Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов






«История государства и права зарубежных стран» - одна из важнейших дисциплин в системе юридического образования, дающая знания основ исторического развития государственно-правовых учреждений и институтов. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию общеправовой культуры, но и приобщает студента уже на начальных этапах обучения к специфической правовой терминологии и лексике, формирует навыки юридического мышления, дает возможность самостоятельно анализировать правовые тексты, как с точки зрения их прикладного значения, так и с точки зрения значения данного документа для общемирового процесса развития.

Изучение курса следует начать с понятия его предмета. Эта учебная дисциплина исследует возникновение и развитие государственно-правовых институтов в странах, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности и права. При этом изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран, исследуются основные причинно-следственные связи, определившие их развитие.

История государства и права зарубежных стран изучается в хронологической последовательности в рамках основных периодов: история государства и права Древнего мира (включающего в себя страны Древнего Востока и Античного мира), Средних веков, Нового времени, Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право:

Древний мир - IV тысячелетие до н. э. - V век н.э.

Средние века - V в. - сер. XVII в.

Новое время - XVII в. до начала XX в.

Новейшее время: начало XX в. по настоящее время.

В рамках первого периода изучается государственно-правовая история таких стран, как Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай, а также государства античной цивилизации: Афины, Спарта, Древний Рим.

В рамках второго периода - Франкское государство, Англия, Франция, Германия, Арабский Халифат, страны Дальнего Востока: Китай, Индия, Япония.

В рамках третьего периода - Англия, Франция, Германия., США, Япония, Китай, Индия.

В рамках четвертого периода - больше внимания уделяется не столько изучению государства и права отдельных вышеназванных стран, сколько изучению общих закономерностей развития государственных и правовых институтов в рамках мировых правовых систем: романо-германской и англо-американской.

Методология курса - это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется получение объективных знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений. Методология курса включает как общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные научные методы (исторический, логический, сравнительный, системно-структурный, толкования, прогностический).

В ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студент должен знать основные памятники права и историческую практику их применения, процессы возникновения и развития государственных институтов и правовые системы ряда зарубежных стран; уметь анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники, исторически осмысливать государственно-правовые явления; сформировать научно-юридическое мировоззрение, общеправовую культуру.

Часть I. Государства и права Древнего мира. Этот раздел включает материал, характеризующий процесс возникновения государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира.

При изучении древневосточных государственных и правовых образований нужно усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока. В частности, доминирующую форму государства и политических режимов - так называемую «восточную деспотию». Студент должен знать не только основные ее признаки, но и уметь выделять специфические черты в ряде стран, таких как: Вавилон и, особенно, Древняя Индия.

При изучении права стран Древнего Востока особое внимание уделяется таким крупнейшим памятникам мирового права, как: Законы вавилонского царя Хаммурапи, древнеиндийские сборники - дхармашастра «Законы Ману» и артхашастра брахмана Каутильи, специфике политико-правовых концепций легизма и конфуцианства в Древнем Китае, а также свод законов Древнего Китая «Книга законов царства Вэй» и др.

Более высокая ступень истории цивилизации связана с возникновением на юге Европы в бассейне Средиземного моря античного (греко-римского) общества, породившего в I тыс. до н.э. дихотомию Восток-Запад.

При изучении государств античного мира студент должен, во-первых, уяснить причины возникновения таких специфических, уникальных форм государственных образований, как античные полисы.

К VI - V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен греческих полисов выдвигаются два наиболее сильных в военном отношении Афины и Спарта.

В Афинах в ходе строительства государства-полиса был накоплен уникальный опыт по созданию демократического политического устройства. Античная демократия в Афинах достигает вершины своего развития в V - IV вв. до н.э. Студент должен знать основные этапы развития Афинского государства, в частности, реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.

В Афинах в V - IV вв. до н.э. была сформирована эффективная система органов власти, построенная по принципу «разделения властей», дополненная системой сдержек и противовесов. Студент должен знать механизм функционирования этой системы, принципы ее формирования и деятельности.

