Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итог занятия.






Дети фиксируют в речи:

· что нового узнали;

· где новое пригодится.

Примечание. Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Младший дошкольный возраст (3–4 года)

Возрастные особенности детей

Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников

Физическое развитие

Игровая деятельность

Социально-личностное развитие

Познавательная деятельность:

Развитие речи

Ознакомление с окружающим миром

Введение в математику

Введение в художественную литературу

Синтез искусств

Изобразительная деятельность

Лепка, аппликация, конструирование

Воспитание и развитие личностных качеств

 

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

 

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

 

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

 

В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

 

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

 

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

 

Задачи развития и воспитания:

Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Обогащение опыта самопознания дошкольников.

Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Возрастные особенности детей 4–5 лет

Наверх

 

Организация жизни.

Охрана и укрепление здоровья дошкольников

Автор М.М. Борисова

Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности, ребенку важно ощущать себя любимым, неповторимым. Во многом это обеспечивается отношением воспитателя. Недопустимы в общении с малышом окрики, угрозы, наказания. Важны поддержка, поощрения, добрая улыбка, ласково произносимое его имя. Это значительно облегчит для ребенка процесс адаптации и привыкания к новым взрослым и сверстникам.

Примерный режим дня

Режимные моменты Время

Утренний прием, игры 7.00 – 8.30

Завтрак 8.30 – 9.00

Игры, подготовка к занятиям 9.00 – 9.20

Занятия (общая длительность, включая перерыв) 9.20 – 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 10.00 – 12.30

Обед 12.30 – 13.10

Подготовка ко сну, сон* 13.10 – 15.10

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.10 – 15.40

Полдник 15.40 – 16.10

Игры, досуги, кружки 16.10 – 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 16.50 – 18.20

Игры. Уход домой до 19.00

 

* Здесь и далее время дневного сна может корректироваться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм: в подборе мебели и оборудования, светового и температурного режима, рациональной организации режима дня, обдуманном выборе методов закаливания и оздоровления дошкольников. Важная роль в сохранении и умножении здоровья малышей принадлежит психическому состоянию и самочувствию детей. Положительные эмоции создают радостное настроение, стимулируют жизненный тонус, повышают активность ребенка.

 

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

 

В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены и двигательной деятельности. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, учит пользоваться предметами личной гигиены (зубной щеткой, полотенцем, носовым платком, расческой) по мере необходимости и при этом сам является образцом для подражания. Дети осваивают навыки аккуратной еды, умение правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года), салфеткой. Воспитатель учит соблюдать опрятность, самим или с помощью взрослых устранять непорядок.

 

Воспитатель должен обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр, содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого (правильное положение тела, заданное направление), привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности, формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

 

Охрана жизни, здоровья дошкольника предполагает прежде всего исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние ребенка. Ведущая роль в этом принадлежит правильной организации жизни детей в дошкольном учреждении, контролю за их деятельностью и играми со стороны взрослых.

 

Постепенно возрастает собственная роль ребенка в предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций. Для этого важно формировать у него чувство осторожности, прививать ему знание основ безопасности. Воспитатель учит детей беречь свое здоровье (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде и др.), следить за своим самочувствием, объясняет детям, как оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания песка, пыли, не смотреть телепередачи длительно и на близком расстоянии от экрана, следить за осанкой. Необходимо приучать детей к осторожности при встрече с животными, предупреждать их о свойствах ядовитых растений, развивать у них представление о некоторых опасных жидкостях, газообразных веществах, огне, недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов.

 

Ребенка следует научить правильно вести себя в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми. У ребенка вырабатывается представление о необходимости самому заботиться о своем здоровье: он не должен общаться с детьми и взрослыми, больными острым респираторным заболеванием. Ребенку разъясняют пользу для здоровья закаливающих процедур, правильного питания (не переедать, не злоупотреблять сладкими, мучными, жирными продуктами, есть больше овощей и фруктов).

