Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические черты индийского права (по законам Ману)






В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не сложилось. Повседневная жизнь индусов подчинялась правилам, утвержденным нормами, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определявшие повседневное поведение людей (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являлись Законы МануЗаконы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Законы Ману (ЗМ) созданы, по всей видимости, одной из брахманских правовых школ. Состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок (двустиший). Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения — характерная особенность многих древневосточных законодательных и, в особенности, религиозно-законодательных сводов и текстов.

 

 

14. Основные правовые институты, суд и процесс в Древней Индии (по ЗМ): Право собственности. ЗМ различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) Обязательственное право. Обязательственное право состояло из договоров и деликтов. Брачно-семейное право. Характер семейных отношений — патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Уголовное право. ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков. Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Наказания были публичными. Характер наказания зависел от места в обществе Процессуальное право. Характер — обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось.

Законы Ману и Артхашастра — самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

.

 

 

15.Становление и основные этапы развития государства в Китае (государства Инь, Чжоу, Хань):

История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий. 1. Период Шан (Инь): XVI—XI вв. до н.э. (1583—1027 гг. до н.э.).

2. Период Чжоу (Срединная империя): XI—III вв. до н.э. (1027—258 гг. до н.э.)

3. Период Цинь: 258—207 гг. до н.э.

4. Период Хань: 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями — ванами. С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (ван — царь — победившего племени во главе государства). Основные формы собственности в этот период — царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления — царским, общинным и частным.Земли делились на две категории — общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю. В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы.. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов — князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» — V—III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств. 258 г. до н.э. — начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены.

16. Империя Цинь: специфические черты гос. строя:, система управления:

258 г. до н.э. — начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык. Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:

1. через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;

2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911—1913 гг. Государственный строй. Во главе государства стоял правитель (ван, «сын Неба»), власть монарха обожествлялась. Существовала дворцово-вотчинная система управления: центром управления в период Чжоу был дворец вана, управитель дворца, глашатай воли вана — цзай. Личные нужды царя, его административные и военные поручения выполняли стольники — шаньфу. Страна делилась на автономные уделы во главе с удельными правителями со своими советниками и помощниками. Судебная система. По уголовным делам в империи Цинь наметилось определенное отделение суда от администрации. Существовало ведомство наказаний (судебное ведомство), которое разбирало наиболее тяжкие уголовные дела. Вторая инстанция — провинциальный судья, он же одновременно и начальник тюрем в округе. Гражданскими делами занималась уездная администрация, губернатор провинции, судебное ведомство. В качестве последней инстанции выступал император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. В Ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью.

 

17. Реформы Шан Яна:

Шан Ян (ок. 390-338 до н.э.) государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы фацзя. Узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. По настоянию аристократии был казнен. Реформа Шан Яна предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли. Шан Ян поощрял крупное землевладение, видя в нем основу экономики Циньского царства. Он разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли.
Реформы Шан Яна коснулись и налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения.
Большое значение имела административная реформа Шан Яна. Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой. Царь Сяо-гун назначил Шан Яна главнокомандующим циньской армией. Это позволило последнему провести военную реформу. Он отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг Шан Ян ввел двадцать степеней рангов знатности. Так, за уничтожение и захват в плен врага воина повышали в ранге, что давало ему право на получение земли и рабов. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством.
Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала возмущение аристократов. Через несколько месяцев после смерти царя Сяо-гуна (338 г.) Шан Ян был казнен.

 

18. Система и основные правовые институты традиционного права Китая:

На развитие права оказали влияние конфуцианство и легизм (законность) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления. Можно выделить 3 этапа в развитии права. 1. Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай — главную роль играли этические нормы (ли). 2.Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.). 3.Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих цели сохранения и функционирования древнекитайского общества. Источники. 1. Писаные законы (VI—V вв. до н.э.).

2.«Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.).

3. Общинное поземельное право.

4.Приказы чиновников и правителей.

