Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй. Сеньориальная монархия – с IX по XIII вв






 

Сеньориальная монархия – с IX по XIII вв. Французское королевство в это время состояло из огромного множества феодальных владений, которые фактически представляли собой независимые государства (Герцогство Нормандия, Бургундия, графство Тулуза, Шампань), а власть королей была крайне слабой.

 

Причины слабости королевской власти:

· Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии. Домен короля это небольшая и до конца XII в. почти не увеличивавшаяся территория между Парижем и Орлеаном – Остров Франция.

· Компактная структура земельных владений крупных феодалов создавала благоприятные условия для их политической автономии.

· Специфика вассальных отношений позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственно вассалов. А вассалы вассалов не подчинялись главе государства.

· В обществе отсутствовал дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, который могла бы использовать монархия.

· Выборный характер королевской власти. Действовал принцип – царствовать должен лучший, и он должен быть избран лучшими. На основании предварительного соглашения между магнатами архиепископ города Реймса избирал короля, а люди, наполнявшие собор выражали свое согласие приветственными криками.

· Своеобразие экономического и политического положения юга и севера страны, усиленное наличием двух народностей.

 

Хотя власть короля и была выборной, при этом соблюдался династический принцип. Главу государства выбирали сначала из династии Каролингов, а с 987 г. – из династии Капитингов. Все первые Капитинги жили долго, правили 48, 50, 51 год и заблаговременно стремились короновать сына, чтобы он правил вместе с ними, а затем занял их место, делая его соправителем. Институт соправительства, во-первых, упрочивал наследственность престола, которая стала официальной с XII в., во-вторых, способствовал выработке династической политики.

 

Постепенно вырабатываются основные принципы наследования престола:

· Наследование только по мужской линии.

· По праву старшинства.

· В возрасте 14-ти лет.

· Законный наследник.

· Не безумный.

· Неразделимость королевского домена.

· Принадлежность к католицизму.

 

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Частью Парижа владел епископ. Единственным общегосударственным органом была королевская курия – совет коронных вассалов. Курия поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг – министериалов и служащих.

 

До конца XII в. главную роль в королевской администрации играл сенешал – глава королевского дворца, который стал командующим армией и подписывал королевские документы.

 

Коннетабль – командир конного рыцарского ополчения.

 

Канцлер – руководил королевской канцелярией.

 

Территория королевского домена сначала делилась на превотажи во главе с прево, управляющими главного в данном округе королевского имения. Им принадлежала финансовая, судебная, административная и военная власть в округе. С XII в. по мере расширения территории королевского домена появляются более крупные административно-территориальные единицы – бальяжи во главе с бальи, который осуществлял контроль над находящимися под его властью прево, следил за исполнением королевских актов, организовывал воинские формирования. Опираясь на центральный и местный аппарат, короли ведут упорную борьбу за объединение государства. В этом их поддерживала церковь, которая оказывала помощь материальную, просвещенными советниками, своими рыцарями. Именно король был верховным сеньором, герцоги и графы приносили присягу на верность ему, его власть по форме признавалась единственным источником всякой иной власти в государстве. Даже в период раздробленности крупные феодалы нуждались в короле, во-первых, как верховном арбитре для улаживания постоянных конфликтов между ними, а во-вторых, верховном военном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей.

 

Французская нация сохранила привычку считать своим королем то лицо, которое было короновано в Реймсе. Короли происходили из славной Каролингской династии. В укреплении королевских позиций важную роль сыграл и субъективный фактор, то есть, правление выдающихся королей, особенно Людовика IX Святого – XII в.

 

Он провел военную, судебную и монетную реформы.

 

Военная реформа запрещала частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала эти войны для всех других феодалов Франции. Были установлены 40 дней короля, в течение которых нельзя было начинать военные действия с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Создавались так же отряды наемников, городская милиция, в результате чего король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения и более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

 

Судебная реформа заключалась в образовании особого судебного собрания – Парламента, которому было передано рассмотрение всех крупных споров между феодалами, а также наиболее опасных преступлений, совершенных феодальной знатью. Первоначально перед каждым заседанием король назначал членов Парламента. Впоследствии Парламент приобрел право самостоятельно восполнять естественную убыль своих членов из числа людей достойных, образованных и пользующихся хорошей репутацией. В пределах королевского домена был запрещен судебный поединок.

 

Монетная реформа. В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая монета и запрещена чеканка монет отдельными феодалами. Королевская монета имела хождение и в других феодальных владениях (в 40 владениях) и благодаря своим лучшим качествам (полновесности) постепенно вытеснила местные деньги.