 

Организация жизни в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

Наверх

 

Физическое развитие

 

Автор М.М. Борисова Использование физической культуры в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей, уровнем состояния здоровья каждого воспитанника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития.

 

Важным фактором здоровья является физическая активность. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными. Основу воспитания у детей физической культуры составляют игровые методы и приемы.

 

Содержание работы по физическому развитию

Приучать детей ходить и бегать свободно, естественно координируя движения рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы; добиваться овладения разными видами ходьбы и бега. Учить прыгать, энергично отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Упражнять в ползании и лазанье, бросании и отталкивании предметов при катании, ловле (не прижимая к груди). Приучать действовать совместно, в общем для всех темпе, находить свое место в групповых построениях. Упражнять в сохранении равновесия. Учить поддерживать правильную осанку. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить. Учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах. Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.

 

Упражнения в основных движениях

Упражнения в ходьбе. Ходить обычным шагом, ходить на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом вперед. Ходить в колонне, по кругу, не держась за руки; парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную). Ходить, выполняя задания воспитателя: с остановкой, приседанием, поворотом, обходя предметы, «змейкой».

Упражнения в равновесии. Проходить по прямой ограниченной дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2, 5 м), приставляя пятку одной ноги к носку другой; по доске, положенной на пол; по гимнастической скамейке; по ребристой доске. Перешагивать через рейки лестницы, положенной на пол; наступать на них. Во время бега по сигналу быстро останавливаться (приседать), бежать дальше. Влезать на гимнастическую скамейку, поднять руки вверх, посмотреть на них. Пытаться делать «ласточку». Кружиться в обе стороны, помахивая платочками, ленточками.

Упражнения в беге. Бегать в колонне, соблюдая интервал, меняя направление; небольшими группами и всей группой с одного края площадки на другой; по прямой и извилистой дорожке (ширина 25–50 см, длина 5–6 м). Бегать в разных направлениях; с остановками, по кругу, взявшись за руки, не держась за руки. Убегать от ловящего, догонять убегающего. Пробегать быстро до 10–20 м. Бегать в разных направлениях, по сигналу бежать в условленное место. Бегать непрерывно в течение 50–60 с. Пробегать медленно до 160 м.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании. Катать друг другу мячи, шарики. Прокатывать их между предметами; катать с попаданием в предметы (расстояние 1, 5 м). Бросать мяч о землю и вверх 2–3 раза подряд, стараясь поймать его. Метать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1, 5–2 м). Метать мяч двумя руками снизу, от груди, двумя руками из-за головы, правой и левой рукой; в вертикальную цель (высота центра мишени 1, 2 м) правой и левой рукой (расстояние 1–1, 5 м). Метать вдаль правой и левой рукой (к концу года не менее чем на 2, 5–5 м).

Упражнения в ползании и лазанье. Ползать на четвереньках между расставленными предметами, вокруг них; проползать по прямой не менее 6 м. Подлезать под предметы высотой 50 см, не касаясь руками пола. Перелезать через бревно. Лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом (высота 1, 5 м).

Упражнения в прыжках. Энергично подпрыгивать на месте; подпрыгивать вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук ребенка. Перепрыгивать через 4–6 параллельных линий (расстояние между ними 25–30 см); из кружка в кружок. Прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед (2–3 м). Прыгать в длину с места не менее чем на 40 см. Пытаться прыгать на одной ноге. Перепрыгивать через невысокие (5 см) предметы. Спрыгивать с высоты 15–20 см.

Построения и перестроения. Строиться в колонну, в круг, в шеренгу небольшими группами и всей группой (с помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно), размыкаться и смыкаться обычным шагом. Находить свое место в строю, поворачиваться, переступая на месте.

Танцевальные упражнения (см. раздел «Синтез искусств»).