Сложился такой порядок, когда правовые нормы соседствовали с нормами морали. Уголовное право. Традиционное право развивалось в основном как уголовное, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных и гражданских правоотношений и пр.Понятие преступления в Древнем Китае связывали с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек». Было известно 500 видов преступлений. Брачно-семейное право. Патриархальный характер. Во главе большой семьи стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи. Цель создания семьи — рождение мужского потомства. Процессуальное право. Вначале характер процессуального права был состязательным, а со временем стал розыскным. Самой развитой областью китайского права стало уголовное право. Когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов древности и последующих веков, они нередко приходили к выводу, что карательная политика и законодательство в Китае находились на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы.

 

 

19. Разложение родового строя и образование Афинского государства:

Территорию Аттики в конце 2 тыс. до н.э. населяли четыре племени, во главе у каждого стояли вожди — базилевсы, народное собрание — экклесия, совет старейшин. С развитием производящей экономики происходят изменения в родоплеменной общине. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Тесея (легендарного героя) в VIII в. до н.э. В результате племена Аттики объединились в единый афинский народ с единым Советом для управления (синойкизм). Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества. Складывается социальная структура: эвпатриды — благородные (верхушка); геоморы — земледельцы; демиурги — ремесленники; феты — зависимое население, рабы. Ухудшается положение мелких землевладельцев — они закладывают за долги землю. Широкое развитие получает долговая кабала — должник может быть продан в рабство за границу. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. С VII в. до н.э. избирается коллегия из 9 архонтов для руководства всей страной. В VIII в. до н.э. появляется новый орган публичного управления — ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть, в него входили все бывшие и действующие архонты.

 

 

20. Реформы Солона и Клисфена: содержание и последствия:

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений приводит к социальному расслоению. В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона. Их цель — смягчить противоречия. Реформы Солона явились важным этапом в образовании, политической революцией. Солон провел сисахфию — долговую реформу, т.е. отменил долговое рабство. Цензовая реформа была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Из 1 разряда могли избираться архонты и ареопаг. 1—3 разряды могли занимать другие общественные должности. 4 разряд мог участвовать в заседаниях народного собрания. Был создан новый судебный орган (гелиэя), в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Но противоречия не были решены, что привело к установлению тирании Писистрата (560—527 гг. до н.э.) и его сыновей, затем он был свергнут. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно-правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, которые делились на демы. Новый орган управления — Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Появился новый орган управления (коллегия 10 стратегов), в нее избирали по 1 представителю от каждой филы. При Клисфене в практику народных собраний был введен остракизм (остракон — глиняный черепок). Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

 

 

21. Афинское государство в классический период: К Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать окончательную победу благодаря Афинам, создавшим морской союз и возглавившим борьбу с персами. 500 до н.э. в большинстве греческих городов-государств утвердилась демократия, осуществлявшаяся в форме высшего суверенитета народного собрания всех свободных и полноправных граждан. Благодаря реформам Солона, жесткому правлению Писистрата и деятельности основоположника демократии Клисфена Афины стремительно развивались.. В период с 431 по 404 гг. до н.э. свою гегемонию над всей Грецией установила Спарта, подчиненная суровым законам литургии (государственной денежной повинности богатых граждан), представляла собой только мощную военную силу. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела. В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет

22. Общественный строй и организация властных структур в аристократической республике Спарта:

По форме правления Спарта была государством военной рабовладельческой демократии. Государство возникло в VIII—VII вв. до н.э. Социальная структура. 1. Спартиаты. Из этой категории выделились гипомейоны — опустившиеся спартиаты без земли. 2. Периэки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, несли военную обязанность, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. 3. Илоты — порабощенные жители, рабы. Самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, отдавали около половины урожая, обрабатывали землю спартиатов, участвовали в войнах в качестве легковооруженных воинов. Государственный строй. В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два архагета, главы двух племен — дорийского и ахейского. Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам. Однако в дальнейшем их полномочия были существенно ограничены, особенно военные. Социальное и политическое устройство Спарты было скреплено договором — ретрой Ликурга. «Ликургов строй» существовал в конце VII—начале VI вв. до н.э., строился на единстве спартиатов с помощью искусственного сдерживания имущественного расслоения и совместного господства над завоеванными землями и племенами. В III в. до н.э. происходит кризис политической системы Спарты. В середине II в. до н.э. Спарта подпадает под власть Рима

 

23. Основные черты, источники и институты афинского права:

Афинское право представляло собой довольно развитую правовую систему. Источники права.