 

2. Сословно-представительная монархия – XIV – XV вв. В это время Франция переживает серьезный экономический подъем, связанный с ростом производительности крестьянского хозяйства, с увеличением ремесленного производства, ростом городов и городского населения, развитием торговых отношений между областями страны, расширением и углублением товарно-денежных отношений.

 

В упорной борьбе с феодалами с помощью огромных денежных откупов (на юге страны) и часто вооруженных восстаний (на севере страны) города добиваются для себя права на самоуправление, свое налогообложение и собственный суд. Совокупность этих прав называлась коммуной. Раньше других добились самоуправления южные города (Бордо, Тулуза, Марсель), находящиеся на морских торговых путях с Востоком и сохранившие некоторые элементы муниципального устройства и в Раннее Средневековье. При этом они не обращались за покровительством королевской власти, не пользующейся на юге особым влиянием.

 

22.03.11

 

В отличие от южных северные города (например, Камбре, Реймс) находились в тесных хозяйственных связях между собой, и поэтому были заинтересованы в объединении государства. На этой основе между королем и северными городами был заключен неписаный союз: города давали королю деньги и военное ополчение, а глава государства обеспечивал горожанам защиту от феодальных притеснений и привлекал их верхушечные слои (патрициат) к государственному управлению. Таким образом, северные города были главными союзниками королевской власти в процессе объединения (централизации) государства. Короля поддерживали мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с королевской помощью не только упрочить свои права на владение, но и расширить последние. Пользуясь этим, короли устанавливают прямую зависимость мелких вассалов от своей власти – иммедиатизация. По-прежнему, короля поддерживала значительная часть духовенства, нуждавшегося в установлении внутреннего мира и защите своих прав на церковную собственность.

 

Изменения, произошедшие в положении крестьян, также были на пользу королевской власти:

1. Еще с XII в. изменились взгляды общества на рабство, которое противно человеческой природе. А лично зависимого крестьянина (серва) можно был назвать рабом. Римский Папа Александр III говорил, что христианин не может быть рабом.

2. С XIII в. крестьяне стали массово убегать в города. Чтобы удержать их на месте, феодалы были вынуждены улучшать положение крестьян.

3. Развитие товарно-денежных отношений стимулировало феодалов к накоплению денег, на которые можно было купить предметы не только местного, но и иноземного производства. В целях удовлетворения своих денежных потребностей феодалы стали переводить натуральные повинности крестьян в денежные.

 

Все эти факторы породили новую форму крестьянского земельного держания – цензиву. Крестьянин, владевший цензивой, назывался цензитарием. Такой крестьянин был лично свободным. Его главной повинностью в пользу собственника земли была уплата фиксированного денежного взноса – ценза. Лично свободные крестьяне так же стали социальной опорой королевской власти.

 

В это время (XIV – XV вв.) оформились 3 основных сословия:

1. Духовенство, которое освобождалось от любых государственных служб и повинностей, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно служило королю «молитвой».

2. Дворянство – замкнутое и наследственное в отличие от духовенства сословие. Его основная привилегия – право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Оно также было освобождено от уплаты налогов, а его основная обязанность – несение военной службы, то есть, оно «служило королю шпагой».

3. Податное сословие, которое пополнялось за счет горожан и крестьян цензитариев. Его члены не имели особых личных и имущественных прав и были основными налогоплательщиками, то есть, служили королю кошельком.

 

Государственный строй.

 

В своем стремлении подчинить всю Францию королевская власть наталкивалась на определенные препятствия:

1. Сопротивление верхов феодальной знати (герцоги, графы и т. д.). Централизация лишила бы их власти.

2. Открыто провозглашенное верховенство Римской церкви и в светских делах.

3. Отсутствие регулярных денежных поступлений достаточных для проведения независимой политики.