 

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса. Ставить руки на пояс. Поднимать руки вверх через стороны, опускать поочередно сначала одну, потом другую руку, обе руки вместе. Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Делать хлопок перед собой и прятать руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для туловища. Передавать друг другу мяч над головой (назад и вперед). Поворачиваться вправо, влево, поднимая руки вперед. Сидя повернуться и положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет. В упоре сидя подтягивать обе ноги, обхватив колени руками; приподнимать по очереди ноги и класть их одну на другую (правую на левую и наоборот). Упражнения выполняются также с различными предметами (кеглями, мячами, косичками и т. п.) из разных исходных положений. Лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лежа на спине, опускать; двигать ногами, как при езде на велосипеде. Лежа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и вместе). Поворачиваться со спины на живот и обратно. Лежа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для ног. Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону. Делать 2–3 полуприседания подряд. Приседать, вынося руки вперед, опираясь руками о колени, обхватывая колени руками и пригибая голову. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях; делать под согнутой в колене ногой хлопок. Сидя захватывать ступнями мешочки с песком. Передвигаться по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни.

 

Спортивные упражнения

Катание на санках. Кататься на санках с невысокой горки; катать друг друга по ровной поверхности.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с помощью взрослых.

Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, делать повороты переступанием.

Катание на велосипеде. Садиться на велосипед, сходить с него. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, делать повороты вправо, влево.

Подготовка к плаванию. Приучать без боязни купаться, играть и плескаться в бассейне, погружение лица и головы в воду.

Подвижные игры

Игры с бегом: «Бегите ко мне», «Птичка и птенчик», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках» и др. (см. раздел «Синтез искусств»).

Игры с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».

Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки».

Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

Игры на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

 

К концу 4 года жизни дети могут:

ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами;

бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;

сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;

ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;

катать мяч в заданном направлении с расстояния 1, 5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м;

строиться в колонну, шеренгу, круг;

выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;

самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга;

скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых;

передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте на лыжах;

кататься на трехколесном велосипеде;

погружаться в воду.

Физическое развитие в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

Наверх

 

Игровая деятельность

Автор О.А. Степанова Раздел «Игровая деятельность» связан с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде.

 

Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

 

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, для успешного и полного раскрытия ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

 

Игра для детей четвертого года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

 

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:

оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

 

Виды игр: игровая тактика педагога

 

Детей 3–4 лет интересуют и увлекают игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

 

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

 

Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

 

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка»; «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвертого года жизни появляются режиссерские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение речью от их имени.

 

Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очередности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

 

Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в регламентированную (специально организованные занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока еще не обладают способностью удерживать в уме большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочередных действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т.д., а также игры для развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками*.

 

* Дополнительно см. раздел «Физическое развитие».

 

Вторая половина дня пребывания ребенка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, играми-развлечениями и празднично-карнавальными играми. В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений. Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к музыкально-ритмическим и театрализованным играм, простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом.

Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создает условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

 

Игровая деятельность в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

Наверх

 

Социально-личностное развитие

(Пособие «Это – я. Методические рекомендации по социально-личностному развитию дошкольников»)

 

 

Автор М.В. Корепанова Основу саморазвития составляют механизмы самопознания. Если взрослый приобретает знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его, как бы воплощаются в нем.

В младшем дошкольном возрасте специальных занятий по самопознанию не проводится. Основным средством являются ситуации опосредованного познания себя, которые специально организуются педагогом, или используются ситуации, стихийно возникающие в процессе деятельности и общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Основной акцент делается на формировании у детей опыта отношений со взрослыми, от которых ребенок получает первую, значимую для него информацию. В беседах и игровых ситуациях воспитатель:

ориентирует малыша на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками;

формирует умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я);

побуждает рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);

развивает способность распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости);

строит свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы формировать у ребенка преобладающее позитивное самовосприятие, учитывая его ориентацию на одобряемое поведение.

