Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 1. Анкета Н.Г. Лускановой.






Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребенком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из десяти вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как умение хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой ннформации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся.

Учащимся предлагается ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Ребенку дается инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трех вариантов ответов, который выражает твое мнение”.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

• не очень;

• нравится;

• не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в

школу или тебе часто хочется остаться дома?

• чаще хочется остаться дома;

• бывает по-разному;

• иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно

приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты

пошел бы в школу или остался дома?

• не знаю;

• остался бы дома;

• пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

• не нравится;

• бывает по-разному;

• нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• хотел бы;

• не хотел бы;

• не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

• не знаю;

• не хотел бы;

• хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

• часто;

• редко;

• не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

• точно не знаю;

• хотел бы;

• не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

• мало;

• много;

• нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
• нравятся;
• не очень;

• не нравятся.

 

Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н. Г. Лускановой в работе «Методы исследования детей с трудностями обучения».

 

• высокая школьная мотивация — 30 баллов;

• нормальная школьная мотивация — 20 баллов;

• школа привлекает внеучебными сторонами — 15 баллов;

• низкая школьная мотивация — 10 баллов;

• негативное отношение к школе — ниже 10 баллов.

Первичное анкетирование учащихся желательно проводить в начале учебного года (перед проведением программы), повторные опросы по анкете - в конце учебного года.

Методика 2. Рисование на тему: ”Что мне нравится в школе:
Показатели школьной мотивации хорошо иллюстрирует методика изучения детских рисунков на тему: «Что мне нравится в школе».

Еще в исследованиях А. М. Шуберт, проведенных в 1928 г.на материале более 10 тысяч рисунков, было выявлено, что дети подвижные чаще изображают подвижные объекты, рисунки робких и застенчивых детей отличаются крупным форматом, а импульсивные дети рисуют размашисто и небрежно. О внутреннем беспокойстве свидетельствует «уплотненность» и закрашивание всего пространства рисунка.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме.

2. Сюжет (что изображено).

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Динамика изображения.

6. Правильность рисунка.

7. Законченность рисунка.

При анализе детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» также используется 30-балльная шкала, описанная Н. Г. Лускановой.

1. Несоответствие заданной теме может указывать на:

а). отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т.д. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;

б). детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в). неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой псхического развития. При несоответствии рсунка заданной теме в процессе количественной обработки проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а). учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т. п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);

б). ситуации неучебного характера - школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. – свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (20 баллов);

в). игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности (10 баллов).

Методика 3. Опросник «Направленность на приобретение знаний»

Инструкция учащимся:

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Необходимо внимательно прочитать утверждение и из двух ответов нужно выбрать один (а или б) и написать рядом с вопросом, в конце предложения. Отвечайте, долго не раздумывая, помните: нет «хороших» или «плохих» ответов

Если вы выбрали «а» – поставьте «а» рядом с утверждением.

Если вы выбрали «б» – поставьте «б» рядом с утверждением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.