Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика Византии и византинизма.






Тысячелетие существования Византийской империи целиком укладывается в хронологические рамки средневековья. Возникшая в 395 г. на месте греческой колонии Византа, Восточная Римская империя со столицей в г. Константинополе пала под ударами турок-османов только в 1453 г. Византийцы, именовавшиеся ромеями (римлянами), считали себя законными наследниками и продолжателями античных традиций. Между тем, исторические и культурные особенности Византийской империи позволяют утверждать о существовании некогда самобытной цивилизации.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших факторов развития. Первым из них была постоянная военная опасность. Византии приходилось отражать натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен; затем - славян, тюрок-сельджуков; наконец - европейцев-крестоносцев и турок-османов. Вторым фактором самобытности византийской цивилизации явился синтез позднеантичных и восточных традиций. Владевшая территориями на трех материках, Византия держала в своих руках торговые пути из Европы в Азию и Африку, контролировала проливы Босфор и Дарданеллы. Этническая структура империи была чрезвычайно сложна (греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, арабы, евреи, иллирийцы, славяне и др.), но в ней доминировали греки. Завоеванные народы включались в состав государства, сохраняли свою самобытную культуру, хотя и не могли рассчитывать на равноправие.

Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов. В основе православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная жизнь коротка, а загробная - вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам м предписаниям церкви. Православные традиции отразились в ментальности и культуре византийской цивилизации, оказали влияние на формирование и развитие государственности.

Восточная империя, отделившись от Западной, прежде всего отмечает свои исторические тенденции принятием греческого языка своим официальным языком, этим уже дано было внешнее выражение преобладанию эллинских элементов над романскими. Далее, Восточная империя разрешает проблему, которой не удалось разрешить Западной, – она ужилась с новыми варварскими элементами, вступив с ними в такой род соединения, который не удался на Западе. Наконец, Восточная империя по своему этнографическому составу и по своим учреждениям представляет в себе протест против того утверждения, что тип, по которому сложилась западноевропейская история, есть универсальный тип. И, конечно, было бы ошибочно строить теории исторического развития народов, исходя исключительно из фактов западной истории и пренебрегая восточноевропейской, т.е. целой половиной подлежащего изучению материала. Восточная империя перестает быть продолжением римской с VII и в особенности с VIII в., она становится с тех пор представительницей византинизма. На этой ступени развития она может быть сравниваема с Римской империей Карла Великого; как последняя образовалась из сочетания национальных германских начал и романских элементов, так и Византийская империя произошла из взаимодействия греко римских и разнообразных варварских элементов. Формальный параллелизм главных фактов западноевропейской и византийской истории может подкупить в пользу того мнения, что формы западного развития вполне соответствуют восточным. Но стоит обратить внимание на подробности, и дело получает совсем иной вид.

Под византинизмом прежде всего разумеется совокупность всех начал, под влиянием которых постепенно реформировалась Римская империя в V–VIII вв., прежде чем преобразоваться в Византийскую империю. Как на Западе организующим началом стал романизм, так на Востоке – византинизм; с этой стороны и может подлежать объяснению термин «византинизм». На Востоке романизм встретился со старыми культурами: иудейской, персидской и эллинской, которые не только оказали ему значительное противодействие, но, в свою очередь, имели на него разнообразные влияния. На почве римской администрации и правовых римских воззрений появляются наслоения и придатки особого рода, по канве эллинских философских воззрений вышиваются узоры манихейских, иудейских и иранско персидских идей и верований. Многообразные перемены вызвали германская и славянская иммиграции, произведшие реформы в социальном и экономическом строе и в военной системе империи. Под действием указанных новых начал реформируется Римская империя на Востоке, постепенно приобретая характер византинизма. Как выражение политических, культурных и философско литературных особенностей, византинизм проявляется в следующих признаках:

1) в постепенной отмене господствовавшего латинского языка и замене его греческим или, собственно говоря, византийским;

2) в борьбе национальностей из-за политического преобладания;

3) в оригинальном характере развития искусства и в появлении новых мотивов, влиявших на создание новых памятников, равно как в своеобразных чертах литературных произведений, где вырабатывается постепенно новый и оригинальный метод под влиянием восточных культурных преданий и образцов.