 

В младшей и средней группах предполагается включение игр и тренингов из курса «Познаю себя» в другие занятия, а в старшей группе также организация самостоятельных занятий. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к познанию, что достигается самим содержанием заданий. В процессе их выполнения происходит актуализация внутреннего потенциала ребенка, его самости. Результатом является изменение самого ребенка: его чувств, ощущений, мировосприятия, отношения к окружающим. Используя содержательную часть раздела программы «Познаю себя», взрослый подкрепляет интерес ребенка к самому себе, создает для него эмоциональный комфорт и психологическую защищенность. В этом мы видим необходимость включения раздела «Познаю себя» в качестве психолого-педагогического сопровождения в общую структуру и содержание программы.

 

Социально-личностное развитие в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

Познавательная деятельность

Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

(Пособие «По дороге к Азбуке» («Лесные истории»)

Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3–4 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3–4 лет.

1) Развитие познавательной речевой активности.

2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.

Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов Комплексной программы «Детский сад 2100»; специально же на их развитие направлено содержание курса «Введение в художественную литературу». Необходимую базу для развития умений говорения, слушания и чтения-слушания обеспечивает курс «Развитие речи».

3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.

 

Основные направления работы:

привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружащих;

развитие речевого аппарата;

расширение словаря;

развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи;

знакомство со звуками.

Содержание работы

Расширение словаря:

введение в активный словарь новых слов и понятий;

реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.

Развитие грамматического строя речи:

формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом много»);

формирование навыка согласования слов в словосочетании;

развитие умения употреблять предлоги в речи;

развитие умения конструировать предложения.

Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:

развитие артикуляционного аппарата;

знакомство со звуками русского языка;

развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.

Развитие связной речи:

ответы на вопросы взрослого;

пересказ текстов из 2–3 предложений;

рассказывание по вопросам педагога.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего в пособии «Лесные истории» предусмотрены специальные упражнения (обучение массажу языка и артикуляционной гимнастике, пальчиковые игры и жесты).

 

Развитие речи в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

Авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова

 

(Пособие «Здравствуй, мир!» для самых маленьких)

 

Характерной чертой младших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

 

Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.

 

Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.

 

Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это обеспечивает эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.

 

Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

 

Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

 

 

Предметное содержание

Цветной мир. Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов.

Какие мы? Все мы – люди. Мальчики и девочки. Наше имя. Схематическое изображение тела и лица человека. Эмоции. Мимика людей.

Времена года. Лето: погода летом, летние работы в саду и огороде, признаки лета. Осень: осенняя погода, листопад, дары осени, признаки осени. Зима: погода зимой, снег и его свойства, растения и животные зимой, признаки зимы. Весна: весенняя погода, ручьи, сосульки, капель, признаки весны.

Наши друзья – животные. Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши. Забота человека о домашних животных. Обитатели леса – звери: заяц, волк, медведь, лиса. Звери зимой и летом. Герои сказок – лесные жители. Птицы – обитатели воздуха. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.

Растения и плоды. Деревья, кустарники и травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты (цвет, вкус, запах, размер, форма, место произрастания).

Как товары в магазин пришли. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, продуктов, овощей и фруктов. Символы. Одежда: сезонная, мужская, женская, детская. Детали одежды. Головные уборы. Обувь. Уход за одеждой и обувью. Мебель для работы и отдыха. Детали мебели, уход за мебелью. Посуда чайная, столовая и кухонная. Ее назначение и уход за ней.

Всему свое время. Утро, день, вечер, ночь. Действия людей в разное время суток. Круговая диаграмма времени суток.

 

К концу года дети младшей группы знают:

цвета спектра;

свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;

части тела и лица, их количество и назначение;

названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;

названия двух деревьев, двух травянистых растений;

основные детали одежды, мебели, посуды.

 

К концу года дети младшей группы имеют представление:

о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов;

обо всех временах года и их характерных особенностях;

об основных домашних животных, диких зверях и птицах;

о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

о частях суток;

о действиях детей и взрослых в разное время суток.

