Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На первых заседаниях Национального собрания избираются.






Его рабочие органы на весь срок легислатуры. Руководит работой собрания бюро в составе 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания (формально третье лицо в государстве после президента и Председателя Сената). Затем избираются постоянные комиссии, где предварительно обсуждаются соответствующие законопроекты. Конституция 1958 г. резко сократила число постоянных комиссий с 20-22 при IV Республике до 6-9 в V Республике и четко указала количество их членов. Традиционными постоянными комиссиями Национального собрания являются комиссии - по иностранным делам (50 членов), обороне (40 членов), финансам и экономике (60 членов), законодательным предположениям (9 - 11 членов). В связи с увеличением законопроектов по социальным вопросам в годы V Республики появились и новые комиссии - по культуре и делам семьи, молодежи и спорту, по вопросам образования и др.

В парламентарной истории Франции нижняя палата всегда играла исключительную роль, особенно в годы III и IV Республик. Проводя идею приоритета исполнительной власти над законодательной, голлисты при разработке конституции V Республики внесли в нее ряд существенных ограничений прерогатив Национального собрания.

Первое ограничение касается длительности ежегодных сессий (заседаний) Национального собрания. В годы III Республики никаких ограничений на длительность сессий Конституция не имела, и на практике палата депутатов заседала до 8 месяцев в году. Конституция 1958 г. (ст.28) ввела жесткую регламентацию. Национальное собрание собирается на две обычные сессии в год - осеннюю (с первой среды октября и до третьей пятницы декабря) и весеннюю (последняя среда апреля и не более трех месяцев). Общая продолжительность обеих сессий не Должна превышать пять с половиной месяцев в год.

30 декабря 1963 г. эта регламентация была усилена: согласно поправке, внесенной голлистским большинством Национального собрания в статью 28 Конституции, были установлены четкие даты заседания его сессий: начало осенней сессии устанавливалось 2 октября с продолжительностью не более 80 рабочих дней, весенней - 2 апреля с продолжительностью не более 90 рабочих дней.

Конституция 1958 г. вводит ограничение и на проведение чрезвычайных сессий Национального собрания. Статья 29 предусматривает созыв таких сессий (как правило, после завершения обычных) в двух случаях - по просьбе премьер-министра или по письменному ходатайству большинства депутатов; однако следующая статья (30-я) оставляет за президентом право единолично решать, собирать или нет чрезвычайную сессию.

Целая серия ограничений (ордонансы де Голля 13 и 24 октября 1958 г) касается состава депутатов Национального собрания и их прав. Главное новшество состоит в том, что в V Республике на одно место в Национальное собрание избираются одновременно два кандидата от одной партии - основной и его заместитель. Сделано это для того, чтобы не проводить дополнительных выборов в парламент (в случае смерти, лишения парламентского мандата, перехода в состав правительства или Конституционного совета основного депутата) и не менять партийный состав высшего законодательного органа в течение всей легислатуры. Совмещение мандатов допускается только в одном случае: депутат (сенатор) может быть одновременно мэром (муниципальным или генеральным советником).

Конституция V Республики сохранила прежние цензовые ограничения для кандидатов в депутаты или сенаторы: возрастной ценз (23 года для депутата, 35 лет для сенатора), воинскую обязанность (обязательно отслужить 18 месяцев в армии, если нет полного освобождения), наличие французского гражданства по рождению или натурализации (в последнем случае - не менее 10 лет).

Сенат. Эта верхняя палата парламента считается представителем местных коллективов и была задумана авторами Конституции 1958 г. как консервативный орган, представляющий провинциальную Францию. Сенат избирается косвенным путем сроком на 9 лет, но каждые три года одна треть его состава обновляется. Всего в Сенате около 300 мест, и они разделены на три серии - А, В, С. Сначала избираются сенаторы от избирательных округов серии А, через три года - В, еще через три - С. Затем все повторяется сначала. Таким образом, состав Сената сохраняется постоянно, и он, как говорят французы, „вечен и бесконечен". Сенаторы избираются от департаментов (от 1 до 22 в зависимости от количества проживающих в департаменте граждан, имеющих право голоса), включая „Заморскую Францию" (la France d' Oute-Mer). Внутренняя структура (бюро Сената, постоянные комиссии), функции и процедура обсуждения законопроектов аналогичны Национальному собранию. Различие состоит лишь в сроках полномочий (легислатуре) да в отсутствии для сенаторов института заместителей. Председатель Сената формально является вторым человеком в государстве после президента и исполняет его обязанности в случае отставки или смерти до новых президентских выборов8.