68. Основные этапы развития Византийской империи.

· Первый этап (IV - VII вв);

 

· Второй этап (VII — IX вв);

Этот период в истории развития Византии прошёл в напряжённой борьбе с арабами и славянскими нашествиями. Территория державы после этого сократилась вдвое, империя стала намного однороднее по национальному составу: это было греко-славянское государство.

Византийская империя потеряла после победоносного арабского завоевательного похода свои владения в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Экономической основой Византии являлось свободное крестьянство. Варварские нашествия создали благоприятные условия для освобождения крестьян от зависимости, и главный законодательный акт, регулировавший аграрные отношения в империи, исходит из того, что земля находится в распоряжении крестьянской общины. Резко сокращаются количество городов и численность горожан. Из крупных центров остаётся только Константинополь, а население его сокращается до 30—40 тыс. Другие города империи насчитывают по 8—10 тыс. жителей. В малых жизнь замирает. Кроме того количество школ, а следовательно, и образованных людей резко сокращается. Просвещение концентрируется в монастырях.

Именно в этот сложный период и происходит решающее столкновение между василевсами и церковью. Главную роль на этом этапе играют императоры Исаврийской династии.

· Третий этап (IX - XI вв);

Данный период прошел под властью императоров Македонской династии. Это «золотой век» империи, период экономического подъёма и расцвета культуры.

Ещё в период правления Исаврийской династии сложилась ситуация, когда преобладающей формой собственности на землю была государственная, а основу армии составляли воины-стратиоты, служившие за земельный надел. С Македонской династии начинается практика широкой раздачи знати и боевым командирам больших угодий и пустующих земель. Работали в этих хозяйствах зависимые крестьяне-парики (общинники, потерявшие землю). Из слоя земельных собственников (динатов) формируется класс феодалов. Меняется и характер войска: ополчение стратиотов заменяется в X в. тяжеловооружённой, закованной в броню конницей (катафрактариями), которая становится главной ударной силой византийской армии.

Период с IX по XI вв. сопровождался ростом городов. Выдающееся техническое открытие — изобретение косого паруса — и поддержка государством ремесленных и торговых корпораций сделали города империи на долгое время хозяевами средиземноморской торговли. В первую очередь это относится к Константинополю, который становится важнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, богатейшим городом Европы. Изделия константинопольских ремесленников — ткачей, ювелиров, кузнецов — на века станут эталоном для ремесленников Европы. Вместе со столицей переживают подъём и провинциальные города: Фессалоники, Трапезунд, Эфес и другие. В экономический подъём империи вносят свой вклад и монастыри, ставшие центрами высокопроизводительного ремесла и земледелия.

Экономический подъём тесно связан с возрождением культуры. В 842 г. восстанавливается деятельность Константинопольского университета, в котором выдающуюся роль играет крупнейший учёный Византии Лев Математик. Он составил медицинскую энциклопедию и писал стихи. Его библиотека включала в себя книги отцов церкви и античных философов и учёных: Платона и Прокла, Архимеда и Евклида. С именем Льва Математика связано несколько изобретений: применение букв как арифметических символов, изобретение световой сигнализации, связывающей Константинополь с границей, создание движущихся статуй во дворце. Университет располагался в зале дворца, называвшегося Магнавра, и получил название Магнаврского. Преподавались грамматика, риторика, философия, арифметика, астрономия, музыка. Одновременно с университетом в Константинополе создаётся богословская патриаршая школа. По всей стране возрождается система просвещения.

В конце XI в., при патриархе Фотии, исключительно образованном человеке, собравшем лучшую библиотеку своего времени (сотни наименований книг выдающихся умов древности), разворачивается большой миссионерский труд. Подготовленные в Константинополе священники и проповедники отправляются к язычникам — болгарам и сербам. Огромное значение получает миссия Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество, в ходе которой они создают славянскую письменность и переводят на славянский язык Библию и церковную литературу. Тем самым закладываются основы духовного и политического подъёма в славянском мире. Из Византии христианство постепенно стало приходить на Русь, а в 988 году произошло ее крещение. Замена язычества христианством в Киевской Руси повлияла на развитие архитектуры, живописи, литературы, способствовала обогащению славянской культуры.