 

Дети могут:

различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;

различать основные цвета;

различать эмоции человека;

различать зверей и птиц;

различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;

пользоваться обобщающими словами;

пользоваться простейшими символами.

Ознакомление с окружающим миром в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ

 

Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова

 

Предлагаемая программа обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика». При этом авторами учитывается тот факт, что готовность к школьному обучению определяется не столько суммой знаний, умений, навыков, сколько тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.

Цель программы – обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи:

Развитие предметных умений:

производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;

читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);

узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;

строить элементарные цепочки рассуждений.

Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

 

В курсе выделяются несколько содержательных линий: 1) числа, 2) величины, 3) простые арифметические задачи на сложение и вычитание, 4) элементы геометрии, 5) элементы логического мышления, 6) ознакомление с пространственными и временными отношениями, 7) конструирование.

 

В основу программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.

 

Результаты уровня развития детей к концу каждого года даны на минимальном уровне (в соответствии с возрастными возможностями детей).

 

 

Предметное содержание

 

Признаки предметов. Составление совокупности предметов по общему названию (фрукты, овощи, игрушки и т.д.).

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Равно, не равно, столько же.

Числа от 1 до 5. Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами. Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Сравнение количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (один – два, два – три, три – четыре, четыре – пять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно.

Величины. Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.

Составление математических рассказов по рисунку: перечисление изображенных предметов с называнием итогового числа.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Пространственные направления «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация в ограниченном пространстве. Формирование временных представлений о частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей.

В результате дети могут:

составлять и сравнивать множества из 1–5 элементов;

различать понятия один и много;

соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;

находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями много – мало – один;

моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей по образцу.

Введение в математику в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

 

Автор О.В. Чиндилова

 

Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге закладывает базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

 

Именно литература на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение.

 

Частое и регулярное чтение литературных текстов в умелом их сочетании с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

 

Главная ценность данного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета.

 

Круг чтения. В 3–4 года ребенок отличается высокой познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор, стремится вырваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций дают ему возможность перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир.

 

Особую роль в воспитании и развитии ребенка 3–4 лет играет фольклор. Песенки, пестушки и потешки знакомят ребенка с правилами личной гигиены, правилами жизни среди людей, готовят его к будущей взрослой жизни.

 

Предметное содержание

Малые жанры фольклора. Песенки, пестушки, потешки.

Сказки о животных, сказки-цепочки, докучные сказки.

Стихи В. Жуковского, А. Плещеева, А. Майкова, А. Пушкина, А. Блока, А. Барто, Д. Хармса, С. Маршака, Я. Акима, В. Берестова, И. Токмаковой, Э. Мошковской и др.

Рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Калининой, В. Сутеева, Б. Житкова, Б. Галки, Е. Чарушина и др.

Художественно-речевая деятельность:

совместное рассматривание иллюстраций к уже знакомому произведению;

предшествующее чтению рассматривание новой книги, прогнозирование содержания будущего чтения: «О ком эта сказка? Кто такой? Кто к кому в гости пришел?» и т.п.;

многократное чтение, рассматривание в разных условиях: воспитатель читает – дети затем рассматривают картинки; воспитатель читает – дети одновременно рассматривают картинки; воспитатель читает – дети выполняют определенные действия (причесывают лошадку, жалеют игрушечного мишку и т.д.); воспитатель рассказывает текст и одновременно его разыгрывает с игрушками;

рассказывание по опорным вопросам.

 

В результате работы дети могут:

слушать произведения разных жанров, настраиваться на чтение сказки, рассказа, стихотворения;

участвовать в совместном обсуждении услышанного;

рассказывать, инсценировать знакомые произведения;

выражать восприятие текста во внешнем действии;

эмоционально реагировать на прослушанное произведение.

