Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция США 1 страница






В 1786 году делегаты Нью-Йорка, Нью-Джерси, Пенсильвании, Делавара и Вирджинии, встретились в Аннаполисе, штат Мэриленд, чтобы обсудить изменения к Статьям Конфедерации. Принятый в 1781 этот предшественник Конституции потерпел неудачу как основа национального правительства. Расширяя национальные полномочия, штаты обладали властью, которая равноценна власти независимых стран. Делегаты предложили исправить Статьи Конфедерации. Конгресс согласился с предложением делегатов. На следующее лето 55 делегатов с каждого штата, за исключением Род-Айленда, собрались в Филадельфии, чтобы найти компромисс на Конституционном Конвенте.

Конституция США, которая считается первой в мире конституцией в современном понимании, была принята 17 сентября 1787 года в Филадельфии. Впоследствии конституция была ратифицирована всеми американскими штатами (тогда их количество составляло 13 штатов).

Изучив политические теории и формы правления от древнего Рима до 18-го века, делегаты отдали предпочтение республиканской форме правления. Много споров и обсуждений вызвал вопрос о механизме реализации этой формы правления. Дело в том, что в то время как южные штаты были в основном сельскохозяйственными, северные штаты становились все более индустриальными и коммерческими. Поэтому то, что было хорошо для Юга, могло повредить Северу. Кроме того, южные штаты были намного больше по территории и населению, поэтому требовали принять большее количество своих представителей в правительство. Также много споров вызывал вопрос о рабстве. Вскоре все-таки был найден конституционный компромисс: каждый штат должен был быть представлен в Сенате двумя сенаторами, в то время как представительство в Палате представителей должно быть определено согласно населению. " Население" включало каждого белого человека и три-пятых каждого раба. Конституция Соединенных Штатов, удивительно гибкий документ, стала основным законом страны. Несмотря на компромиссы, которые немного ослабили региональные разногласия, они все-таки прорвались, что привело к Гражданской войне.

35. Победив Англию, молодая страна оказалась в крайне сложном поло-жении. С исчезновением военной опасности порвались те узы, которые удерживали вместе 13 американских штатов. Из-за восьмилетней войны ухудшилось финансовое и экономическое поло-жение страны. Чтобы спасти молодое государство, необходимо было установить в стране закон и порядок.

В 1789 г. были избраны первый Конгресс и первый президент. Основы общественного и го-сударственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787 г. Конституция провозглашала Соединенные Шта-ты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принад-лежит Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой зако-нодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своими выборными предста-вителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведен принцип разделения властей. Полная независимость судей выражалась в их несменяемости и в праве не применять за-конов, противоречащих Конституции. При существовавших в стране всевозможных вероиспове-даниях, дробившихся на множество сект, в США не было установлено господствующей религии и была допущена полная веротерпимость. Как видно, многое в Конституции США было заимство-вано из идей французских просветителей. В 1791 г. Конгресс принял десять поправок к Конститу-ции, вошедших в историю под названием «Билль о правах». Эти поправки провозглашали свободу слова, собраний, печати, неприкосновенности личности и т.д. «Билль о правах» не отменял в США системы рабовладения, но вводил в молодой республике основы буржуазной демократии.


 

 

36. В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянства: связанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

В 1889 г. была опубликована октроированная (дарованная) императором КонституцияЯпонии, составленная по прусскому образцу. Императорская власть в Японии провозглашалась «укоренившейся в национальном чувстве и истории». Император был объявлен «священным и неприкосновенным», а правящая династия – «непрерывной на вечные времена». Император никогда не принимал решений без своих советников. Советники японского императора составляли Тайный совет, Совет генро (состоявший из представителей важнейших феодальных родов) Министерство императорского двора, Совет маршалов и адмиралов и др. Японский император, действуя от имени государства, объявлял войну и заключал мир, заключал международные договоры Японии являлся верховным главнокомандующим японскими вооруженными силами, определял структуру имперских министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению – остальных имперских министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, распускал нижнюю палату – палату депутатов.

