Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развернутый ответ






В ср Греции в Аттике во II т. До н.э. поселились греческие племена во II т. До н.э. – XI-IX в. жили первобытно-общинным строем. Управление осуществлял базилевс, булэ – совет старейшин, агора-народное собрание. Греческие полисы представляли собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Самым крупным был афинский полис, располагавшийся на площади 2500 кв. км, тогда как большинство других полисов имели территорию около 250 кв. км.

Афины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства.

Здесь государство возникает без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодородной долине, которую во время великого переселения народов заняли ионические племена.

Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатридов) - родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников. Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Замещение всех должностей было только из эвпатридов.

Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешались, родоплеменные структуры им стали тесны. Сельская община весьма быстро разложилась в Аттике. Здесь не было нужды в ирригации. На смену коллективной собственности на землю приходит собственность частная.

Со временем должность базилевса (вождь племени был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом) ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии. Наряду с должностью базилевса появляется новая должность - архонта. Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет, позднее на 1 год, а с 683 г. до н.э. избирается 9 архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него были судебные полномочия по семейным делам. Базилевс стал вторым архонтом, он осуществлял жреческие функции, а также осуществлял суд по религиозным делам. К третьему архонту - полемарху отошло военное командование. Остальные шесть членов - фесмофеты (знатоки постановлений народного собрания), были заняты отправлением правосудия, отнесенного к юрисдикции ареопага. Они должны были записывать важнейшие законоустановления и хранить их для последующего использования в судебных спорах - выполняли судебные функции. Булэ(совет старейшин) -> Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.

Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товароденежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VI1I-VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании. В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян.

" Демос", что значит " народ", состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя.

Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии. В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Салона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право " отменять или сохранять существующее и вводить новое". Городской демос видел в Салоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

 

  1. Общественный строй Древних Афин.

Верхушку афинского общества в 5-4 вв. до н.э. составляли граждане (не более 30-35 тыс.) гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки допускались, но дети от этих браков за редким исключением, гражданских прав не получали. Афинское гражданство давало человеку широкие права:

а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление государством было тотальным – на 35 тыс. граждан приходилось до 20 тыс. одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной и судебной властей);

б) только граждане могли быть земельными собственниками;

в) право на помощь со стороны государства в случае нужды: неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от уплаты государственных налогов и военной службы, им предоставлялась возможность получения бесплатного питания и билетов на разного рода увеселительные мероприятия.

Обязанности граждан были следующие:

а) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, или в пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);

б) уважение законов и правителей;

в) уплата налогов (на особо богатых налагались почетные долги – строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);

г) вступление в брак, воспитание детей (только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки (15) – иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тыс. граждан приходилось 10 тыс. метеков). Метэки были существенно ограничены в правах:

а) им было запрещено приобретать в собственность землю;

б) каждый иностранец должен был иметь покровителя – простата из числа граждан, покровитель представлял интересы метека в суде;

в) уплата особого налога – метекиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство с семьей, а имущество его конфисковалось);

г) обязанность служить в армии;

д) полное отсутствие политических прав.

Самой многочисленной категорией населения были рабы (до 100 тыс.). В Афинах существовало классическое античное рабство, при котором большая часть продукта (ремесленного, сельскохозяйственного, интеллектуального) производилась рабами. Источниками рабства были:

1. военный плен;

2. покупка рабов на международных рынках;

3. естественное воспроизводство;

4. обращение в рабство за не уплату метекиона.

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы. Последние находились в более привилегированном положении.

 

  1. Государственный строй Древних Афин.

В V-IV вв. до н.э. государственный строй составляли:

- Народное собрание,

- Совет пятисот,

- Гелиэя,

- Должностные лица.

Народное собрание (эклексия).

В его компетенцию входило принятие законов. Однако проекты законов, выносимых на голосование народного собрания, предлагались Советом пятисот. Кроме того, существовала сложная процедура охранения существующих законов республики, а окончательное решение по проекту законов принадлежало ге-лиэе. Выделяются также финансовые полномочия народного собрания. Здесь принимались финансовые законы, осуществлялся финансовый контроль. В народном собрании решались вопросы войны и мира, проводились выборы должностных лиц, решался вопрос об остракизме.

Правом участия в работе народного собрания обладало все полноправное мужское население Афин старше 20 лет. Однако реально в работе собраний участвовало значительно меньшее число граждан, кворум для принятия наиболее ответственных решений составлял всего лишь 6 тысяч человек. В конце V в. до н.э. была установлена плата за участие в работе народного собрания.

Совет пятисот (булэ)

Данный совет был преимущественно правительственным и административным органом. Под его руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат афинского государства. Так, совет следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал деятельность должностных лиц, наблюдал за всеми общественными зданиями. Его важная функция -организация строительства флота. Свои правительственные функции совет осуществлял совместно с должностными лицами.

Вместе с тем совет подготавливал и обсуждал все дела, выносимые на решение народного собрания, подготавливал проекты законов, обладал судебными полномочиями.

Совет пятисот составлялся по жребию (по 50 человек от каждой из 10 фил). Участвовать в жеребьевке и последующей работе совета мог каждый полноправный гражданин, достигший 30-летнего возраста. Совет был постоянно действующим органом, избираемым на один год. Полномочия совета каждую десятую часть года выполняли 50 человек - представители той или другой филы. Устанавливалось вознаграждение за работу в совете.

 

Гелиэя

Гелиэя была высшей судебной инстанцией. Здесь вершился суд по политическим делам. В порядке апелляции гелиэя имела право пересматривать судебные решения других органов. Но не менее важным полномочием гелиэи было право окончательного решения по законопроектам, принятым народным собранием. Гелиэя становилась как бы «господином над законами».