Введение в художественную литературу в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

СИНТЕЗ ИСКУССТВ

 

Автор О.А. Куревина

 

(Пособие «Путешествие в прекрасное»)

 

По своей природе искусство произошло от игры, от подражания, поэтому оно близко ребенку именно своей игровой природой. Цель курса – развитие личности ребенка средствами различных видов искусства. Особенность данной программы заключается в том, что делается попытка создать у ребенка целостное представление о мире, синтезируя такие виды искусства, как музыка, театр, изобразительное искусство, искусство слова, а не разделяя их, как это принято в традиционной педагогике.

 

Задачи работы с младшими дошкольниками: 1) готовить детей к восприятию различных видов искусства; 2) дать элементарное представление о разных способах отражения действительности в искусстве; 3) учить видеть явления искусства в окружающей ребенка жизни.

Речь, искусство слова Музыка Изобразительное искусство Пластика, ритмика, театральные формы

1. Знакомить с речевым этикетом, особенностями общения в различных бытовых ситуациях. Учить использовать формы речевого этикета адекватно ситуации. Учить точно копировать заданные звуки. Познакомить с разными звуками (хлопками, голосом, ударами и т.д.). Познакомить с объемными и плоскими формами в природе. Учить отличать объемные и плоские формы в природе. Познакомить с мимикой, жестами и пластикой в речевом общении. Учить разыгрывать ситуации приветствия, прощания с их использованием.

2. Показать возможности звукоподражания на основе правильной дикции. Учить слушать свой голос и контролировать чистоту дикции. Показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками. Научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки. Познакомить с различными способами создания цветовых пятен (свет дневной, искусственный, через цветное стекло, через объектив фотоаппарата). Научить проецировать цвет при помощи различных материалов. Показать разницу между различными движениями (шаг, бег, прыжки) и покоем. Учить четко выполнять движения и находить их аналогии в жизни.

3. Дать представление о роли дыхания при говорении. Вырабатывать легочно-диафрагмальное дыхание. Дать представление о зависимости силы голоса от дыхания. Развить долгий выдох при произнесении звуков разной высоты. Дать представление об объемах различной формы в жизни. Научить жестовому рисованию объемов различной формы с координацией дыхания. Показать особенности дыхания при движении. Учить координировать звук, движение, дыхание.

4. Показывать словесное богатство родного языка. Обогощать словарный запас детей. Показывать звуковое и интонационное богатство окружающего мира. Вырабатывать акустический слух. Показать многообразие цвета, материала, объема. Учить определять цвета, объемы, материалы в окружающем мире. Показать многообразие мимики, жестов, движений. Учить фиксировать внимание на мимике, жестах, пластике.

5. Дать представление об устной речи, об органах речи. Учить слушать звучащую речь, реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе. Дать представление о специфике музыки как звукового вида искусства. Учить слушать музыкальное произведение от начала до конца. Дать представление о специфике произведений изобразительного искусства, о роли органов зрения в их восприятии. Учить внимательно рассматривать произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Дать представление о специфике жеста, мимики, движения в выражении чувств человека. Учить выражать чувства в движении, мимике, жестах.

6. Познакомить с устным народным творчеством. Учить соотносить правду и вымысел. Учить наизусть произведения малых фольклорных жанров. Дать представление об особенностях народной музыки. Учить соотносить народную музыку с явлениями жизни. Дать представление об эстетическом в повседневной жизни. Учить воспринимать декоративно-прикладное искусство. Дать представление о характерных движениях народного танца. Учить выполнять эти движения.

 

 

Синтез искусств в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Автор О.А. Куревина

 

Программа «Изобразительная деятельность» для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах. Такая интеграция представляется целесообразной на основе общей задачи данных блоков – всестороннее развитие личности ребенка на основе художественно-эстетической деятельности. Кроме того, в программном содержании прослеживается единство проблемных блоков («Материалы», «Композиция», «Эстетический контекст») и параллели с программой «Синтез искусств» как базы для выработки понятийного аппарата и концептуальной основы для продуктивной деятельности ребенка.