При изучении права Древних Афин особое внимание уделяется источникам (Законы Драконта, Солона, формы нормотворчества эклессии в V - IV вв. до н.э), а также тем правовым отраслям, в которых в наибольшей степени отразились специфические черты античного мира, его экономики, политики, социальной сферы. Речь идет прежде всего о сфере имущественных и договорных отношений, уголовного права, института гражданства. Несомненный интерес представляет материал о судоустройстве и судопроизводстве в Афинах.

При изучении процессов развития государства в Риме следует обратить внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме в «царский», республиканский, имперский (принципат и доминат) периоды.

Определенную сложность представляет усвоение основных черт и институтов римского частного права. В связи с тем, что программа обучения студентов-юристов предусматривает изучение самостоятельной дисциплины «Римское частное права», в рамках данного курса особое внимание следует уделять основным этапам развития римского права, его источникам, историческим системам, а также важнейшим институтам вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права. Среди памятников права большее внимание должно быть уделено Законам ХП таблиц.

Часть II. История государства и права в Средние века. Изучение cредневекового государства и права следует начать с периодизации средневековья, которая прежде всего учитывает эволюцию и смену форм средневекового европейского государства (раннефеодальная монархи, сеньориальная, сословно-представительная, абсолютная).

Особое внимание следует обратить на так называемую диффузию политической власти, свойственную западноевропейской модели средневекового государства, прежде всего, в периоды децентрализации и политической раздробленности.

Несомненно заслуживает внимания и вопрос о связи государства с другими элементами (институтами) политической системы, такими как крестьянская община, церковь и города.

Важнейшей тенденцией государственного строительства в средневековой Европе стал процесс формирования национальных государств, а не полиэтнических монархий, как это было на Востоке или в Риме периода империи. Тем не менее «детство» Западной Европы начиналось с попытки создания на этой территории мощной империи франков. Именно с изучения процессов формирования государств и права у франков студент и должен начать освоения материала по средним векам.

При изучении закономерностей развития государства трех крупнейших европейских стран: Англии Франции и Германии, следует обратить внимание на различные тенденции, свойственные данным процессам. Так, например, Франция стала страной, в которой феодализм развивался по «классическому» образцу.

Основной же тенденцией политического развития Германии стала децентрализация, в связи с чем периодизация развития государства в этой стране имеет определенную специфику. В частности, смена форм государства прослеживается не столько в масштабах всей империи, сколько в рамках отдельных политических образований, входивших в состав «Священной Римской империи Германской нации»/

Отличительной чертой эволюции государства в Англии стала ранняя централизации королевской власти, почти полное отсутствие политического сепаратизма и феодальной раздробленности, раннее и быстрое развитие публичных начал власти.

При изучении вопросов, посвященных средневековому европейскому права, студенту следует обратить внимание на то, что в рамках национальных правовых государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. С другой стороны, уже в средние века в связи с общеевропейскими интеграционными процессами, определяются контуры и будущих мировых систем права (романо-германской и англосаксонской), вырабатываются их специфические институты.

Среди источников права особое внимание студент должен уделить изучению так называемой «варварской правды» франков – «Салической правды», германской частной компиляции XIII в. «Саксонскому зерцалу», германскому своду уголовного и уголовно-процессуального права XVI в. «Каролине», ассизам английского короля-реформатора Генриха II, сборнику обычаев Франции XIII в. «Кутюмам Бовези» и ряду других.

Изучение содержания феодального права предполагает усвоение его наиболее важных и значительных институтов.

Учитывая тот факт, что национальным правовым системам европейских государств в средние века был свойственен партикуляризм, т.е. множественность систем и источников права, действующих одновременно на одной и той же территории, студент должен знать специфику таких самостоятельных правовых систем, как система канонического права, городского права, рецепированного римского права, существенно повлиявших в дальнейшем на правовую общеевропейскую культуру.

Часть III. IV. История государства и права в Новое и Новейшее время. Приступая к изучению этих разделов, следует уяснить социально-экономические и политические предпосылки и причины буржуазных революций.

