Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-представителыая монархия во Франции






В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального гос-ва — сословно-представительная монархия, Становление сосло в но-представительной монархии связано с процессом политической централизации (к нач. XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. Сеньориальная власть утратила самостоятельный политический хар-р. Короли лишили феодалов права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VI! запрещал феодалам устанавливать новые косвенные налоги, что привело к их исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была единственная королевская монета. Короли лишали феодалов их традиционной привилегии—вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, кот-е давали им некот-ю политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). Исчезает сеньориальное законодательство, ограничена сеньориальная юрисдикция путем расширения круга дел, составлявших «королевские случаи». В Х1Ув. была предусмотрена возможность аппеляиии на любое решение судов отдельных феодалов в парижский парламент, чем был разрушен принцип, согласно кот-му сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Серьезное препятствие на пути французского короля—римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но не чувствуя особой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. К концу XIII— H.XlVe. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Филлигш Красивый потребовал от фран. духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространил королевскую юрисдикцию на все привилегии клира, на что папа издал в 1301г. буллу, в кот-й грозил королю отлучением от церкви. Конфликт закончился победой королевской власти над духовенством и переносом резиденции римских пап в Авиньон -«авиньонское пленение пап».=> Авторитет н политический вес королевской власти возрастали. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты (отстаивали приоритет светской власти над церковью, отрицали божественное происхождение королевской власти во Ф.). В 1303г. была выдвинута формула: «король является императором в своем королевстве», кот-я подчеркивала политическую независимость короля в международных отношениях. Легисты утверждали, что король-верховный законодатель и может создать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовалось созывать вассалов или согласие королевской курии. Король получал право рассматривать любое судебное дело сам или делегировать его слугам.

Сословно-представительная монархия утверждается, когда не совсем преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых гос-х функций, королевская власть ломала политическую структуру сеньориальной монархии, сталкиваясь при этом с мощной опоозицией феодальной олигархии, сопротивление кот-й не могла преодолеть собственными силами, поэтому политическая сила короля происходила от поддержки феодальных

К нач. XIV в. оформируется союз короля и представителей разных сословий, политическим выражением его стали особенно сословие-представительские учреждения-Генеральные и провинциальные штаты. Причины созыва Ген. Штатов Филлиппом IV: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с папой. Король определил периодичность созыва ГШ, вопросы, выносящиеся к рассмотрению ГШ и продолжительность их заседаний. Каждый созыв ГШ был индивидуальным и определялся усмотрением короля. Высшее духовенство и саетские феодалы приглашались лично. ГШ первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позже среднее и мелкое дворянство выбирало своих депутатов. Выборы проводят также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2-3 депутата). Горожане и легисты иногда избираются от духовенства и дворянства. ГШ представляли имущие слои общ-ва. Созывались для поддержки сословий по вопросам: борьбы с орденом тамплиеров(1308), заключение договора с Англиеи(1359) и т. д., для запроса по ряду законопроектов, но чаще всего—при нужде короля в деньгах. Король обращался к сословиям с просьбой финансовой помощи или разрешения очередного налога, кот-й мог собираться только 1 год. ГШ имели право вносить предложения, критиковать деят-ть королевской администрации, т.к. существовала связь м/у просьбами сословий и голосованием. По субсидиям, король в основном уступал ГШ и издавал по их просьбе соответствующий Ордонанс. Помогли королевской власти усилиться, укрепить свои позиции в гос-ве, но в ряде случаев противостояли королю и его решениям (конфликт ГШ и короля в 1357г. в момент восстания горожан в Париже), кроме 1468 и 1484гг. Каждое сословие собиралось отдельно. Голосование организовывалось по бальяжам и сенешалылвам, где избирался депутат. При различиях в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям (сословие имело I голос, у феодалов—перевес над 3 сословия). Избранные в ГШ наделялись императивным мандатом. Их позиция по вынесению на обсуждение вопроса была связана инструкцией избирателей. После заседания депутат отчитывался перед избирателями. В ряде регионов во Ф. с к.ХПв. возникает местные сословно-прсдставиглеьные учреждения(консилиум, парламент, поззке-штаты Бургундии, штаты Дофина, в XVI в.-провинциал. штаты), в кот-е не допускались крестьяне.

Центральные органы управления не были существенно реорганизованы. Все административные и властные полномочия чиновников простекают от короля. Создан Большой Совет из легистов и 24 представителей высшей светской и духовной знати. Собирался 1 раз в месяц, его полномочия носили совещательный хар-р. Со временем король чаще прибегает к созыву узкого совета из лиц, приглашенных по его усмотрению. Новые должности: клерки, секретари, нотариусы-из легистов и преданных королю незнатных дворян. Прево и бальи теряют ряд своих функций (военные, т.к. падает значимость феодального ополчения). Основной источник пополнения казны - гос-е налоги. Из королевской курии выделяется счетная палата(по финан. вопр.). В 1445г. Карл VII организовал регулярную королевскую армию с центральным руководством и честкой системой (т.к. постоянный налог).

Судебная система крайне запутана и суд не отделен от администрации. Члены Парламента стали назначаться пожизненно. В пер. пол. XlVe. Парламент приобретает право регистрации королевских ордонансов и королевских документов. Это высший суд по делам феодальной знати.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.