 

Программы «Изобразительная деятельность» и «Синтез искусств» взаимосвязаны и взаимозависимы, вместе с тем первая может использоваться отдельно, т.к. она имеет свое логическое продолжение в программе «Красочный мир» для 1–4 классов.

 

Особенности младшего дошкольного возраста определяют направление изобразительной деятельности, занятия которой как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Исходя из этого, программа курса основана на пробуждении в ребенке художественно-эстетического начала через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности.

 

В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающими представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

 

Содержание работы

Манипуляции материалом.

Учить детей работать карандашом, правильно держать его, рисовать штрихами и линиями, различать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, наносить их. Составлять узоры, используя знакомые линии.

Учить работать кистью, правильно держать ее, пользоваться водой, рисовать слитные линии, использовать круговые движения. Знакомить с многообразием цветов и способами их использования (представления о палитре). Учить работать гуашью.

Цветоведение.

Знакомить с цветовым многообразием окружающего мира, учить использовать различные цвета для изображения действительности и создания образной выразительности, использовать цветовое многообразие в орнаментах и узорах.

Композиция.

Знакомить с многообразием форм предметов (квадрат, круг); учить рисовать предметы квадратной и круглой формы, а также предметы, состоящие из двух частей, квадратной, прямоугольной, круглой и овальной формы. Составлять и рисовать узоры на фоне прямоугольной и круглой формы, используя карандаш и краски разных цветов.

Эстетический контекст.

Знакомить с эстетическим многообразием окружающего мира, с основами формы и содержания в жизни и искусстве, с возможностями их отражения в рисунке.

В результате работы дети:

знакомятся с особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);

знакомятся с основными цветами;

отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.

Дети могут:

пользоваться карандашом;

пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;

наносить простые линии и пятна гуашью;

наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;

использовать различные цвета для создания выразительных образов;

выполнять узоры с элементами различных форм и цветов;

создавать сюжетные композиции;

эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную характеристику.

Изобразительная деятельность в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

 

ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Автор И.В. Маслова

 

Знакомство с материалами и способами деятельности начинается с выполнения работы по образцу (поезд, такой, как у меня); по образцу с преобразованием (яблочко, которое нужно украсить листочком), по образцу с определенным условием (такой же дом, но с высокой башенкой), что, в свою очередь, подготовит детей к работе по замыслу.

 

Работа ведется из заготовок (в аппликации – готовые круги, квадраты, треугольники). Вводится работа с природным материалом. Дети учатся подмечать особенности природного материала, добавляя недостающие элементы до готовой поделки (гриб: шляпка – каштан, ножка – пластилин; птица: туловище – шишка или каштан, голова, крылья, лапы – пластилин).

 

В период знакомства со свойствами материалов и техникой исполнения педагог пошагово показывает и выполняет вместе с детьми работу. Полный показ не требуется в том случае, если ребенок делает что-то из знакомых форм (лепка неваляшки из шаров разных размеров – с техникой лепки шаров дети знакомы). В этом случае дети должны уже использовать усвоенные приемы. Однако до самостоятельной работы надо провести ее анализ, показать способ и последовательность скрепления деталей, что и демонстрируют взрослые или дети, владеющие нужной техникой.

 

Лепка

 

Основные материалы.

Пластилин, глина, пластическая масса.

Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), палочка (спичка), тряпочка.

Содержание работы.

Учить отделять кусочки пластического материала, раскатывать их прямыми или круговыми движениями между ладонями и на доске (клеенке), расплющивать полученные формы, сворачивать палочку-колбаску в круг-кольцо, соединять детали между собой, прижимать детали друг к другу, украшать работу при помощи палочки (спички).

Лепка предметная, с натуры Зернышки для птичек. Наливные яблочки. Вишенки. Гусеница/сороконожка. Колбаска/палочка. Следы невиданных зверей на дорожке. Снежинка. Снеговик. Елочка. Баранки и крендельки. Воздушный шарик. Тарелочка. Чашка. Веточка с почками. Солнышко. Железная дорога и др.