В период царствования Василия II (976—1026 гг.) держава ромеев достигает большого внешнеполитического могущества. Этот энергичный император начал тяжёлую войну с Болгарией, которая длилась с перерывами 28 лет, и нанёс им решающее поражение. Одновременно Василий вёл постоянные войны на Востоке и к концу своего царствования вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, установил контроль над Грузией и Арменией. Когда во время подготовки похода в Италию в 1025 г. император скончался, Византия была самым сильным государством Европы. Однако напряжение больших сил Византии в завоевательных походах при Василии II привело к финансовому кризису. Ситуация ещё более обострилась из-за постоянной борьбы между столичной и провинциальной знатью. В результате смут император Роман IV (1068—1071 гг.) был предан своим окружением и потерпел жестокое поражение в войне с новой волной мусульманских завоевателей — турок-сельджуков. После победы в 1071 г. при Манцикерте конница мусульман в течение десятилетия взяла под контроль всю Малую Азию.

· Четвертый этап (XI - XIII вв);

Это был период нового подъёма и последующих больших потрясений и тяжких испытаний. Императоры династии Комнинов смогли консолидировать силы ромеев и возродить их славу ещё на целое столетие. Первые три императора этой династии — Алексей (1081—1118 гг.), Иоанн (1118—1143 гг.) и Мануил (1143—1180 гг.) — проявили себя как храбрые и талантливые военачальники, тонкие дипломаты и дальновидные политики. Опираясь на провинциальную знать, они прекратили внутреннюю смуту и отвоевали у турок малоазийское побережье, поставили под контроль дунайские государства. Комнины вошли в историю Византии как императоры-«западники». Несмотря на раскол между православной и католической церковью в 1054 г., они в борьбе с турками обратились за помощью к западноевропейским королевствам. Константинополь стал местом сбора участников 1-го и 2-го крестовых походов. Крестоносцы помогли Византии вернуть себе утерянные территории в Малой Азии.

Окружённые западными рыцарями, Комнины были очень похожи на западноевропейских королей. Но, хотя опора этой династии — провинциальная знать — тоже окружила себя зависимыми вассалами, феодальная лестница в империи не возникла. Вассалы местной знати были просто дружинниками. Характерно и то, что основу войска при этой династии составляют наёмники из Западной Европы и рыцари, поселившиеся в империи и получившие здесь земли и замки. Император Мануил подчинил империи Сербию и Венгрию. Его войска воевали в Италии, где даже Милан признал власть империи; пытались подчинить Египет, совершая экспедиции в дельту Нила. Столетнее правление Комнинов заканчивается смутой и гражданской войной.

Новая династия Ангелов (1185—1204 гг.) лишь углубляет кризис тем, что, покровительствуя итальянским купцам, наносит непоправимый удар по отечественному ремеслу и торговле. Коренные византийцы в области торговли со временем отдали инициативу более деятельным итальянцам. Этот фактор способствовал ослабление Византийской империи.

В 1204 году на долю византийцев выпало тяжкое испытание, так как рыцари выступившие в Четвертый крестовый поход, первоначальной целью которого был Египет, неожиданно атаковали византийскую державу.

Жители и защитники Константинополя превосходили крестоносцев по численности, и тем не менее город пал. К причинам поражения можно отнести то, что византийцы были деморализованы внутренними смутами. Немаловажную роль сыграло и то, что политика Комнинов во второй половине XII в. при неплохих внешнеполитических достижениях противоречила внутренним интересам империи, т.к. ограниченные ресурсы Балканского полуострова и части Малой Азии не позволяли претендовать на роль «вселенской империи». В тот период реальное вселенское значение имела уже не столько императорская власть, сколько власть вселенского константинопольского патриарха. Обеспечить единство православного мира (Византии, Сербии, Руси, Грузии), опираясь на военную мощь государства, было уже невозможно, а опираясь на церковное единство — ещё достаточно реально. Получилось так, что религиозные основы единства и силы Византии оказались подорваны, и на полвека на месте империи ромеев утвердилась Латинская империя крестоносцев.

Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государственность в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя, которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) накопила экономический потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения культуры.

· Пятый этап (XIII - XV вв)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.