1. Обычное право.

2.Законодательная деятельность верховных органов власти: - Законы Драконта (621 г. до н.э.) вводили жестокие наказания (смертной казнью карались кража овощей, праздный образ жизни), запрещалась кровная месть; - Законы Солона (594 г. до н.э.) затрагивали широкий круг вопросов: организация государственной власти и регулирование новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и д.); - псефизмы — постановления народных собраний. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности, как абсолютного права лица, еще не существовало. Со времен Солона утвердилось понятие частной собственности. Формы собственности — государственная и частная. Обязательства были из договоров и деликтов (причинение вреда). Договор — это соглашение сторон, заключался без особых формальностей, наиболее важные договора составлялись в письменной форме. Гарантии исполнения: задаток, поручительство третьих лиц, залог. Залог земли назывался ипотекой. Виды договоров: купли-продажи, займа, имущественного найма движимого и недвижимого имущества, личного найма, товарищества и др. Брак и семья. Безбрачие в Афинах являлось аморальным, многоженство же допускалось. Брак заключался посредством договора между женихом и семьей невесты. После замужества женщина находилась под властью и мужа, и отца. Развод для мужчины был свободен, для женщины — затруднен. Дети находились под властью отца. Преступления и наказания. Различались преступления против государства, личности, имущества. Характер наказания зависел, прежде всего, от тяжести содеянного. Судебный процесс. Судебный процесс носил обвинительный характер.

 

24.Возникновение древнеримского государства и периодизация его истории:

Древние римляне принадлежали к народам, обитавшим на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис с народным собpанием, царем и знатью. Римское государство, которое было последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.

В истории римского государства различают три основных периода. Первый — древнейший царский период продолжался от основания Рима его первым царем Ромулом в 753 г. до н.э. до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э. Второй период — республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н.э.) Tретий — имперский — распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (от dominus — господин), кoторый знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э., доминат охватывает период с 284 по 476 г.

 


25. Царский период в Древнем Риме: общественный и государственный строй:

В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь был облечен специальными функциями верховного жреца. В древнейший период царя избирали, поэтому нa время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов избирали 10 человек (интеррегес), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской общине. Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов (в силу этогo обстоятельства сенаторы именовались отцами-патресами, от pater — отец). Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, который в то же время нe мог игнорировать знатность и влияние отдельных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по упpавленческим вопросам, которые были названы сенатус-консультами

В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу.

Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий.

 

26.Реформы Сервия Тулия:

Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворилаодно из основныхтребований плебеев: они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с патрициями. Патриции и плебеи были разделены по имущественному принципу на пять разрядов. Римское ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды.

Реформа Сервия Тулия выполнила след. Задачи: 1. Разрушила родоплеменной строй патрициев 2. Включила плебеев в состав римского народа 3. Совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения

Но реформа Сервия Тулия не смогла решить всех проблем. Она не уравняла плебеев с патрициями. Плебеи не допускались к разделу завоеванных земель. Борьба плебеев за свои права растянулась более чем на два столетия.

 

27. Гос. механизм и институты Римской республики, причины кризиса и упадка:

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов. Магистраты и эдикты. Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать нa белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли в Риме на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно.

Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И «уволить» их с должности до истечения срока полномочий нe мог никто, дажe избравший их народ. Занятие должности в республике считалось большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами.

Сенат в республиканском Риме сохранился, но несколько видоизменил свои полномочия и способ формирования. В него получают доступ плебеи.

