Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие агрессивности






Что же такое агрессия и агрессивность? Для начала разберёмся, что же означают данные понятия.

Агрессия происходит от латинского слова " aqqressio" - нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова агрессии даётся два определения:

1. " Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства".

2. " Открытая неприязнь, вызывающая враждебность".

В этом же словаре даётся определение слову агрессивный:

1. Наступательно-захватнический.

2. Враждебный и вызывающий.

3. Оказывающий вредное воздействие.

В психологическом словаре под редакцией Зипченко В.П. и Мещеряковой Б.Г. даётся определение:

Агрессия - это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу.

Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде.

Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная.

Аффективная - краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход.

Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства.

Импульсивная - агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов.

Экспрессивная - ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим.

Целенаправленная - агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого.

Целенаправленная - осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.

У подростков с тяжелыми формами агрессии (сверхценно-бредовой и импульсивной) с детства отмечаются страхи, носящие беспредметный либо бредовой характер. Такие страхи возникают внезапно, без причины. Характерен немотивированный страх темноты. Появляется ощущение " угрозы", страх смерти. Могут возникать иллюзии, рудиментарные галлюцинации: так, подросток, проявляющий садистскую агрессию к родителям и бабушке (угрожал их " зарезать", " запрещал" матери дышать и т. д.), в более раннем возрасте испытывал страх темноты, стоявший в комнате стул принимал за " маньяка". (Журнал практической психологии и психоанализа #1 март 2006 г. // Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии.)

Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб.

Агрессивные действия - деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения.

Формы проявления агрессивных действий:

Физическая - нанесение телесных повреждений;

Вербальная - словесное проявление агрессивности.

Прямая и косвенная аутоагрессивная - самообвинение, самоунижение, самоубийство.

Враждебная - причинение вреда.

Инструментальная - использование агрессии для достижения какой либо цели.

Существует ряд теорий агрессии.

 

1.Теория инстинкта (З.Фрейд) - в основе лежит врождённая способность к агрессии.

2. Теория побуждения - подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.

3. Теория смещённой агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии проецируя её вовне, например если вас обидел сильный, то проще отыграться на слабом, чем вступить в борьбу с обидчиком (под данную теорию попадает проблема армейской дедовщины).

Когнитионая (познавательная) теория - предполагает наличие когнитивно-аффективного маховика. Характер интепритации (толкования) человеком, чьих либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. Например, в общественном транспорте в " час пик" мужчина очень тесно из-за давки прижался к женщине, она может отнестись к этому неадекватно, посчитать его за маньяка и оказать сопротивление расцарапать лицо или ударить по голове сумочкой.

Теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например вплоть до XIX века среди дворянства бытовало мнение, что их честь находится на кончике шпаги и находились субъекты, которые даже в невинной шутке усматривали оскорбление и дело кончалось дуэлью. Или другой пример ребёнок будучи ещё совсем маленьким понимает, что дракой легче добиться своих прав или навязать своё мнение сверстникам. Данная теория социального научения рассматривает агрессивное поведение, как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

По мнению Э. Фрмма существует два вида агрессии:

1. Злокачественная, представляющая собой жестокое и детруктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

2. Доброкачественная - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность минует, доброкачественная агрессия затухает.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.