Японский кабинет министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

 

37. Английское право, созданное исторически Вестминстерскими судами (общее право) и канцлерским судом (право справедливости), является правом судебной практики не только по своему происхождению. Так как влияние университетов и доктрины в Англии было значительно слабее, чем на континенте, а общий пересмотр права никогда не осуществлялся законодателем в форме кодификации, английское право сохранило в отношении источников права и свою структуру, и свои первоначальные черты. Это – типичное прецедентное право (case law), изучение его источников следует начать именно с изучения судебной практики1.

Закон (по-английски – statute) по традиции играет в английском праве второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением коррективов или дополнений в право, созданное судебной практикой. Это положение, вообще говоря, в значительной мере изменилось в наше время. В сегодняшней Англии закон и подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как аналогичные источники права на Европейском континенте. Однако в силу исторических особенностей эта роль осуществляется в Англии несколько иначе: структура английского права мешает считать законодательную деятельность эквивалентной кодексам законов континентальной Европы.

Другие источники права (обычай, доктрина, разум) играют по сравнению с судебной практикой и законом в современном английском праве второстепенную роль. Однако пренебрегать этой ролью не следует, эти источники также имеют значение.


39. Общая характеристика Кодекса. Кодекс под редким названием «Code civil des francaise» — «Гражданский кодекс французов» — был принят 21 марта (30 вантоза) 1804 г. Он представлял собой свод еди­нообразных (унифицированных) законов, действующих на всей тер­ритории страны, имеющих особенную структуру и логику изложения (по институтам) и содержащих точные юридические определения либо условные юридические термины (гражданская смерть и др.). Кодекс заменил собой около 360 местных сборников кутюмов (пра­вовых обычаев) и стал для всех граждан доступной книгой законов, ясных, понятных и соответствующих в определенной части Деклара­ции прав 1 7 8 9 г.

Во Вводном титуле закреплены право и обязанность судьи разби­рать конфликт даже в том случае, когда закон молчит или его содер­жание неясно (ст. 4). Это предписание Кодекса ускоряло и упроща­ло судебное разбирательство неурегулированных законом правонару-шающих действий в сфере гражданского права. И это же положение означало отказ от позиции, которая в лице Монтескье утверждала, что судьи должны быть лишены права толкования законов в случае неясности и неполноты законных требований и предписаний. Граж­данам, в свою очередь, запрещалось нарушать своими частными соглашениями законы, регулирующие общественный порядок и доб­рые нравы (ст. 6). Кодекс провозглашал и закреплял равноправие граждан в пользовании лично-имущественными правами, он при­знавал также их свободу вступления в договорные отношения, в том числе свободу брачного союза. И еще он демонстрировал уважитель­ное отношение к формам и способам правового общения сограждан: условия и требования в законно заключенном договоре своих согра­ждан Кодекс считал равным по силе требованиям закона.

Вместе с тем в нарушение принципа равноправия Кодекс зафик­сировал явно приниженное положение замужней женщины в семье, ее неравноправие с мужем в сфере лично-имущественных прав. Из­вестная стесненность правоспособности была закреплена и для лиц, находящихся в услужении и работающих по найму. Имело место также восстановление средневековой практики лишения граждан ос­новных имущественных прав и некоторых общественных привиле­гий (наказание граждан в виде так называемой гражданской деграда­ции, или, иначе, гражданской смерти — mort civile), что дает еще один повод для характеристики Кодекса как творения отчасти ком­промиссного. Это особенно заметно также в наследственном праве, где имело место компромиссное сочетание традиций и обыкновений кутюмного права и законодательства республики периода револю­ции.

Кодекс состоит из трех книг и 2281 статьи. Три книги Кодекса напоминают структуру изложения Институций Гая (лица, веши, обязательства).

Книга первая «О лицах» (ст. 7—515) содержит предписания о пользовании гражданскими правами и о лишении этих прав; об ак­тах гражданского состояния — рождении, браке, смерти, безвестном отсутствии; о браке, разводе, об отцовстве и об отношении отцов к детям, об усыновлении; об отцовской власти, об опеке; о совершен­нолетии; о советнике, назначенном судом (расточительным людям суд мог изменить их имущественные права и запретить выступать в суде без участия советника, назначенного судом, а также заключать мировые сделки, делать займы, получать движимый капитал).