В республиканском Риме существовало несколько видов наpодных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Государство в этот период значительно расширило свои владения, получив новые источники дешевой раб. силы. Это стало приводить к разорению крестьянства, снижалась боеспособность римского войска. Стали возникать восстания рабов. Гражданские войны. Окончательное крушение республики было связано с восстанием Спартака.
28. Реформы братьев Гракхов:

Государство в этот период значительно расширило свои владения, получив новые источники дешевой раб. силы. Это стало приводить к разорению крестьянства, снижалась боеспособность римского войска. Стали возникать восстания рабов. А для подавления таких восстаний необходима сильная армия. Эту опасность разглядели наиболее дальновидные политики. Одним из них был Тиберий Гракх. Он предложил: 1. Ограничить право пользования общ. Землей до 125 га. 2. Чтобы вся общ. Земля сверх этой нормы была отобрана у латифундистов и разделена между безземельными и малоземельными крестьянами. 3. Он предложил создать особую комиссию из трех лиц и провести этот закон в жизнь. Против Тиберия выступила знать. Тиберий выдвигал свою кандидатуру в народные трибуны, но был убит по приказу Сената. Аграрную реформу попытался продолжить младший брат Тиберия-Гай. Он предложил понизить цены на хлеб, предоставить гражданские права всем жителям Италии. Однако его предложения задевали интересы богачей и широкого круга римских граждан. Движение, возглавляемое Гракхами не могло быть успешным, они стремились вернуться к старому, возродить римское крестьянство. Их цель была утопической. Но дело их не пропало. Оно положило начало широкому народному движению в Риме и нанесло серьезный удар по аристократической сенатской республике

 

29. Военные диктатуры и режим личной власти в Риме:

Военная реформа Мария (о наборе в армию независимо от имущественного положения) подготовила основу установления военной диктатуру в римской республике. Многочисленные народы Италии потребовали уравнения в правах с гражданами Рима и восстали. Вся Италия стала ареной ожесточенной войны. В этой войне выдвинулся аристократ Сулла. Сулла, благодаря подкупу голосов, был избран консулом, затем захватил Рим. Всех единомышленников Мария он приговорил к смерти, назначил своих приверженцев сенаторами. После отъезда Суллы в армию в Рим вернулся Марий. Сторонники Суллы были перебиты. Вернувшись в Рим, Сулла вторично захватил его. Всех пленников казнили, а на следующий день на стенах домов были вывешены списки(проскрипции), в которых были люди, которых любой человек мог убить. Сенат утвердил Сулле звание пожизненного диктатора. Его полномочия не были ограничены. Сенат формально заседал, но все вопросы решал Сулла, который правил в течение 10 лет

 

30. Установление монархического правления в Риме.Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э.—14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г. Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, военная диктатура. Так, возвышение Суллы в качестве диктатора после 83 г. до н.э. привело к практике издания законов без согласования с народным собранием, а в уголовном суде была запрещена жалоба (провокация) на приговоры суда. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попyляров, людей свободных, но нeзнатных (во времена Суллы их называли также оптиматами), человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь. В его правление, по описанию Плутарха, лица, добивающиеся должностей, сидели на площади за столиками с деньгами и бесстыдно подкупали чернь. Затем нанятый народ приходил в собрание, где боролся за того, кто дал деньги. Такое течение событий вело государственное управление к монархии. После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользонался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа). Он обладал правом вета на распоряжения всех магистратов, стал главным блюстителем культа (с 12 г.), присвоил право наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях, издавал законы с правом высшего уголовного и гражданского суда. Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).

 

31. Принципат: общественный строй и политические институты

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении «гражданин Римского государства». Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, первосвященником (главным жрецом — понтификом). В области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Разные способы управления повлекли за собой различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием.

32.Доминат: государственные институты и учреждения Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией. Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами и др. Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы. В 330 г. император Константин переносит столицу в Константинополь. В 395 г. происходит раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование под натискомварваров.

 

33. Правовое положение основных групп населения в Римском государстве:

Основными классами были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Становясь гражданином Рима, он становился обладателем основных политических прав. Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. Основные группы населения:

Вольноотпущенники – становились рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. Вольноотпущенник не мог быть избран на какую-либо должность, но мог без ограничений быть участником гражданско-правовых отношений.