Вопрос о принятии нового закона решался в порядке судебного производства. Автор законопроекта выступал в качестве обвинителя старых законов, а в их защиту назначались пять защитников. Только после одобрения гелиэей законопроект считался окончательно принятым и вступал в силу.

Гелиэя состояла из 6000 человек, избираемых по жребию (600 человек от каждой филы) на один год. Как и в Совете пятисот, в гелиэе работа ее членов оплачивалась.

 

Должностные лица.

Данный институт государственного строя Афин характеризовался его формированием на основе выборности путем голосования или по жребию сроком на 1 год, коллегиальностью, возмездностью (кроме стратегов), отсутствием иерархической подчиненности (кроме военных должностей), подотчетностью. Должностные лица, наряду с Советом пятисот, осуществляли исполнительную власть (в отдельных сферах государственной деятельности).

Коллегия архонтов ко времени расцвета афинской демократии сохранила в основном полномочия в области религиозных семейных дел. Коллегия десяти стратегов формировалась путем открытого голосования (поднятием рук). К компетенции стратегов относились верховное руководство и командование вооруженными силами. Все десять стратегов пользовались равными правами, однако на практике сложилось так, что один из стратегов выделялся, занимал первое место. В Афинах имелись и другие государственные должности, и по приблизительным подсчетам афинский гражданин не менее двух раз в жизни был членом Совета пятисот, гелиэи, занимал другие государственные должности. Участие в работе народного собрания, занимание государственных должностей позволяло афинским гражданам считать государственное управление своим делом.

 

Государственный строй афинской демократии просуществовал до конца V в. до н.э. Внутренние противоречия, поражение в войне со Спартой (Пелопоннесская война - 431-404 гг. до н.э.) привели к чередованию в стране олигархических режимов. В 338 г. до н.э. македонская армия завоевывает территорию Греции, и она включается в состав империи Александра Македонского. Во II в. до н.э. Греция подчиняется владычеству Римской империи.

Конечно, афинская демократия существовала при рабовладении, она была приспособлена к условиям государства-города и технически во многом несовершенна, но у нее есть общее с демократией Нового времени - принципы участия народа в государственном управлении.

Едва ли можно принять за лучшее отсутствие в Афинах главы государства, избрание должностных лиц на один год, да еще и по жребию, или то, что сегодня мы назовем «безбрежной коллегиальностью с ослабленностью принципа личной ответственности». В Афинах заметна локализация законодательной, исполнительной и судебной властей в отдельных государственных органах, но разделения властей еще не произошло.

 

  1. Афинское право. Общая характеристика.

Право Афин лишено той исключительности, какой обладали государственный строй Афин или право Древнего Рима.

Древнейшим памятником Афин были законы Драконта (ок. 621 г. до н.э.), представлявшие собой, как полагают, запись норм обычного права. Содержание законов до нас не дошло. Известно лишь, что они отличались особой жестокостью, «написаны кровью» и будто бы почти за все преступления назначали смертную казнь. «Когда Драконта спросили, - пишет Плутарх, - почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего». Жестокость наказаний - характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью - жестокость.

Позже важнейшим источником права в Афинах стали законы народного собрания.

В правовом положении населения Афин выделяется равенство прав граждан (при ограниченности прав женщин), а также сословное деление общества с выделением античного рабовладения.

Гражданами (около 2/5 населения Афин) признавались лица, рожденные от брака афинских граждан и достигшие 18-летнего возраста. С 18 до 20 лет юноши проходили военную службу, с 20 лет - разрешалось участвовать в народном собрании. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина.

Особым было положение женщины. Отношения в семье имели патриархальный характер. Жена, дети, рабы - все в одинаковой степени находились под властью мужа и отца, который был главой дома, опекуном, заступником, а также жрецом домашнего бога. Источники свидетельствуют, что женщина в Афинах пользовалась большим уважением, но вместе с тем ее согласия на брак не требовалось - брачный договор был делом отца; право наследования принадлежало одним сыновьям.

Закон требовал от жены целомудрия (муж, однако, мог иметь, и ему даже полагалось иметь, наложницу, но вне семейного дома).

Метеки - выходцы из других полисов (около 1 /5 населения Афин) были лишены политических прав, но они могли заниматься ремеслами, торговлей, иметь семью, собственность (кроме недвижимости), облагались особым налогом.

Рабство в Афинах имело первоначально патриархальный, позже _ античный характер. К IV в. до н.э. рабы составляли около 2/5 всего населения Афин. Кроме рабов полиса, многие рабы принадлежали семьям афинян - по 3-4 раба в семье. Труд рабов широко использовался в домашнем хозяйстве, в общественных, ремесленных работах; рабы осуществляли полицейские функции. Также в Афинах античное рабовладение означало лишение рабов гражданских и многих человеческих прав. Раба можно было наказать, но запрещалось злоупотреблять этим правом. Хозяин не мог распоряжаться жизнью и смертью раба. Многое было сходным с положением рабов в Риме.

В отдельных отраслях права Афин сохранялись черты ранней экзотичности и формализма, например присяга на освященных внутренностях животных. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня. Все же наряду с законами видное место среди источников сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общее определение права. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления - так, убийство посла считалось религиозным преступлением. Сократ был осужден на смерть (399 г. до н.э.) за безбожие. Право Афин не было систематизировано.

 

  1. Образование государства Древнего Рима. Реформа Сервия Туллия.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.