Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки восточной деспотии (Государство древнего востока)






Восточная деспотия - это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха (представлялся как бог или потомок богов), единоличного законодателя и высшего судьи, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными через разветвленный, подчиненный деспоту административный аппарат с четкой системой рангов и субординацией. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, возлагаются государственные повинности, т.н. общественные работы. ФАРАОН – глава государства и общества, «вместилище Бога», обладал высшей властью духовной, законодательной, административной, военной и судебной.

 

? 9.Общая характеристика законника Хаммурапи

Свод законов Хаммурапи (или " Кодекс Хаммурапи "), созданный приблизительно в1780 г. до н.э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден французскими археологами в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб. Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.

 

10. Регулирование отношений собственности, обязательства и брачно –семейное право. В основе имущественных отношений лежат различия во владении основными средствами производства. Земля могла быть царской, храмовой, во владении общины, семьи, ею мог владеть или пользоваться даже зависимый.Прежде всего: в вавилонской семье предусмотрено верховенство мужа. Он ведет все хозяйственные дела, представляет семью при сделках, имеет право на членов семьи. Муж имел право: продать детей, сдать в залог детей и жену, выгнать опозорившую или растратившую семейное имущество жену либо оставить на положении рабыни в доме. Тем не менее законодатель стремился к сохранению семьи. Расторгнуть брак было проблематично, даже если жена была больна. Выгнать жену можно было только при супружеской измене с ее стороны. Даже при бесплодии расторгнуть брачные отношения допускалось только при условии выплаты крупного выкупа и возврата приданного. Причем, если жена предоставляла рабыню-заместителя для деторождения (выражаясь современным языком - «суррогатную мать»), муж не мог ввести в дом даже наложницу. Брак заключался через договор родителей или жениха с родителями. Часто такой договор предусматривал выкуп в качестве компенсации за утерянную рабочую силу.Возраст невесты не имел значения. После оформления сделки, при обручении, родителям невесты выплачивался задаток, после заключения брака - выкуп. В случае отказа жениха выполнить условия договора - он терял задаток, в случае отказа тестя - он выплачивал двойную сумму полученного задатка. В случае смерти жены, выкуп мог быть востребован мужем, либо свекор обязан был возместить потерю другой дочерью. При заключении брачного договора женщина имела право внести коррективы, например, запрещающие передавать ее в залог. Она могла владеть личным имуществом и заниматься торговлей. Женщина, изменившая мужу (если он ее не простил) подлежала утоплению, в случае измены мужа, ухода мужа из общины, клеветы - женщина имела право вернуться со своим имуществом в семью родителей. В случае длительного отсутствия мужа - жена, оставшаяся без средств к существованию, могла уйти к другому «из-за пропитания». После возвращения супруга жена обязана была вернуться обратно. Дети, нажитые с другим мужчиной во время отсутствия мужа оставались у отца. Допускалось усыновление: с назначением наследования (в бездетной семье для продолжения рода) или без наследования (когда возникала потребность в рабочих руках). Последние, имели право в любой момент вернуться к своим настоящим родителям, а если работали взрослыми, обладали правом на часть наследства. Родные сыновья получали наследство (по закону) в равных долях. Отец мог лишить сына наследства только в случае нанесения им не менее двух тяжких обид отцу. Дочь, не получившая приданного, могла претендовать на наследство отца наравне с сыновьями. Право на наследство имела и жена умершего, если при жизни не получила части имущества. Завещания могли заменяться дарами, использование которых определялось дарителями: дочери - приданное, сыну - для женитьбы или передачи приданного малолетней сестре, жене - для передачи дара мужа детям и т.п. Правом на наследство движимого имущества обладали и признанные отцом дети наложниц.

? 11. Преступления и наказания по Законам Хамураппи.

Уголовные преступления, упомянутые в ЗХ можно разделить на три категории: преступления против личности; преступления против собственности; преступления против семейных устоев. В основе уголовного права ЗХ заложен принцип талиона (наказание предусматривает возмездие за вину и потому должно быть равным преступлению, т.е. " око за око...». Тем не менее, есть отдельные упоминания о различиях между умышленными и неумышленными преступлениями, соучастии, подстрекательстве, недоносительстве, укрывательстве, обстоятельствах смягчающих наказание и пр., но отсутствует их системное изложение. Влияет на выбор меры наказание и социальное положение. Например, смерть человека свободного, означала неминуемую смерть виновного или его родственника. Однако, есть исключение: если от побоев в драке скончался свободный, то авилум или мушкенум наказывался только крупным штрафом, размер которого зависел от его положения. Если человек был неумышленно убит в драке, то суд ограничивался также крупным штрафом. Смертная казнь предусматривалась в 30 случаях, причем не только при умышленном убийстве. Например, если строитель построил дом, который, обвалившись, причинил смерть хозяину дома - строитель подлежал смертной казни. Виновный подлежал смерти за ложное обвинение, если мерой наказания для оклеветанного им, являлась смертная казнь. Если лицо приговоренное к штрафу за кражу скота (штраф обычно в 10 - 13 раз превышал стоимость украденного) не уплачивало его, то подлежало казни. Управляющего, растратившего имущество хозяина, надлежало разорвать на поле с помощью скота. Смерть следовала за оказание помощи беглому рабу, за убийство женой мужа, за кражу из храма или дворца и за хранение украденных там вещей. Смертная казнь носила устрашающий характер: сожжение, утопление, сажание на кол и т.п. В ЗХ почти не упоминается о государственных преступлениях. Вероятно, это не подлежало юридическому урегулированию, и смертная казнь предателя подразумевалась обычаем. В вавилонском литературном памятнике " Диалог между господином и рабом" говорится: " Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание, или убивают или ослепляют, или схватывают и кидают в темницу».Кроме личной ответственности за совершенное преступление, сохраняется коллективная. Община, на территории которой осуществлен грабеж, если не найден преступник, обязана возместить убыток. Если при этом " загублена жизнь" - на общину накладывается дополнительный штраф. Суд в Вавилоне осуществлялся публично, на паперти храма. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего и его речью начиналось судебное заседание. В качестве доказательств выступают свидетельские показания, клятва перед статуями богов, " суд божий". Института защитников, вероятно не существовало. Судья не мог менять принятого решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.