Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Куняев






Как уже отмечалось выше, добро и зло — являются основными категориями этики и морального сознания человека. На понятиях добра и зла основаны все этические представления.

Рассмотрим более подробно категорию этики - «добро». Обобщенное определение добра — это положительное, значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т. п.

Понятия «добро» и «благо» часто употребляют как синонимы. Они применяются к нравственному поведению, материальным ценностям. Положительная оценка явлений и вещей основана на понимании добра (блага) как того, что ценно, значимо для людей. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы вредным, как и такого, что было бы только полезным. Например, блага имеют неодинаковую ценность в разные периоды жизни человека (в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому.

Этику интересуют не любые, а духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро — особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Поскольку высшее благо — это совершенствование личности и отношений в обществе, то все, что в действиях человека способствует этому, является добром. На основании этого мы можем определить критерии добра. Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, то критериями добра выступают:

все то, что способствует проявлению подлинной сущности человека — его самовыявлению, самореализации, все, что придает смысл человеческому существованию;

гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Таким образом, в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу.

Как качество личности, добро выступает в виде добродетели. Добродетель — нравственно положительные качества человека.

Добродетели:

• отражают разные стороны добра;

• воспитываются в людях.

Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели.

Как свойство поведения, добро выступает в виде доброты. Добрым можно назвать человека, творящего добро. Доброта выражается в жизни, практической деятельности людей. Доброта — это линия поведения: приветливая улыбка, акт милосердия, вовремя проявленная любезность. Доброта — это и точка зрения, убежденность, сознательно или невольно исповедуемая философия, в которых проявляется сущность человека.

Добрый человек — это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить вашу радость, даже когда он озабочен собственными проблемами, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость, великодушие.

В употреблении слова «добро» есть смысловые различия:

• добро в относительном смысле - это хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах;

• добро в абсолютном значении — это:

• выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели);

• выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала).

Добро в абсолютном смысле является этическим понятием:

• в обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека;

• в религиозном сознании добро (благо):

• является характеристикой мира;

• задано Богом, существует объективно;

• является самим Богом (высочайшим благом).

Во многих этических учениях (утилитаризм, прагматизм) добром считают все, что полезно, моральной называют систему взаимной полезности людей. Человек согласно этим теориям заботится, прежде всего, о своей пользе (материальных, социальных и других благах).

Сведение добра к пользе размывает грань между добром и злом. Для достижения личной цели может быть полезным совершить безнравственный поступок. Кроме того, потребности человека могут быть извращенными, опасными для других людей.

Польза является средством достижения добра. В разных моральных системах добром, которое нельзя свести к полезности, являются высшие ценности. Высшие ценности — это ценности, ориентирующие человека на достижение общественного блага. Высшие ценности не приносят конкретной выгоды людям, иногда даже требуют жертвования своими интересами. Высшими ценностями являются: гуманность, справедливость, любовь и т. д., а в религиозной этике — любовь к Богу, спасение души, милосердие и т. п.

Добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.