Латины – представляли собой категорию подвластного и неполноправного населения. Римского гражданства они не имели

Перегрины – все жители земель, завоеванных Римом. Никаких политических прав не имели

Рабы – основная производительная сила в Риме, где рабство приняло классические формы. Основная масса рабов была в домах богатых римлян. Господин имел право жизни и смерти над рабом. Раб не имел семьи, не мог иметь собственность

Иногда раб получал пекулий – участок земли для извлечения выгоды господину.

34. Законы ХII таблиц: общая характеристика

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.

35.Периодизация римского права и его источники:

1. Древнейший период (VI—середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода архаично, недостаточно развито и характеризуется сакральным характером основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). 3. Постклассический период (IV—VI вв.). Изменения в римском праве связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит уже в Восточной Римской империи — Византии Источники римского права древнейшего периода. В архаический период огромную роль в формировании правовой традиции в Древнем Риме играли жрецы, особенно коллегия понтификов — по сути дела, первые римские юристы. Древнейшими источниками права являлись: правовые обычаи, законодательство римских царей (Законы Сервия Туллия — фактически не дошли до наших дней). Первоначально эти источники являлись партрицианскими. Борьба плебеев за свои права, результатом которой стало принятие около 450 г. до н.э. первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (для это Источники права в классический период. В III в. до н.э. — III в. н.э. продолжали формально действовать Законы XII таблиц. Со II в. н.э. важнейшим источником права стала законодательная деятельность императоров: эдикты, рескрипты, декреты, мандаты. Наибольшую известность получили Институции Гая (143 г. н.э.), они посвящены, в основном, разбору гражданского (цивильного) права, но содержат ряд добавлений по преторскому эдикту. Институции Гая были разделены на 4 книги: о лицах, вещах, обязательствах, исках. Это институционная система изложения правовых норм, оказавшая большое влияние на последующую историю права. Источники права постклассического периода. Изменения в постклассический период происходят именно в источниках права. Все большее значение приобретает законодательство императоров. Под руководством видного юриста Трибониана был составлен Свод законов Юстиниана (Corpus Juriscivilis) — Свод гражданского права. Со временем он стал основным источником для изучения римского права.
36. Правовые институты, вещное, обязательственное, наследственное и уголовное право по Законам ХII таблиц:

Вещноеправо.Право собственности: Особенно четко в нем регулировались имущественные отношения и, в первую очередь, право частной собственности — как полное господство собственника над своей вещью. Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, поэтому форма превалировала над содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. Способы приобретения вещных прав и классификация вещей. Способы приобретения вещных прав и классификация вещей.

1.Вещи манципируемые (манципация) — земля в Италии, рабы, крупный домашний скот. Земельные сервитуты — это экономически наиболее важные объекты, находившиеся в семейной собственности. Отчуждение осуществлялось посредством манципации — процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности, посредством «меди и весов», должны быть 5 свидетелей и весодержатель. 2. Неманципируемые — все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Особый вид вещного права — сервитуты — фиксированное в обычаях или в законе строго ограниченное право пользования чужой вещью. В силу их экономической важности сервитуты относились к манципируемым вещам (право прохода через чужой участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа). Обязательственное право возникло из договоров и деликтов: В Законах XII таблиц были отражены частные и общественные деликты. Частный деликт — как посягательство на права частного лица. Публичные деликты (взыскания шли в пользу государства) Контракты (договоры) были абстрактные. Брак и семья в древнейший период. Семья в древнейший период была патриархальной, хозяйственно обособленной и связанной с обществом и государством через домовладыку. Наследственное право в древнейший период. По закону наследство переходило к «подвластным» (агнатам) — детям или внукам умершего или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. В целом нормы уголовного права еще не получили большого развития. Легисакционный процесс включал две стадии — «ин юре» и «ин юдицио». На первой стадии дело рассматривалось у претора, к которому являлись истец и ответчик. Если ответчик соглашался с требованием истца, то дело прекращалось. Если нет, то наступала вторая стадия — дело рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу

 

 

38. Римское право классического периода: характерные черты и формы законодательства:

Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.)

