Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я республика во Франции. Оккупация Франции.






После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.
Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом " президент Республики". В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу).

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства.

Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась откровенным консерватизмом. Национальное собрание, согласившись большинством всего лишь в один голос на подтверждение республики, стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Именно поэтому избираемый на семь лет, имеющий право переизбрания президент республики наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента; распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Консервативный характер конституции 1875 г. проявился и в организации законодательной власти. Она осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года " всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Конституция отводила Сенату, состав которого был более консервативным, роль тормоза на пути прогрессивного и демократического законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что " министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально за их личные действия". Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту, Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти. Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев или не достигшие 21 года. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовалось 12 млн. В еще большей степени антидемократизм избирательного права проявился в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура.

 

Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции - рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (совет префектур в департаментах).


Низшей единицей местного управления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу - мэра. Однако и он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем правительства и главой местной исполнительной власти. Правящие круги Третьей республикиустановили особую систему муниципального управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров - Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена в руках префекта полиций и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в деля муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

Падение Третьей республики во Франции. Гитлеровская оккупация и режим Виши.
Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.