Из природного материала Грибы для ежика. Жучок

 

В результате работы дети знакомятся:

с названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина);

с принципами лепки простейших форм (шар, палочка);

с простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски;

с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.

Дети учатся поддерживать порядок на рабочем месте.

 

Дети могут:

отделять небольшие кусочки от целого куска материала;

раскатывать кусочки прямыми движениями (вперед-назад), получая палочку-колбаску;

раскатывать кусочки круговыми движениями, получая шар;

расплющивать шар, палочку-колбаску для получения элементов плоскостной работы;

лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;

украшать работу точками и насечками, используя палочку-спичку.

Аппликация

Основные материалы: цветная бумага, картон.

Инструменты и приспособления: клей, клеенка, кисточка для клея, тряпочка.

Содержание работы.

Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме, чередуя и повторяя их. Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно выполнять работу.

Аппликация предметная, с натуры Мячики на дорожке. Фруктовое угощение. Пирамидка. Домик. Вагончики. Елочка-красавица. Снег идет. Снеговик. Ванька-встанька. Лютики-цветочки

По замыслу Составление узоров из полосок, кругов и квадратов. Составление и наклеивание игрушки из заготовок

Декоративная Платочек для куклы. Украшение дымковской игрушки. Ковер для кукольного домика. Открытка для папы. Открытка для мамы. Украшение тарелочки

 

 

В результате работы дети знакомятся:

с названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);

с правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);

с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.

Дети учатся: поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

 

Дети могут:

составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;

составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.

Конструирование

 

1. Основные материалы и инструменты: деревянный конструктор для крупных построек (кубики, кирпичики, пластины, конусы разных размеров), игрушки для обыгрывания простых сюжетов, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).

2. Содержание работы.

 

Учить сооружать простейшие постройки, обыгрывать их при помощи игрушек; изменять постройки в высоту или в ширину; располагать детали, придвигая их друг к другу или размещая на определенном расстоянии друг от друга.

Выполнение работы из деталей конструктора Там на неведомых дорожках. Забор. Башенки. Дом. Высотный дом. Лесенка-чудесенка. Мост. Елочка. Теремок. Кроватки для трех медведей. Стол и стулья. Мы по улице идем (совместная работа)

Из природного материала Цветы. Птички-невелички. Чудесный город (из влажного песка на прогулке)

Из бумаги Наливные яблочки. Гусеница. Бумажные игрушки

 

В результате работы дети знакомятся:

с названиями различных строительных деталей;

с правилами конструирования из строительного материала.

Дети учатся поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

 

Дети могут:

под руководством педагога определять последовательность действий;

сооружать элементарные постройки;

усложнять, преобразовывать работу двумя способами: в высоту и в ширину;

пользоваться понятиями высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же;

замыкать пространство (забор, дом и т.п.);

правильно использовать различные детали и игрушки в своей работе;

добавлять недостающие для завершения работы элементы;

поддерживать порядок на рабочем месте во время работы.

Лепка, аппликация, конструирование в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет)

 

Наверх

 

 

Воспитание и развитие личностных качеств

Воспитание ребенка, развитие его личностных качеств обеспечивается всей системой работы детского сада. В этом случае физическое и социально-личностное развитие, игровая и познавательная деятельность, организация всей жизни ребенка являются средствами воспитания. Жизнедеятельность детей организуется в соответствии с принципами гармоничного воспитания, предложенными В.А. Петровским.

Учет психологического возраста детей. В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и рационально осваивать мир.

«Открывающаяся перспектива». Завершение того или иного акта деятельности должно нести в себе стимул для постановки новой цели и задачи, вопросов к взрослым, выдвижения гипотез; открывать новые горизонты деятельности.

«Равноценность основных сфер». Согласно этому принципу, каждому ребенку должны быть предоставлены возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).

«Свободный выбор». Если взрослый стремится что-то внушить ребенку, то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяется в обязанность, ничего не внушается. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его близких людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.