Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года.






Бурное капиталистическое развитие Германии требовало объединение страны. Инициативу по объединению захватила Пруссия (в 60х), которая в результате промышленной революции стала самым экономически развитым гос-ом Германии. Король Пруссии Вильгельм 1 стал активно заниматься реализацией идеи об объединении всех Германских гос-в вокруг Пруссии. В 1862г он назначил главой правительства Отто фон Бисмарка, который определил модель будущего объединения: " не речами и постановлениями..., а железом и кровью". И начал активно реализовывать эту модель, начав с усиления армии: создал всеобщую воинскую повинность, обязательное школьное обучение, создал генеральный штаб (управление армией, создание стратегий и т.д). В результате этого Прусская армия стала одной из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с преимущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. Поводом к войне явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом - преданность Пруссии и Австрии идее национального объединения. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства распространился режим совместного австро-прусского владения, при котором управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно решила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северогерманского союз а, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии. Главой союзного государства становился президент - король Пруссии, который являлся главнокомандующим союзной армией, обладал правом заключения мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной и частично законодательной власти. Главой союзного правительства стал назначенный королем канцлер. Законодательная власть вверялась парламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейхстага. В союзный совет - верхнюю палату – входили представители государств-членов, причем из 43 голосов 17 принадлежали представителям Пруссии. Рейхстаг - нижняя палата - состоял из 297 депутатов, избранных на основе всеобщего мужского избирательного права. Объединение Германии состоялось, но Бисмарк видел угрозу со стороны Франции, которая ощутила в объединении Германии угрозу своему влиянию в Европе и стремилась подтолкнуть Австрию и Южно-Германские гос-ва к борьбе против Пруссии. Война с Францией, по мнению Бисмарка, должна была еще больше сплотить Германские гос-ва и способствовать преобразованию Северогерманского союза в более централизованное гос-во во главе с Пруссией.Спровоцировав Францию на объявление войны и выставив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результатов. Германские гос-ва объединились вокруг Пруссии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских гос-в обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Гессен, Дармштадт и Баден) была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую конституцию. По ФГУ Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 гос образований. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей гос-в, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных гос-в, а нормы представительства определялись самой конституцией. Канцлера (председателя) назначал император. Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (всеобщие прямые тайные выборы). Депутаты рейхстага работали бесплатно (ст. 32). Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось " согласие большинства и в том и в другом собрании. Исполнительная власть: император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства. Его компетенция (очень широкая): Назначение и смещение кадров, законодательная инициатива, был представителем империи во внешних отношениях, главой вооруженных сил, мог управлять парламентом (открывал, закрывал, мог распустить нижнюю палату с согласия верхней). Канцлер: назначался императором и был ответственен только перед ним. Был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями. Председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Вывод: исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юр несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.

51. Буржуазная революция в Японии. Реформы 1870 – 80 годов. Конституция

Предисловие: В 1800-1850 годах Япония была феодальным гос-вом милитаристского типа – сёгунат, которое проводило политику самоизоляции от внешнего мира, что способствовало консервации феодального строя. По форме правления она являлась монархией, формально во главе с императором, а реально властвовал наследственный диктатор из самурайской верхушки – сёгуна, обладая всей полнотой власти. Военно-олигархическая диктатура стремилась сохранить феодальный строй с сословиями: 1) «си» — самураи — дворяне — военное сословие; 2) «но» — крестьяне; 3) «ко» — ремесленники; 4) «сё» — торговцы. Постепенное развитие товарно-денежных отношений привело к росту и укреплению буржуазии и разложению феодального строя. Но развитию капиталистических отношений препятствовал военно-феодальный режим. Возникло противоречие между отжившими феодальными порядками и новыми капиталистическими отношениями. Буржуазная революция 1867г: называлась Мэйдзи и не являлась революцией в привычном понимании, потому, что буржуазия была слишком слабой и искала союза с либерально настроенным дворянством. В результате был свергнут сёгунат и восстановлена власть императора (абсолютная монархия). Это и есть главная особенность японской революции, ведь в других гос-вах свергали монархию. Другие особенности: 1) Осуществление ряда реформ, способствующих модернизации японского общества; 2) преобразование отсталого архаичного японского общества, осуществлявшееся путем заимствования передовых западных идей, технологий, политических и правовых институтов, которые были приспособлены к национальным и культурно-традиционным ценностям японцев. Поэтому они были понятны и доступны массовому японскому сознанию и не воспринимались как инородные, чужеземные. Заимствования не затрагивали культурно-религиозной традиции, которая основывалась на синтоизме — государственной идеологии Японии, утверждавшей культ императора как единственную основу консолидации нации. Реформы 70-80: 1) упразднено сословно-феодальное деление общества и утверждено формальное равенство всех граждан перед законом (устранены ограничения о выборе профессии и места жительства); 2) аграрная реформа, ликвидированы феодальные права на землю и разрешена ее свободная купля-продажа (частная собственность, владельцем становился тот, кто ей фактически владел до реформы); 3) административная реформа. Было ликвидировано феодальное деление Японии на удельные княжества и учреждено 50 префектур во главе с назначаемым (правительством) губернатором, Госсовет был заменен Кабинетом министров в качестве высшего органа власти с отраслевыми министерствами. Из Китая была заимствована система конкурсного отбора на управленческие должности; 4) проведена модернизация армии по германскому образцу, а флота - по английскому, введена всеобщая воинская повинность; 5) осуществлена правовая реформа по западному образцу и при помощи иностранных консультантов-юристов. По европейскому образцу в Японии были введены новые титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон; 6) Принят закон о всеобщем начальном образовании; 7) Образование полит партий, программы были схожи, различались в мелочах, в полит жизни не играли значительной роли. Конституция 1889г: в 1882 г за рубеж отправили миссию для изучения конституционного опыта европейских стран. За образец была взята Конституция Пруссии, которую изменили под национальный менталитет- Либерализм нижней палаты парламента ограничили назначаемой верхней палатой (из знати). Проект конституции не выносили на всеобщее обсуждение (этого добивалась оппозиция), а рассмотрели на тайном совете, созданном при императоре. В 1889г император даровал подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Основной принцип конституции является принцип суверенитета династического монарха, императора имеющего божественное происхождение, он был объявлен неприкосновенным. Полномочия императора: 1) объявление войны и мира 2) международные договоры 3) Вводить осадное положение 4) Назначать и увольнять чиновников 5) Законодательная инициатива (мог издавать указы обязательные для исполнения без совета парламента) 6) Созывать и закрывать парламент, переносить сроки заседаний. Кабинет министров нес ответственность только перед императором (и естественно не мог выразить вотум недоверия), собирался по велению императора. Парламент: обе палаты обладали законодательной инициативой, решение вопросов проходило большинством голосов обеих палат. Конституция запрещала парламенту любые обсуждения статуса императора. Нижняя палата: избиралась на основе высокого возрастного (25л) и имущественного цензов, а также ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Таким образом избир право получил 1% населения. Срок полномочий 4 года. Верхняя палата: Назначалась на 7 лет, влиятельность её была гораздо выше чем у нижней. Военные учреждения (внеконституционные): Тайный совет: состоял из 25 советников, назначаемых императором. Независим от парламента и кабинета министров. Любое важное решение в гос-ве должно было согласовываться с его членами. Генро: Оказывал решающее влияние на политику страны и состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати. Права подданных: свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.