Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты-принципы феодального права






Для Средневековой Европы характерна рецепция римского права. Для документов средневекового западноевропейского права характерно:

фиксация древнегерманских обычаев; влияние римской культуры. В частности, например Эдикт Теодориха (V в.) наиболее подвергся римскому влиянию. В ст. 155 существует ссылка на «старое право», которое «было воспринято» т.е. нормы римского права;

влияние церковного права; формирование и урегулирование раннефеодальных отношений. В «правдах» более позднего происхождения (т.е. через 3 и более века позже Салической правды) существует понятие частной собственности, т.е. упоминается наличие аллода - отчуждаемой земельной собственности); характерно наличие элементов имущественной дифференциации; отражены внутренние и внешние условия, в которых появились указанные источники и одновременно (ввиду постоянного перемещения, смешивания этнических групп, неустойчивости государств, аналогичных путей развития феодальных институтов) - сходство ранних законодательных актов; отсутствие системы в изложении норм;

нормы записаны в виде юридических казусов взятых из практики; наличие подробного описания ритуальных действий и процедур, символов (что подчеркивает их важность в раннефеодальном праве); публичность как самих процедур так и суда; состязательность сторон;

в «варварских правдах» личность еще не отделяется от коллектива. Иначе - правоспособность человека определяется его принадлежностью к роду, общине (изгнание из общины - означало отсутствие правовой защиты); ответственность за преступление не только индивида, но и всей общины; противопоставление «своего» т.е. германского населения «чужакам» т.е. римлянам (исключение эдикт Теодориха - действие законов распространяется на всех в равной степени и некоторых других).Наиболее известны: Салическая правда (конец V - начало VI вв.) - при короле Хлодвиге; Рипуарская правда (VI в., дополнен в VIII в.) ~ судебник одного из франкских племен; Вестготская правда (VI - VII вв.) - свод законов короля вестготов Эриха (V в.).Аламанская и Баварская правды - VIII в. Саксонская и Тюрингская правды - IX в.Правда Этельберта VI в.

англосаксонская)

 

43. Источники права южных и западных славян в период средневековья.

Наиболее известный кодифицированный источник права средневековой Болгарии назывался «Закон судный людям" (составлен на рубеже IХ-Х вв.): создан под влиянием византийского права и, прежде всего, Эклогов; включает ряд элементов обычая; прежде всего - урегулировались гражданско-правовые отношения; упоминаются отдельные уголовные преступления, однако, в данной сфере, приоритет еще остается за славянскими обычаями. Имущественные отношения: Появляются новые статьи (ранее не регулируемые обычаем), касаются договоров поклажи, заклада, опеки, поручительства, найма. Например, лицо не выполнившее условии договора (не " допахавшее до времени") - лишалось всей оплаты за работу и пр.Брачно-семейные отношения и наследование: Запрещалось многоженство. Вторую жену (что до принятия христианства допускалось) вместе с детьми предписывалось изгонять из дома. Запрещался брак с близкими родственниками (ранее по обычаю допускался) и пр. Юноше, вступившему в связь с девицей - предписывалось жениться на ней. Однако, если преступление было совершено в «пустом месте» и девица «не могла найти защиту» - тогда имущество виновного в компенсацию за " сором" передавалось девице, а насильник подвергался наказанию). При наследовании допускалось завещание, но вообще лишить наследства детей – не разрешалось. Уголовные преступления:

Убийство - наказывалось штрафом (" враждой"). Если убийца был неизвестен - штраф платило село (" емство") где был найден труп. За разбой - следовала смертная казнь. Наказания следовали за кражи. За повторные кражи - вводились ранее не известные меры наказания: ослепление, урезание носа и пр.В целом же «Закон судный людям" во многом копировал византийское право, учитывал церковное право и местные славянские обычаи. По форме и структуре напоминал Русскую Правду. Сербия. В IХ-Х вв. идет процесс формирования Сербского государства. В Х в. еще сохранялось деление на племена. Не потеряло значения народное вече и советы старейшин. В основе общественного устройства лежала задруга, т.е. семья с совместным имуществом, коллективным трудом и групповыми браками. Во главе большой семьи стоял совет из взрослых мужчин и женщин, избиравших наиболее авторитетного домачина. В компетенцию семейного совета входило решение наиболее важных хозяйственных вопросов и судебные функции. Несколько родов, объединенных в сельские общины и разделенные на задруги. проживавшие на соседних территориях объединялись в жупы (союза родов - аналогично греческой фратрии или римской курии). В ХI-ХII вв. в Сербии складываются феодальные отношения. Польша. Правовая система Польши (позже - Речи Посполитой) сформировалась на основе синтеза местного обычного права и нормативных феодальных актов в виде судебников, уставов, сеймовых постановлений и пр. При этом роль обычного права была настолько велика, что оно длительное время действовало параллельно писанному праву. Составленные в Польском королевстве сборники обобщали статьи известных ранее уставов и конституции с обычным правом. Среди законодательных актов того времени особое место занимают, " Польская Правда" (" Эльблонская правда") XIII в., Статуты Каземира Великого 1347 г., Генриховы артикулы 1572 г. и 3-й Литовский статут, действовавшие на всей территории Речи Посполитой. Судебник великого князя Казимира был утвержден на сейме в Вильно в 1488 г. Его положения касаются соблюдения границ, наездов, краж, панского суда над крестьянами. Многое в этом судебнике взято из Польской и Русской Правд. 3-й Литовский Устав («Новый») был утвержден Сигизмундом III в 1588 г. Здесь были определены права и привилегии шляхты, детально регламентировался порядок судопроизводства, юридически оформлено закрепощение основной массы крестьян. Как мы отмечали, широкое распространение получило и Магдебургское право, по которому отдельные города получали вольности и самоуправление. Магдебургское право дошло до нашего времени в виде сборников немецкого права в польском переводе. Наиболее известным из них был " Устав магдебургского права" изданный в 1556 г. Этот акт, как и другие того времени, имел сословную направленность. В нем предоставляются привилегии городской верхушке: шляхте, купечеству, цеховым мастерам, а низы фактически отстраняются от управления. К источникам права относится и каноническое (церковное) право. Известен сборник церковного права " Номоканон" и ряд церковных уставов времен кн. Владимира и Ярослава. Из известных документов церковного католического права выделяется " Сборник канонического права" 1532 г. и привилегии польских королей Сигизмунда 1 (1511) и Стефана Батория (1588). В это же время появляются первые сборники военно-судебного и военно-уголовного права в виде Королевских артикулов. Чехословакия. Официальной кодификации право Чехии не претерпело, и известны лишь частные кодификации. В их числе " Книга старого пана Розшемберга" XIII в., " Ряд земского права" XIV в., " Толкование чешского права, написанное паном Андреем из Дубны" 1400 г. и др. Наиболее полным источником является сборник XVI в. " Девять книг о правах земли Чешской" Викторина Корнелиша. К числу источников относятся т.н. " земские книги" (решения земского суда).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.