Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добро — есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло — есть уничтожение, разрушение того, что является благом.






Добро и зло понимаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро. Злу необходимо сопротивляться. Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается в противостоянии злу.

Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, могут менять полюса. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков.

В западных странах похвальными качествами считаются:

• стремление к самовыражению, выделению из общности;

• деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу и другие.

В странах Востока нравственный человек:

• должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность;

• не должен вмешиваться в ход вещей, плыть по течению.

Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох.

Традиционному, патриархальному обществу были свойственны:

• воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось);

• беспрекословное подчинение старшим;

• нетерпимость к инородцам, инакомыслящим и т. д.

В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали:

• становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций;

• самостоятельность, свобода творчества;

• терпимость, уважение к индивидуальности и т. д.

Добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других. Любая конкуренция подразумевает достижение выгоды, блага одних людей ценой чьих-то потерь и даже страданий. Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конфликтах (для победителя финал войны — благо).

В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Например, насилие — безусловный грех, поскольку жизнь и свобода человека — величайшая ценность. Однако убийство может быть морально оправдано и даже сочтено благим деянием в случаях:

• убийства врага на поле боя (особенно в справедливой, освободительной войне);

• убийства в порядке самообороны;

• казни жестокого преступника.

Веление высокой морали — категорический запрет «не убий» - превращается в правило «не убивай без крайней необходимости». Хотя, убийство, даже совершенное в силу необходимости, не перестает считаться злом.

Одно и то же явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненным благом для человечества. В то же время плодами прогресса являются экологические и техногенные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое другое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассматриваться как зло.

Возможен переход добра во зло (и, наоборот) в случае, когда нарушается мера. Чрезмерность превращает добродетель в порок. Например, щедрость превращается в мотовство, гордость — в гордыню и т. д. И, наоборот, снижение интенсивности морального качества также ведет к переходу добра в зло: бережливости — в жадность и т. д.

В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор.

Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и действия, отказе от зла, порока. Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла. Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями (здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли. Например, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и профессиональной карьерой.

Наиболее сложным является моральный выбор «меньшего из двух зол».

Такой выбор:

• воспринимается человеком как трагичный;

• требует житейской мудрости и ответственности;

• имеет непредсказуемые последствия;

• его результатом в любом случае является зло.

В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки действий человека. Например, содействие добру морально нейтрально, само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению зла. Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния.

Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывали идею конструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате «Государь» писал о целесообразности зла в политике. Обман, насилие, несправедливость могут служить интересам государства по принципу «цель оправдывает средства». Ф. Ницше утверждал, что зло — это такие качества, как: ум, хитрость, деятельность, целеустремленность, сила воли, аристократичность. Быть злым, по мнению Ницше, - значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того, что большинство считает добром.

К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д.

Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека, лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.