Англия - первая страна, создавшая государственность в ходе революций XVII в. При ее изучении нужно, кроме усвоения общих вопросов, преимущественное внимание уделить вопросу об особенностях этой ранней революции (специфике ее идеологии, движущих сил, компромиссному характеру итогов). Отмеченные исторические вопросы следует увязать с изучением конституционных документов эпохи революции. Важно проследить процесс формирования конституционного государства после так называемой «Славной революции» 1688 г. Нужно уяснить систему политического компромисса и закрепившие его правовые нормы, приведшие к созданию так называемой «Вестминстерской модели» парламентаризма в XVII - XVIII вв. в Великобритании.

Изучение процессов государственно-политического развития Великобритании в ХХ в. следует начать с вопросов о развитии партийной системы в стране, об усилении роли исполнительной власти - прежде всего власти премьер-министра.

Студенту также необходимо знать основные положения реформы судоустройства 1971 и 1981 гг.

Студент, так же, должен понять особенности образования США в ходе войны за независимость. В частности, необходимо знать систему управления в «белых» колониях Англии, социальный состав населения, уровень развития экономики, правовой статус жителей колоний. Особо следует обратить внимание на причины и движущие силы Американской революции, начавшейся как национально-освободительное движение и переросшее в борьбу за независимость.

Важнейшим документом этого периода является «Декларация независимости» 1776 г.. изучению которой следует уделить особое внимание.

При рассмотрении вопроса о переход от конфедеративной к федеративной форме государственного устройства США студенту необходимо уяснить с какой целью и на каких принципах создавался первый конфедеративный союз штатов, а также причины, по которым такой союз не мог эффективно решать насущные задачи государственного строительства в послевоенный период.

Рассматривать вопрос о Конституции США 1787 г. необходимо с истории ее создания, с тех острых дискуссий, которые вели ее «отцы-основатели» и между собой, и с критиками ее проекта. В связи с эти рекомендуем изучить статьи виднейших американских политических деятелей того периода.

Студенту необходимо также на основе анализа статей Конституции 1787 г. обосновать особенности формы правления США - президентской республики, основные принципы конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль. Студент должен уяснить отличие американского принципа разделения властей от европейского, прежде всего английского, основанного на верховенстве парламента как высшего законодательного органа.

Студенту также необходимо изучить историю принятия Билля о правах - первых десяти поправок к американской конституции, а также содержание последующих поправок, принятых в 19-20 вв. Речь идет, прежде всего, о поправках 1, 4, 6, 7, 13, 14, 15, 17.19, 22, 24, 25, 26.

При изучении основных тенденций развития государственности в США в ХХ в. нужно особое внимание уделить теме: Новый курс президента Ф. Рузвельта, в частности его антикризисному законодательству, государственным мерам борьбы с безработицей, социальному законодательству.

Важнейшей вехой развития Франции в Новое время стала Великая французская буржуазная революция. Наряду с усвоением общеисторических вопросов (причины, характер, основные этапы революции), нужно особое внимание уделить усвоению правовых документов, изданных в ходе революции. Наибольшее значение имеют Декларация прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг., а также Конституции 1791и 1793 гг.

В XIX веке Франция пережила еще несколько революций, а французское государство, соответственно, неоднократно меняло форму правления. Студент должен знать важнейшие этапы государственно-политических перемен в этот период. Особое внимание следует обратить на Конституции II республики 1848 г. и конституционные акты III Республики, а также на систему власти в период правления Наполеона Бонапарта.

Политическая история Франции в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить особое внимание на успешную борьбу объединенных демократических сил Франции (Народный фронт) в середине 30-х годов ХХ в; уяснить характер и важнейшие меры (политические, социальные) правительства Народного фронта.

Из истории послевоенной Франции следует сконцентрировать внимание на борьбе вокруг новых конституций и их наиболее характерных чертах, уметь охарактеризовать политический режим IV и V республики.

При изучении государственно-политических процессов в Германии особое внимание нужно уделить этапам политического развития в период с 1806 по 1871 гг., а также анализу государственного строя по Конституции 1871 г., изменениям, произошедшим в связи с принятием Веймарской конституции 1919 г., причинам крушения Веймарской республики и установления фашистской диктатуры в 1933 г. Из конституционных актов послевоенного периода студент должен особое внимание обратить на содержание Конституции 1949 г.

