Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германия после Второй мировой войны. Бонская конституция 1949 года.






Государственное существование Германии было прекращено 23 мая 1945 года, от её территории были отделены территория бывшей Австрии (разделена на 4 зоны оккупации), Эльзас и Лотарингия (возвращены в состав Франции), Судетская область (возвращена в состав Чехословакии), область Эйпена и Мальмеди (возвращена в состав Бельгии), восстановлена государственность Люксембурга, отделены аннексированные в 1939 году территории Польши (Позен, Варталанд, часть Померании). Мемельская (Клайпедская) область возвращена в состав Литовской ССР. Восточная Пруссия разделена между СССР и Польшей. Остальная часть разделена на 4 оккупационных зоны - советскую, американскую, британскую и французскую. Часть своей оккупационной зоны к востоку от рек Одера и Нейсе СССР передал Польше.

Члены антигитлеровской коалиции, прежде всего США, СССР, Великобритания, позже Франция, изначально добивались осуществления согласованной оккупационной политики. Главными задачами в этой политике были демилитаризация и денацификация.

В дальнейшем произошло политико-экономическое объединение американской, британской и французских оккупационных зон в т.н.Тризонию, с 1949 г. Федеративная Республика Германии (ФРГ).

Мирный договор с ФРГ по итогам Второй мировой войны не подписан до настоящего времени.

Конституция 1949. Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым государством». Понятие «демократического» подразумевало, что «вся государственная власть исходит от народа» и осуществляется через выборы и голосования (ст. 20). Понятия «социального» и «правового» строя (тесно связанные с традициями германского конституционализма первой половины XIX в.) означали, что интересы общества, закрепленные в праве и законе, первенствуют и перед задачами собственно государственной деятельности и перед интересами частных лиц.

Конституция поставила во главу государственного строя основные права граждан (разд. I): «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека признавались основой всякого человеческого общества и справедливости в мире» (ст. 1). За гражданами закреплялись свободы совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии. Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности. Но вместе с тем декларировалось, что «собственность обязывает, и, пользование ею должно служить общему благу» (ст. 14) с закреплением преимуществ общественной собственности. Важной конституционной оговоркой было положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться «для борьбы против свободного демократического порядка» (ст. 18);

Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.

Главой государства федерации считался президент.

60. Делегированное законодательство: сущность и особенности проявления.

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - издание правительством по уполномо-
чию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона в
порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых сво-
их исключительных законодательных полномочий. Делегирование законода-
тельных полномочий правительству может осуществляться путем принятия
парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в по-
рядке ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА акты по определенным вопросам в
течение конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование за-
конодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент
сознательно издает законы, составленные в общих выражениях (т.н. за-
кон-рамка, скелетное законодательство), делая тем самым применение их
невозможным без соответствующей законодательной деятельности органов ис-
полнительной власти. В порядке ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА издаются
нормы как правительствами, так и любыми другими подчиненными им органами
управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.