Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка






С сере-дины 70-х гг. жизнь советского общества постепенно входила в полосу застоя. Наметилось явное отставание СССР в темпах экономического развития от передовых стран мира. Со всей очевидностью проявилась неэффективность командно-административной системы управления хозяйством страны.В сфере международной политики проявилась тенденция к изоляции от мирового сообщества. Эта тенденция особенно усилилась после военного вмешательства СССР в дела Афганистана. Проблемы возникли и в сфере экономики. Повсеместно сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства. В июне 1988 г. XIX партийная конференция КПСС внесла предложение органам государственной власти СССР провести в стране конституционную реформу. Согласно ней в государстве вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избираемый из числа депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть партией, профсоюзами и общественными организациями.В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.Тем временем в стране нарастали социальные проблемы, стали нормой митинги и демонстрации, а летом 1989 г. по стране прошла мощная волна забастовочного движения

17 марта 1991 г. в 9 республиках прошел референдум о судьбе СССР, три четверти голосовавших высказались за его сохранение. 23 апреля 1991 г. представители 9 республик и М.С. Горбачев, как Президент СССР, подписали соглашение о заключении нового союзного договора. 12 июня 1991 г. в РСФСР прошли выборы президента, которым стал Б.Н. Ельцин.8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководители Белоруссии, РСФСР и Украины подписали Договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и объявили о прекращении существования СССР

как субъекта международного права. Государственное право.В апреле 1990г. были приняты

Законы: «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Права союзных республик существенно расширились, законодательство, впервые за многие десятилетия существования СССР (68 лет), Хозяйственное и гражданское право. В феврале 1990 г. Верховный

Совет СССР принял закон «Основы о земле»В апреле 1990 г. принимается закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», который разграничил полномочия союза и республик в сфере экономики и финансов.Происходящие в стране перемены не могли не сказаться на гражданских правах и свободах, а так же демократизации социальных структур советского общества.Уголовное право. В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция. В октябре 1990 г. этой проблеме был посвящен специальной Закон.

 

66.Провозглашение Россией государственного суверенитета.Государство и правосуверенной России.КонституцияРФ1993.: ПрезидентРФ.Федеральное Собрание(парламент)РФ.Исполнительная власть.ПравительствоРФ.Судебная власть РФ.Конституционный суд РФ. После распада СССР в декабре 1991 г. руководство бывших союзных республик выбрало свои пути выхода из кризиса.были установлены свободные цены на большинство продуктов и товаров. Помимо этого предусматривались меры по приватизации государственной собственности. Расчет был сделан на создание в России среднего класса. Реформа Гайдара исходила из того, что начнется приватизация. В результате освобождения цен со 2-го января 1992 г. денежные средства населения в результате инфляции были, по существу, конфискованы, покупать акции оказалось не на что. С 1-го октября 1992 г. началась выдача всем гражданам России приватизированных чеков (ваучеров), а в 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.Реформы Гайдара вызвали неприятие у многочисленных слоев и групп населения. В декабре 1992 г. Гайдар был отправлен в отставку, пост премьер-министра занял В.С. Черномырдин.Тем временем социально-экономическая и политическая ситуация в России с каждым днем и месяцем ухудшались. Свертывались социальные и общественные фонды потребления, резко ухудшилось медицинское обслуживание населения, постоянно росли цены на продукты питания, железнодорожные, водные, автомобильные и иные перевозки. Шло удорожание жилья.На рубеже 1991 – 1992 г. над Россией нависла и угроза распада. В стране назревало противоборство между исполнительной и законодательной ветвями власти.Президент Б. Ельцин предложил провести всенародный референдум, который должен будет решить, кому – президенту или парламенту – необходимо вручить боле властные полномочия в это тяжелое время реформ.В течение октября и ноября месяца был окончательно доработан проект новой Конституции РФ, призванной стать фундаментом постсоветской российской государственности.Конституция РФ 1993 г. Органы государственной власти. Президентский вариант Конституции РФ был одобрен гражданами России на референдуме.Новая Конституция закрепила политические изменения, происшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органовуправления. Органы государственной власти РФ образуются в точном соответствии с действующим законодательством. Их состав определяется Конституцией РФ и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования органов государственной власти регламентируется федеральными законами. Органы государственной власти РФ составляют единую систему, которая определяется федеративным устройством России и под которой понимается вся совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.Таким образом, система органов государственной власти РФ состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти; органов судебной власти.Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из Парламента РФ, парламентов республик в составе РФ, представительных органов государственной власти других субъектов РФ и местных представительных органов государственной власти.Все указанные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью.Органы исполнительной власти включают: Правительство РФ, федеративные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе РФ; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворения в жизнь) положенийконституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента России, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти.Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.Президент РФ. Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Обладая большими полномочиями, Президент РФ является гарантом Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина.В случае необходимости он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти РФ.По Конституции РФ Президент сосредотачивает в своих руках всю полноту исполнительной власти. Он назначает Председателя Правительства РФ, получив на это согласие Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуру судей Конституционного суда, Верховного Суда. Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора.На Президента возложен ряд полномочий, связанных с деятельностью законодательного органа – Государственной Думы. Он назначает выборы Государственной думы, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией РФКак глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей.Президент РФ утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет безопасности страны.Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения адресуются государству в целом. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.Исполнительная власть. Правительство РФ. Высшим органом федеральной исполнительной власти в стране является Правительство РФ. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в государстве.Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента, при принятии последним отставки Правительства РФ.Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется его аппарат.Представительными и законодательными органами республик в составе РФ являются их парламенты, именуемые по-разному: Народное Собрание, Государственное Собрание, Законодательное Собрание и т.д. Парламенты республик в составе РФ работают в сессионном порядке. Сессии созываются не реже двух раз в год. Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые этими органами в пределах своей компетенции. Судебная система РФ. В систему органов правосудия РФ входят: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система общих судов, Высший Арбитражный Суд РФ и система нижестоящих арбитражных судов. В систему органов правосудия входят и военные суды.Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могутбыть установлены дополнительные требования к судьям. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, который осуществляет судебную власть посредством Конституционного судопроизводства, и решения которого обязательны на всей территории РФ.Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии не менее трех четвертей членов суда от общего числа судей.Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ: 1. Решает дела о соответствии Конституции РФ: 2. Разрешает споры о компетенции: 3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемых или подлежащего применению в конкретном деле.4. Дает толкование Конституции РФ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.