Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методология ИГПЗС






История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко—правовыми, так как они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. В отличие от общей истории историко—правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

Предмет истории государства и права зарубежных стран – это отношения социальных сил между народами, нациями, государствами по поводу суверенитета власти и прав человека.

Предмет истории государства и права зарубежных стран включает в себя следующие положения:

1) изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших существенное влияние на историю государственности;

2) анализ содержания государственно—правовых процессов, протекающих в определенной последовательности;

3) исследование присущих им причинно—следственных связей и конкретно—исторических закономерностей.

Основные методы МП ГЗС: исторический, сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический.

1. Исторический метод подходит к Г и П как к изменяющимся во времени, развивающимся явлением. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящих в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

2. Сравнительно-исторический и метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставление их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем:

синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы: аналогия и экстраполяция.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является историч. процесс, выводы, получ. в результ. исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляю! возможность научного прогнозирования.

3. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодейств, элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон истории, процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связаных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Историю государства и права зарубежных стран рассматривают как:

1) отрасль права – совокупность норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности;

2) науку;

3) учебную дисциплину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.