Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Римской республики.






Смыслом организации власти в государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. Народные собрания были 3 видов:

1. Куриатные комиции. Они постепенно теряли свое значение и со 2 века до.н.э граждане на них почти не ходили, а собирались главы курий. К компетенции собрания относилось формальное предоставление должностным лицам, избранным на центуриатных комициях, высшей власти – империума.

2. Трибутные комиции. На них избирались некоторые должностные лица и принимались некоторые законы.

3. Центуриатные комиции. Это был главный вид народного собрания. На них избирали высших магистратов (должностных лиц), принимались законы, объявлялись войны.

Центральным учреждением республики был сенат, который:

· Осуществлял надзор за храмами и священными местами.

· Занимался финансовым управлением.

· Обеспечивал соблюдение безопасности в городе.

· Был главным органом военно-организационного управления.

· Ведал международными отношениями.

· Управлял провинциями.

· Рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.

Исполнительная власть в республике принадлежала должностным лицам – магистратам. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (не обычные). Ординарные магистратура характеризуют следующие черты:

1. Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в административной и судебной сферах.

2. Выборность.

3. Коллегиальность.

4. Срочность.

5. Безвозмездность исполнения должностных обязанностей.

6. Ответственность.

Во главе всех магистратур стояли 2 консула. Они избирались на центуриатных комициях сроком на 1 год. Они осуществляли высшую административную власть и командовали войском. Они руководили деятельностью сената, созывали народные собрания.

Преторы управляли городом в отсутствие консулов. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. Они могли издавать общеобязательные постановления, при помощи которых могли решать дела при отсутствии закона, тем самым создавая новые нормы права (преторское право).

Главной задачей цензоров было исчисление ценза, то есть составление списка по разрядам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенат и магистратуры.. На решения цензоров не могло быть возражений.

Квесторы под контролем сената заведовали казной, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.

Эдилы осуществляли главным образом полицейские функции в городе.

Народные трибуны – это были плебейские магистраты. Их главная задача – обеспечение гражданского равенства и прав плебеев в то время, когда в высших органах власти доминировали патриции. Они могли накладывать вето на решения сената, магистратов и даже народных собраний. Личность трибуна считалась неприкосновенной.

Существовало ещё более 20 низших магистратов. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры.

В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.