Книга вторая «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности» (ст. 516—710) включала в себя положения о недви­жимости и движимостях, о собственности; о праве присоединения того, что производится вещью — плоды дерева, посаженное в землю дерево и т. д.; об узуфрукте, земельных повинностях, установленных законом или действием человека; о правах собственника имения, в пользу которого установлен сервитут, и др.

Центральным, но не единственным из вещных (имущественных) прав является Право собственности, Которое получило следующее оп­ределение: «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законом или регламентом» (ст. 544). Собствен­ность не была неприкосновенной (абсолютной), если ее пользование вступало в противоречие с той или иной общественной пользой: «Никто не может быть принужден к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справед­ливое и предварительное возмещение». Это положение фактически воспроизводит одну из статей Декларации прав 1 7 8 9 г.

Еще в начале консулата были восстановлены права завещателя наследства, отмененные декретом 1792 г. Кодекс 1804 г. самым под­робным образом регламентирует этот вариант передачи наследства. Самым важным моментом данного юридического действия Кодекс вслед за римским правом признавал волеизъявление. Наполеон на стадии разработки

Основными способами передачи наследства по завещанию Ко­декс определил следующие: Собственноручное Завещание, целиком написанное, подписанное и датированное самим завещателем; Пуб­личное Завещание, которое надлежит совершить в соответствии с ус­тановленной процедурой, — оно должно быть продиктовано в при­сутствии двух нотариусов и двух свидетелей, либо одного нотариуса и четырех свидетелей. Существовало также Тайное Завещание, пред­ставляемое в запечатанном виде в присутствии шести свидетелей и переданное на хранение нотариусу.


 

40. В УК 1810 г. были закреплены новые принципы права, введенные во время Великой революции: принципы юридического равенства, пропорциональности наказаний и преступлений, недопустимость обратного действия закона. В вопросе об определении преступлений и наказаний УК 1810 г. исходит из двух принципов, известных уже в эпоху Просвещения: nullum crimen sine lege et nulla pœ na sine lege («нет преступления без закона и нет наказания без закона»). Последовательная реализация данных принципов на практике при казуистической технике изложения норм приводила к очень подробному и детальному описанию всех преступных деяний и надлежащих наказаний.
В понимании целей наказания авторы Кодекса исходили из представления о вреде, наносимом обществу уголовным деянием. Закон должен предотвращать распространение преступлений в обществе путем угрозы применения наказания, т.е. устрашением. Именно устрашение, а не возмездие преступнику предусматривалось как цель наказания по Кодексу 1810 г.

Кодекс не устанавливал минимальный возраст наступления уголовной ответственности. Поэтому к суду могли привлекаться даже дети 5–6 лет. Но к лицам, не достигшим еще 16 лет, должны были применяться менее суровые наказания. Вводились и ограничения для лиц старше
70 лет. Мера ответственности зависела от субъективной вины. Принималось во внимание, действовал ли обвиняемый с разумением или нет. Безумие и принуждение к совершению преступления силой являлись основаниями для освобождения от уголовной ответственности. Освобождались от ответственности и лица, совершившие преступление в ответ на неправовые действия и в случае необходимой обороны. Кодекс также дает описание форм соучастия в преступном деянии в виде подстрекательства и пособничества.

Классификация преступных деяний. Все преступные деяния, по Кодексу, делятся на три вида: нарушения (contraventions), проступки (dé lits), преступления (crimes). Квалификация деяния идет в зависимости от назначаемого наказания. Нарушения – это деяния, наказываемые полицейским наказанием; проступки – исправительным наказанием; преступления – мучительным или позорящим наказанием.

Преступления и проступки. Все они делятся на действия против публичных интересов и на действия против частных лиц. Преступления и проступки против публичных интересов включают в себя действия, направленные:

1) против безопасности государства, внешней или внутренней;

2) против имперской Конституции;

3) против общественного спокойствия.

