

Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику

во главе с президентом. Однако было сохранено название " Германская

империя".

Высшим законодательным органом являлся рейхстаг. Он избирался на 4 года

всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила

пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных

округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим

списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу

голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.

Рейхстаг считался нижней палатой парламента. Верхняя называлась рейхсратом

(имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые

делилась " Единая Германия". Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария -

10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2,

Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение

вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к

рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум. Всего

земель было 18: 15 республик и 3 " вольных города", пользовавшихся

автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в

соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое

правительство.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и

рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом

походила на монархическую:

а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение

президента.

б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как

назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом

воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера).

в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование

вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности

также находились в его компетенции.

г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение

чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет " опасным

для существующего порядка". Чрезвычайное положение связывалось с правом

применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод.

д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было

ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло

существовать и с опорой на президента.

Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства -

канцлера, которому поручалось " формирование руководящих принципов политики"

(ст. 56) Т.о., сквозь новое республиканское устройство проступали старые

черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера.

Установив существование разного рода выборных органов государственной

власти, конституция постановляла, что " чиновники назначаются пожизненно"

(ст. 129).

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний,

ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности

" нравственного попечения о душе" и обязательное религиозное воспитание

детей (формально школа была отделена от церкви). Конституции узаконила

создание рабочих советов на предприятиях и в округах: " Рабочие и служащие

призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в

установлении размеров заработной платы и условий труда". Таким образом,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.