В III в. до н.э. — III в. н.э. продолжали формально действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Но существенные изменения в социально-экономической и политической жизни Рима сделали необходимым отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникают новые формы правотворчества, которые отвечали имеющимся общественным условиям: Эдикты преторов. Преторы («идущие впереди») вначале были приближенными консулов, потом их заместителями. Их полномочиями были поддержание общественного порядка посредством права на разрешение судебных споров. В условиях республики складывается преторское право — оно фиксировалось в специальных, ежегодных установлениях претора (преторские эдикты). А из деятельности претора перегринов (коллегия из 16 преторов во главе с претором города) складывается «право народов». Оно было немеждународным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. Таким образом, в Риме в период республики сложилась тройная система источников права: - цивильное (квиритское) право; - «преторское право» (претор города); - «право народов» (претор перегринов). Еще одним важным источником римского права в классический период становится деятельность римских юристов (Институции Гая)

 

39. Основные правовые институты классического римского права по Институциям Гая:

Институции Гая (143 г. н.э.), они посвящены, в основном, разбору гражданского (цивильного) права, но содержат ряд добавлений по преторскому эдикту. Институции Гая были разделены на 4 книги: о лицах, вещах, обязательствах, исках. Это институционная система изложения правовых норм, оказавшая большое влияние на последующую историю права. Книга 1 «О лицах» (§1-200) рассказывает о личных правах — о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об источниках права. Книга 2 «О вещах» (§ 1-289) — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих. Книга 3 «Об обязательствах»— наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести. Книга 4 «Об исках» — история гражданского процесса; права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

 

4 0. Постклассическое римское право: система источников: Источники права постклассического периода. Изменения в постклассический период происходят именно в источниках права. Все большее значение приобретает законодательство императоров. В постклассический период происходит стирание граней между цивильным и преторским правом, что создает благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Всеобъемлющая систематизация римского права происходила в 528—634 гг., уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Под руководством видного юриста Трибониана был составлен Свод законов Юстиниана (Corpus Juris civilis) — Свод гражданского права. Со временем он стал основным источником для изучения римского права.

Свод Юстиниана состоит из 4 основных частей. 1. Кодекс — собрание императорских конституций в 12 книгах со времен Адриана (117 г. н.э.) по период Юстиниана. Содержит нормы церковного права, частного, публичного права. Каждая книга делится на титулы, а титулы — на фрагменты. 2. Институции — учебник права из 4 книг, каждая подразделяется на титулы, а титулы — на фрагменты. 3. Дигесты (пандекты) — всеобъемлющий сборник, охватывающий правовое наследие классической эпохи: собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов. Состоит из 50 книг.

5. Новеллы. 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535—565 гг. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей предшествующей истории.

 

 

42. Реформы Карла Мартелла и их значение: Карл Мартелл (715—741 гг.), являвшийся майордомом, т.е. главой королевской администрации, проводит в VIII в. реформы с целью усиления центральной власти. В ходе реформ происходит усмирение внутренней смуты, конфискация земель противников, частичная секуляризация церковных земель. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций. Бенефиций (от лат. — благодеяние, милость) давался за службу королю. Отказ от службы или измена королю влекли потерю бенефиция. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли барщину или платили оброк. Крупные землевладельцы могли передавать свой бенефиций во владение другим феодалам на основе вассальных отношений.

 

 

43. Империя Карла Великого: принципы организации власти, система органов управления

Своего высшего могущества государство франков достигло при Карле Великом (742—814 гг.), ставшем коронованным римским императором в 800 г. Карл Великий стал основателем тысячелетней империи, известной впоследствии как Священная Римская империя германской нации. Но империя все же не стала единым государством, у нее отсутствовала столица. Карл Великий обладал только частью общегосударственных полномочий: он был военачальником, осуществлявшим координацию действия центральной власти и вотчинных властей. Также сохранял свои функции Королевский совет. Карл Великий правил через рассылаемые на места королевские распоряжения. В 840 г. произошел Верденский раздел державы франков между внуками Карла Великого. На территории бывшей империи образовались Франция, Германия и Италия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.