К преступлениям и проступкам против безопасности государства относились посягательства и заговоры против императора и его семьи (определяемые как «оскорбление величества»), участие французских граждан в войне против Франции, связи с иностранными государствами с враждебными намерениями, развязывание гражданской войны внутри государства, незаконное применение военной силы и другие деяния. К преступлениям и проступкам против имперской Конституции относились нарушения избирательных прав граждан и различные должностные преступления. К преступлениям и проступкам против общественного спокойствия были отнесены фальшивомонетничество, подделка документов, подкуп должностных лиц, оказание неповиновения или неуважения публичной власти (включая мятеж) и пр.

Преступления и проступки против частных лиц подразделяются на две категории:

1) против личности;

2) против собственности.

К первым относились убийство, нанесение ран и членовредительство, нанесение оскорблений и клевета. Особо говорилось о преступлениях против семьи и нравственности (изнасилование, прелюбодеяние и нарушение семейных устоев). Ко вторым были отнесены: различные виды краж; банкротство, мошенничество и прочие виды обмана; нарушения в сфере промышленности и торгового оборота (сюда относились и стачки рабочих, подлежавшие уголовному преследованию).

Полицейские нарушения. От преступлений и проступков отделялись полицейские нарушения. Это были незначительные правонарушения, такие как: нарушение правил дорожного движения, правил почтовой пересылки, мер и весов и пр.

Наказания. Уголовными наказаниями являлись наказания мучительные и позорящие или только позорящие. К мучительным и позорящим УК 1810 г. относит: 1) смертную казнь
(в единственной форме – отсечение головы на гильотине; за отцеубийство и приравненные к нему посягательства и заговоры против императора и его семьи назначалась смертная казнь с предварительным отсечением кисти правой руки (так называемое «четвертование»); 2) каторжные работы пожизненные; 3) депортацию (перемещение лица из одного места в другое для постоянного проживания, обычно – из метрополии в колонию); 4) каторжные работы срочные (срок от 5 до
20 лет); 5) смирительный дом (тюремное заточение на срок от 5 до 20 лет или тюремное заключение на срок от 5 до 10 лет с обязательным привлечением заключенного к работам (при заточении работы не применяются); пожизненное тюремное заключение отсутствовало). В определенных случаях вместе с мучительным наказанием могли назначаться клеймение и общая конфискация имущества. Ко второй категории уголовных наказаний (только позорящим) Кодекс относил: 1) выставление у позорного столба в ошейнике; 2) изгнание; 3) гражданскую деградацию (она выражалась в лишении избирательных прав и права занимать должности). В Кодексе был предусмотрен также институт гражданской смерти – лишение всех прав политических, гражданских и семейных. Состояние гражданской смерти наступало в случае присуждения лица либо к пожизненным каторжным работам, либо к депортации. Но приговоренные к срочным каторжным работам, изгнанию, смирительному дому или выставлению у позорного столба в ошейнике тоже теряли часть своих прав. В частности, они теряли право на ношение оружия и службу в имперских войсках, не могли быть присяжными заседателями, не могли давать показания суду под присягой и т.д.

Рецидив преступления наказывался путем усиления установленной законом кары. Так, при совершении нового преступления, которое наказывается пожизненными каторжными работами, суд был вправе приговорить преступника к смертной казни.

Исправительными наказаниями являлись: 1) тюремное заключение (на срок от 6 дней до
5 лет в исправительном доме с выполнением работ по своему выбору); 2) временное лишение прав политических, гражданских или семейных; 3) штраф.

Полицейские наказания включали: 1) тюремное заключение (на срок от 1 до 5 дней);
2) небольшой денежный штраф; 3) конфискацию определенных предметов, на которые наложен арест.

Наличие в Кодексе жестоких и мучительных наказаний, позорящих наказаний в виде клеймения или выставления у позорного столба в ошейнике свидетельствовало о чертах старого, еще средневекового уголовного права. В дальнейшем система наказаний будет отчасти пересмотрена и в УК 1810 г. будут внесены соответствующие изменения.