 

Таким образом, королевская власть, претендуя на высший суверенитет, не располагала необходимыми для его реализации средствами и была вынуждена просить денежной, военной и политической помощи у сословий. Результатом этого и явилось создание органа сословного представительства – Генеральных Штатов (изначально – Общефранцузское собрание сословий). В отдельных территориальных единицах – Местные штаты. Здесь появились выборность и присутствие 3-его сословия. Впервые этот орган был создан в 1302 году. Причина созыва: спор французского короля Филиппа IV Красивого с Римским Папой Бонифацием VIII («Бог поставил нас выше королей и царств»), который провозгласил себя Императором всего мира. В итоге штаты решили, что в светских делах король зависит лишь от одного Бога и не обязан подчинять римскому папе. События последующих лет и, прежде всего, Столетняя война с Англией 1337 - 1453 гг. укрепили позиции этого органа, тогда и оформилась его структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой и имело 1 голос. Высшая знать (герцоги, графы), а также верхушка духовенства (архиепископы, епископы, аббаты монастырей) приглашались лично. А мелкое и среднее дворянство выбирало своих депутатов. Выборы также проводились от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2-3 депутата), но горожане и особенно юристы (легисты) иногда выбирались и от сословия духовенства и от дворянства. Приблизительно 1/7 часть депутатов – юристы. Депутаты штатов обладали императивным мандатом, то есть, их позиция по обсуждаемым вопросам была связана инструкцией избирателей – наказами. Все вопросы рассматривались Генеральными Штатами по палатам раздельно. Решение принималось простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех 3-х палат.

 

Ослабляли Генеральные штаты:

· Рознь между сословиями. Основной вопрос, обсуждаемый Генеральными штатами, был о налогах. А поскольку, привилегированное сословие налогов не платило, то низшим сословиям было обидно, что решения о налогах для них принимают те, кто их не платит.

· Отсутствие стабильности в структуре: они часто распадались на Штаты южно-французской и северо-французской народности. Отсутствовала связь между Генеральными и Местными штатами (появились раньше Генеральных – в XIII в.).

· Не было периодичности работы.

· Основное назначение Генеральных штатов сводилось к утверждению налогов и подаче королю петиций избирателей. Этот орган мог обсуждать и политические дела, но без формального права утверждать законы.

 

Король, используя межсословные и внутрисословные противоречия, поставил этот орган в сильную зависимость от своей власти. В то же время Штаты могли уклониться от выполнения решения, предложенных королем, высказать свое несогласие с его политикой. Примером такого неповиновения было принятие Великого мартовского ордонанса (указа) 1357 г. (неудачи в Столетней войне, от которых армия деморализована, король Иоанн Добрый пленен, а казна пуста, восстание парижан и приближается крестьянская война Жакерия). В соответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны проводиться 3 раза в год независимо от санкции короля. Без согласия этого органа не могли быть введены новые налоги, решены вопросы войны и мира. Были избраны Генеральные реформаторы, которые могли контролировать деятельность Королевской администрации, увольнять чиновников и наказывать их вплоть до смертной казни. После подавления Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла этот указ, действовавший около 1, 5 лет. Генеральные штаты 1439 г. предоставили королю право набирать постоянное войско и взимать своею властью деньги на его содержание. Постоянный налог на землю и имущество в пользу короля назывался «королевская талья». В дальнейшем Генеральные Штаты созывались все реже, а с 1614 до 1789 гг. вообще не созывались и были заменены собранием Нотаблей. Это лица из всех 3-х сословий, но в ограниченном количестве по королевскому выбору для совещания по каким-либо вопросам.

 

В центре действовал Большой Совет, в который входили юристы, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Собирался он раз в месяц с совещательными полномочиями. Сохранялся Парламент, который помимо чисто судебных полномочий приобрел право регистрации королевских актов. С 1350 г. такая регистрация стала обязательной. Если Парламент находил в регистрируемом акте неточности или отступления от законов государства, он мог заявить ремонстрацию (возражение). Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парламента.

 

Высший орган финансового управления назывался Счетной Палатой.

 

Среди высших должностных лиц выделялись:

· Канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль над деятельностью королевских чиновников. Во время отсутствия короля он председательствовал в Большом Совете. У него хранилась большая королевская печать, которой он скреплял подписанные королем акты.

· Камерарий – ведал королевской казной.

· Коннетабль – командир конного рыцарского ополчения.

· Паллатины – королевские советники, выполнявшие его отдельные поручения.

 

25.03.11

 

Местное управление: Прево и бальи теряют функции военного управления, что связано с падением значения феодального ополчения. Стремясь к централизации местного управления, короли вводят должность губернаторов. В одних случаях, губернаторы имели чисто военные функции, в других – назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия (запрещать строить новые замки и не допускать частных войн). В XV веке появляются новые административно-территориальные единицы – провинции (объединяли несколько бальяжей). В городах в это время формируются органы самоуправления, избираются мэры, члены городских советов (эшевены). Полное городское самоуправление называлось коммуной.

Полномочия городской администрации:

· Управление.

· Суд.

· Право издавать постановления, обязательные для горожан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.