Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией системных исследований психики Института психологии РАН






1. Обычно веком той или иной области познания, например, “веком физики”, “веком химии” и т.п. называют столетия, в которые совершались принципиальные открытия (в науке — формирование фундаментальных законов), утвердившие новый способ мышления и повлиявшие на организацию жизни общества в целом. С этой точки зрения XXI в. представляется “веком биологии и информационных технологий”. И та и другая сферы человеческой деятельности окажут существенное влияние на психологию, создав предпосылки фундаментальных открытий в будущем.

 

2. На сегодняшний день высказывание В.И. Вернадского остается метафорой, льстящей самолюбию психологов и подогревающей их исследовательский энтузиазм. Будем надеяться, что в XXI в. красивая форма наполнится серьезным научным содержанием.

3. Будущее за теми психологическими направлениями и научными школами, которым удастся наиболее глубоко и полно учесть природу человека — основного объекта психологического познания и практики, и которые, раскрывая определенные свойства, связи и отношения психического, смогут осуществить синтез разнородного знания, преодолеть односторонность (моноцентризм) в рассмотрении своего предмета.

 

4. В XXI в. будут ссылаться на фундаментальные труды отечественных и зарубежных классиков. Очень вероятно, что некоторые из них будут прочитаны по-новому, открывшись с совершенно неожиданной стороны.

 

5. Тенденция к сближению психологии, религии и искусства сохранится и в XXI в., но не окажет решающего влияния на развитие психологической науки, практики и образования.

 

6. Не только практическая, но и экспериментальная работа психолога должна регулироваться системой нравственных норм. Проект “Этического кодекса психолога” применительно к условиям нашей страны разрабатывается Российским психологическим обществом и, по-видимому, будет принят уже в 2000-м г.

 

7. Строго говоря, ни идеи, ни тем более отдельные области знания нельзя запретить, поместить в концлагерь или расстрелять. Можно затормозить их развитие, но на короткое время. Поэтому все ценное, что несли в себе советская педология, психотехника и психоанализ, обречено на возрождение. Частично этот процесс уже происходит, хотя “репрессированные” идеи возвращаются к нам в иных, более современных формах, которые начинают играть принципиальную роль. Например, для реставрации психоанализа в России нет необходимости копировать концептуальную базу, порожденную системой социокультурных отношений (нормопатией) в Австрии на рубеже XIX–XX вв. Мы живем в нормопатическом пространстве совершенно иного типа, и то, как к нему будет подстраиваться психоанализ, как он будет трансформироваться, может оказаться его новым прорывом.

 

8. Глубинный смысл подобных кризисов заключается в неспособности современной науки охватить разнокачественные основания психических явлений единой системой понятий. Методологическая и теоретическая разобщенность исследований, усиленная высокими темпами дифференциации и гетерохронностью развития психологического знания, становится благодатной почвой для редукционизма (физиологического, логического, социологического, информационного и т.п.) и эклектики. Крайним выражением разобщенности выступает противостояние естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Чрезвычайное разнообразие подходов, которым соответствует разнообразие принципов, понятий, методов исследования, эмпирических данных, заостряет проблему предмета психологии и ее метода. Соответственно, вопрос о выходе из кризиса в значительной степени касается способов объединения разнородного психологического знания, его взаимопереходов и взаимовключений.

Вряд ли можно сомневаться в том, что проблема когерентности (связанности) психологии, т.е. возможности ее существования как единой науки, будет одной из ключевых и в XXI в., как, впрочем, нет сомнений в перманентности самих методологических кризисов, играющих в развитии психологической науки и практики не только отрицательную роль.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.