 

41. В деятельности германской социал-демократии после 1890 г. наступает важный этап борьбы в рейхстаге за утверждение принципов социальной справедливости при разработке Гер­манского гражданского уложения, принятого в 1896 г.

Общая характеристика, система и содержание БГБ. Германский гражданский кодекс является крупнейшей гражданско-правовой кодификацией. Он насчитывает 2385 па­раграфов, не считая 218 статей Вводного закона. БГБ по­строен по так называемой пандектной системе. Для него ха­рактерно наличие общей части и сведение гражданско-правовых институтов в отдельные книги: вещное, обязательст­венное, брачно-семейное и наследственное право.

Во второй книге Кодекса содержатся нормы обязатель­ственного права. В данной книге излагаются общие положе­ния об обязательствах из договоров и отдельные договоры, как традиционные (купля, заем, ссуда, товарищество и др.), так и новые (наем рабочей силы, пари и др.). Заканчивается вторая книга подробным регулированием обязательств из недозволенных действий.

Право собственности и владение. Составители БГБ не дали строгого понятия права собственности. Общая норма, характеризующая в Кодексе право собственности (§ 903), пре­доставляет собственнику правомочия обходиться с вещью по своему усмотрению и исключать воздействие на нее других лиц. Германский законодатель тем самым дал собственнику обширное и исключительное господство над вещью. Наряду с признаками исключительности и всеобъемлющего характе­ра власти лица над вещью к атрибутам германской конст­рукции собственности, зафиксированной в германском ГК, следует отнести ее свободу и индивидуальный характер. " Сво­бода собственности необходима для всех нас...", - утвержда­ли члены комиссии по составлению проекта БГБ в дебатах в рейхстаге при обсуждении § 903.

Традиционно широко была сформулирована и статья Кодекса, посвященная важнейшему виду собственности - земельной собственности. § 905 предоставил германскому собственнику земельного участка обширную власть не только на поверхность земли, но и на недра и воздушное простран­ство над земельным участком. Право собственника земли не распространялось только на полезные ископаемые, имею­щие государственное значение (металлы, уголь, соль). Их использование, как и ранее, регулировалось нормами зем­ского горного права (ст. 68 Вводного закона).

Для БГБ характерно отсутствие сколь-нибудь замет­ных ограничений в правовом режиме собственности на дви­жимые вещи. А вот легальные ограничения для собствен­ника недвижимости в Кодексе даны в части второй § 905 и в § 906. В первом из них зафиксировано правило о недопустимости для собственника земельного участка пытаться " вос­претить воздействие на такой высоте или на такой глубине, что устранение не представляет для него интереса". Эта норма ни в коей мере не лишала земельного собственника права на недра и " воздушный столб". Вводя обширные реальные полномочия земельного собственника в границы на­личного интереса (в конкретной интерпретации соответст­вующего суда), это правило носило, как и запрещение шиканы, скорее, " социально-этический" характер. Следующий § 906 ограничивал собственника земельного участка в инте­ресах хозяйственного использования других земельных уча­стков, обязывая земельного собственника терпеть проник­новение на его участок дыма, пара, копоти, газа и других имиссий, если они нарушают его интересы в незначитель­ных объемах. В случае, если имиссий с соседних участков земли оказывают " недопустимое воздействие на его уча­сток" (§ 907), собственнику земельного участка предостав­лены запретительные правомочия.

Характеризуя юридическую конструкцию собственно­сти по БГБ, важно выделить некоторые особенности право­мочий собственника по распоряжению вещами. Здесь вновь выступают в резкой форме различия между недвижимыми и движимыми вещами. Так, при переходе права собствен­ности на вещи движимые БГБ закрепил старогерманское правило: " Hand muss Handwahren". (" Рука должна предос­терегать руку"). Оно означало повышенную защиту прав добросовестного приобретателя вещи. Собственник вещи, доверивший ее продавцу, лишался права истребовать ее у добросовестного приобретателя. Таким образом, последний, согласно указанному правилу, мог получить больше прав, чем их имел отчуждатель. Это старогерманское правило оказалось весьма выгодным для капиталистического оборо­та, придавая ему необходимую прочность и мобильность.