Председатель фракции имеет право потребовать прервать обсуждение законопроекта для проведения консультативного собрания фракции и выработки единой линии ее депутатов. Существует понятие так называемой партийной дисциплины во фракции - при тайном голосовании по тому или иному законопроекту парламентарии от одной партии выступают единодушно.

Но в практике французского парламента так поступают лишь члены „новых (хорошо организованных) партий" - коммунисты, голлисты, реже социалисты. Парламентарии „старых партий" (радикалы, католики, мелкие центристские группировки) редко связаны партийной дисциплиной и зачастую при тайном голосовании игнорируют рекомендацию собственной фракции.

Политическая беспринципность таких парламентариев давно стала притчей во языцех в общественной жизни Франции. Она была особенно типична для режима III и IV Республик. Беспринципная блокировка буржуазных депутатов вопреки позиции своей фракции (при голосовании вотума доверия правительству, бюджета и т.д.) в обмен на министерские кресла, частные выгоды для „своего" избирательного округа - типичная картина парламентских нравов Франции.

Поступающий таким образом депутат или сенатор, формально числящийся от слабо организованной партии, мало чем рискует: ведь его избрали на 5 лет (9 лет - в Сенат) избиратели (выборщики) одного из 800 избирательных округов, а их волнуют прежде всего местные проблемы. Максимум, что может грозить такому парламентарию, это исключение его из партийной фракции. Но он тогда примыкает к другой фракции или объявляет себя „беспартийным", но место депутата или сенатора со всеми привилегиями (парламентская неприкосновенность, крупное жалованье, бесплатный проезд и т.д.) за ним сохраняется. В практике буржуазного парламентаризма все основные решения предварительно обсуждаются и предопределяются за кулисами официального зала заседания - на собраниях фракций, в коридорах, парламентских буфетах, по телефону.

Большую роль в повседневной работе парламентов буржуазных стран играют так называемые неписаные „правила игры" и традиции. В Великобритании, например, председатель палаты общин (спикер) сидит на символическом метке с шерстью и в парике. Во Франции традиция запрещает парламентарию выступать по заранее заготовленному письменному тексту. Существует также неписаный свод „непарламентских выражений". Нельзя, скажем, обозвать своего политического противника „ослом", но можно сказать:,, Месье, а у вас, оказывается, в мозгу всего две извилины... ", и т.д. За многие десятилетия существования парламентаризма во Франции сложился целый парламентский жаргон для обозначения процедуры, принимаемых резолюций (например, Ie negre blanc) и т.д. Широко применяются всякого рода процедурные уловки. Например, чтобы провалить неугодный оппозиции законопроект, ее представители намеренно затягивают его обсуждение до истечения срока очередной сессии (выступают по многу часов один за другим, можно в это время читать с трибуны библию или телефонную справочную книгу). В арсенале „парламентской игры" нередко используется и обструкция. Депутаты оппозиции или намеренно не приходят в зал заседаний (во Франции за это введены даже специальные штрафы), чтобы сорвать необходимый кворум (этим часто пользуется парламентская оппозиция в Японии), или устраивают шумные скандалы представителям правительства и правящему большинству (крики, грохот пюпитрами, оскорбления). Нередко такого рода обструкции заканчиваются дракой. Для таких случаев предусмотрена так называемая парламентская полиция в лице дюжих служителей (доступ обычной полиции без разрешения председателей палат в помещения парламента запрещен), которая растаскивает и утихомиривает разбушевавшихся „избранников народа".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.