При изучении вопросов, связанных с развитием права в Новое и Новейшее время студент должен, прежде всего, понимать различия между двумя наиболее крупными, исторически сложившимися системами права - англо-американской и континентальной. Следует знать специфику источников права, основные тенденции его развития в ХХ веке. Из источников континентальной системы в рамках курсах особое внимание уделяется кодексам Германии и Франции: гражданским (ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.), а также уголовным (УК Франции 1810 и 1992 гг. и УК Германии 1871 г.). Студент, также, должен знать основные изменения, произошедшие в важнейших отраслях права в ХХ веке.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Важное место в изучении учебного курса истории государства и права зарубежных стран студентами заочной формы обучения занимает написание контрольной работы.

В настоящем УМКа представлены контрольные работы двух видов (по выбору преподавателя).

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ предусматривает решение ситуационных задач с помощью конкретного документа.

Вариант 1.

Разрешите ситуации, опираясь на нормы законов царя Хаммурапи (1);

Законы XII таблиц (2); Салической правды (3); Каролины (4); французского Гражданского кодекса, французского торгового кодекса (5); Германского гражданского уложения; Германского торгового уложения (6). Изложите ответ письменно, с указанием статьи, с помощью которой решили задачу.

(Задачи взяты из Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебное пособие. М., 2005.).

 

1. Вавилоняне Самсу-илун, Салманасар и Адад-нерари за­ключили договор товарищества для организации торговли с Фи­никией. Каждый внес по 500 сиклей серебра. Ответственным за ведение торговли в Тире был назначен Салманасар, в Сидоне — Адад-нерари, а в Вавилоне — Самсу-илун. По результатам года сделки, заключенные Салманасаром, принесли прибыль в 180 сиклей серебра, Самсу-илуном — 120 сиклей серебра, а дея­тельность Адад-нерари — убытки 90 сиклей серебра.

Как должны быть разделены прибыль и убытки?

2. Во время строительства дома Октавий самовольно исполь­зовал в качестве перекрытий на крыше несколько бревен, лежав­ших на участке соседа. Когда сосед узнал об этом, он потребовал вернуть бревна, но Октавий отказался.

Правомерен ли отказ Октавия? Как должен быть разрешен спор?

3. Визогаст взял в долг у Гунтрамна 300 солидов с обязатель­ством вернуть их не позднее, чем состоятся Мартовские поля бу­дущего года. Но по наступлении срока платежа вернуть долг от­казался.

Каким образом и в какой сумме Гунтрамн может взыскать долг?

4.Купец Цвинглер, отражая нападение вооруженных граби­телей на свой дом, убил одного из нападавших, а другого ранил.

Как можно квалифицировать действия Цвинглера? Будет ли он нести ответственность?

5. Торговая фирма из Тулузы заключила договоры о поставке двух партий зерна в г. Бордо: одну в количестве 200 т и другую в количестве 400 т. Для перевозки груза поставщик зафрахтовал у одного судовладельца две баржи вместимостью по 300 т каждая. Во время пути по реке Гаронна поднялся сильный ветер, и одну из барж вынесло на мель. Баржа дала течь. Большая часть груза была испорчена водой.

Будет ли поставщик нести ответственность? Как будут рас­пределены убытки?

6. Один из книготорговцев в городе N обратился за советом в адвокатскую контору. По его словам, он служит предметом зависти и ненависти для других местных книготорговцев, так как делает покупателям скидки на 5% больше, чем другие книготор­говцы, что позволяет ему иметь хорошие обороты торговли. Не­давно ему заказали несколько экземпляров книг, появившихся в одном из местных книжных магазинов. Данный магазин объя­вил, что продает эти книги по 2 марки за экземпляр со скидкой в 10% при оплате наличными. Он обратился туда с просьбой про­дать ему эти экземпляры за наличные с обыкновенной (объяв­ленной) скидкой. Но ему было отказано.

Возможно ли предъявление претензий в данном случае?