Совершенно иначе подходит БГБ к вопросу о распо­ряжении недвижимостями. Их передача обусловлена ря­дом формальностей. И это тоже отличительная черта гер­манского вещного права. По Кодексу для передачи права собственности на недвижимые вещи необходим особый публичный акт: запись в Поземельной книге, правовой режим которой был урегулирован особым имперским за­коном 1897 г.

Второй важнейший вещно-правовой институт - вла­дение - регулируется БГБ достаточно подробно. Нормы Кодекса, регулирующие владение, помещаются на видном месте: они открывают третью книгу Кодекса, что демонст­рирует значение, придаваемое этому институту германским законодателем.

Характеризуя германское владение, нужно подчеркнуть оригинальность его юридической конструкции. БГБ отбро­сил римскую " волевую" конструкцию владения и провоз­гласил, что владение вещью приобретается достижением действительного господства над ней (§ 854


 

43. После напряженной борьбы (первый проект конституции был отклонен на референдуме) Учредительное собрание разработало второй проект, который был утвержден народным голосованием, и конституция в конце 1946 года вступила в силу. Франция объявлялась «единой и нераздельной светской демократической и социальной республикой», в которой суверенитет принадлежал народу.

В преамбуле содержался ряд прогрессивных положений о равноправии женщин, о праве лиц, преследуемых на своей родине за деятельность в защиту свободы, на политическое убежище во Франции, о праве всех граждан на получение работы и материальное обеспечение в старости. Конституция провозглашала обязательство не вести завоевательных войн и не применять силы против свободы какого-либо народа, декларировала необходимость национализации ключевых отраслей промышленности, планирования экономики, участия трудящихся в управлении предприятиями.

Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из двух палат – Национального собрания и Совета республики. Право утверждать бюджет, объявлять войну, заключать мир, выражать доверие или недоверие правительству предоставлялось Национальному собранию, а Совет республики мог лишь отсрочить вступление закона в силу.

Президент республики избирался на 7 лет обеими палатами. Главой правительства президент назначает одного из лидеров партии, обладающей наибольшим числом мест в парламенте. Состав и программа правительства утверждаются Национальным собранием.

Конституция декларировала превращение Французской колониальной империи во Французский союз и провозглашала равенство всех входящих в него территорий.

Конституция Четвертой республики была прогрессивной, ее принятие означало победу демократических сил. Однако в дальнейшем многие провозглашенные в ней свободы и обязательства оказались неосуществленными или были нарушены.

В 1946 году началась война в Индокитае, продолжавшаяся почти восемь лет. Французы с полным основанием прозвали войну во Вьетнаме «грязной войной». Развернулось движение сторонников мира, принявшее во Франции особенно широкий размах. Рабочие отказывались грузить оружие для отправки во Вьетнам, под Стокгольмским воззванием, требующим запрещения атомного оружия, подписались 14 млн. французов.

В 1949 году Франция вступила в НАТО.

В мае 1954 года Франция потерпела сокрушительное поражение во Вьетнаме: окруженный в районе Дьен Бьен Фу французский гарнизон капитулировал. 6 тыс. солдат и офицеров сдались в плен. 20 июля 1954 года были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае. «Грязная война», на которую Франция израсходовала астрономическую сумму – 3000 млрд. франков, потеряв несколько десятков тысяч жизней, закончилась. Франция обязалась также вывести войска из Лаоса и Камбоджи.

1 ноября 1954 года Франция начала новую колониальную войны – на этот раз против Алжира. Алжирцы неоднократно обращались к французскому правительству с просьбой предоставить Алжиру хотя бы автономию, но неизменно получали отказ под тем предлогом, что Алжир якобы не колония, а органическая часть Франции, ее «заморские департаменты», а поэтому не может претендовать на автономию. Поскольку мирные методы результатов не дали, алжирцы поднялись на вооруженную борьбу.

Восстание разрасталось и вскоре охватило всю страну, французское правительство оказалось не в состоянии ее подавить. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. 1 июня 1958 года Национальное собрание избрало Шарля де Голля главой правительства и предоставило ему чрезвычайные полномочия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.