Вариант 2.

Разрешите ситуации, опираясь на нормы законов царя Хаммурапи (1);

Законы XII таблиц (2); Салической правды (3); Каролины (4); французского Гражданского кодекса, французского торгового кодекса (5); Германского гражданского уложения, Германского торгового уложения (6). Изложите ответ письменно, с указанием статьи, с помощью которой решили задачу.

(Задачи взяты из Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебное пособие. М., 2005.).

1. Вавилонянин Ику-шамаган в присутствии свидетелей за­ключил договор с Бамму-напхе о том, что последний отдает свою дочь Аштарат в жены Ику-шамагану. Соглашение было письменно оформлено и Бамму-напхе получил полмины серебра в качестве выкупа за невесту. Свадьба была отложена на два ме­сяца, поскольку Ику-шамаган должен был отправиться в торго­вую поездку. Но по возвращении Бамму-напхе отказался отдать свою дочь в жены, так как появилась кандидатура более перспек­тивного жениха.

Имеет ли право Бамму-напхе на такие действия и каковы по­следствия такого отказа?

2. Судья Флавий был уличен в том, что получил богатые по­дарки в связи с тем, что вынес решение в пользу одной из сторон спора.

Должен ли Флавий понести наказание и какого рода?

3. В одном из поселений на краже с поличным был пойман раб. Стоимость похищенного составила 35 денариев. На следствии выяснилось, что на кражу его подговорил без ведома хозяина один их франков.

Кто и в каком объеме будет нести ответственность?

4. К следственному судье был доставлен бродяга, обвиняе­мый в совершении нескольких краж и разбоев. Свидетелей и других улик против него не было.

Мог ли судья прибегнуть к пытке для установления истины?

5. Некто Бюиссар присоединил участок пустоши к своему ви­нограднику и в течение 12 лет обрабатывал его и получал урожай. Но на тринадцатый год появился человек, который заявил, что данный участок принадлежит ему и не используется лишь пото­му, что заявитель проживает в другой провинции и узнал о суще­ствовании этого владения несколько месяцев назад из открыв­шегося наследства.

Кому должен принадлежать данный участок?

6. Торговая фирма «Кайзер» из г. Маннгейма заключила до­говоры о поставке двух партий каменного угля: одну в количест­ве 800 т для Бемера во Франкфурт, другую для Мунке в Ганау в количестве 400 т. Для перевозки груза поставщик зафрахтовал два корабля вместимостью по 600 т каждый у одного судовла­дельца. Но в ночь перед отплытием один из кораблей затонул по причине сильной бури на Рейне.

Как будут распределены убытки?

 

ВТОРОЙ ВАРИАНТ предусматривает написание контрольной работы в виде краткого изложения содержания рекомендуемых учебников, монографий, научных работ, результатов исследований, правовых источников, а также обобщение и изложение основных выводов по определенной теме курса.

Работая над контрольной работой, студент должен продемонстрировать не только глубокое знание материала, но и умение самостоятельно его систематизировать и творчески осмыслить, использовать основные идеи источников для раскрытия темы, логично выстраивать содержание работы, связно и лаконично излагать материал.

Необходимым условием успешного написания контрольной работы должна быть самостоятельность ее написания, творческий подход к делу. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников. Нарушение этого требования влечет за собой неудовлетворительную оценку и возращение студенту работы для выполнения ее заново.

Рекомендуется следующий порядок изучения материала по теме контрольной работы:

1. Прочтение соответствующих разделов учебника, учебного пособия, монографической и научно-популярной литературы. Выяснение общих закономерностей конкретного исторического периода и хронологию событий.

2. Непосредственная работа над историко-правовыми документами, литературой, понимание причин вызванных к жизни тех или иных государственно-правовых явлений в соответствии с проблематикой контрольной работы.

3. Изучение содержания прослушанных лекций, дополнительного материала, составление плана (содержание) работы в соответствии с учебной программой.

4. Сравнение государственно-правовой истории с современностью, сравнительный анализ исторического материала с современными реалиями.

5. Составление библиографии в установленном порядке, оформление титульного листа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.