Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО






При чтении вопросов, поставленных редакцией, происходит странная сшибка двух установок: технологической (читать сверху вниз) и смысловой (отвечать на вопросы в обратном порядке — с восьмого к первому). Я думаю, что подобная “сшибка”, она же кризис, происходит сегодня и внутри общего корпуса психологических знаний. Уже очевидно, что наряду с классической естественнонаучной парадигмой в психологии интенсивно формируется антропологическая парадигма; они порождают соответственно два разных типа знания: объектного — знания о том или ином психическом феномене и субъектного — знания человеком своей собственной субъективности (самости).

Вряд ли стоит ожидать, что вторая парадигма будет оттеснять или сменит первую, скорее, обе они будут противоречиво сосуществовать в наличном социокультурном пространстве. Однако это не главный симптом кризиса классической психологии; главный, как ни странно, связан с ее очевидными успехами в прикладных областях общественной практики. Важнейшим источником нового психологического знания и новых средств психологической работы “с клиентом” сегодня оказывается не выстроенное

по строгим канонам науки исследование (теоретическое, экспериментальное), культура которого постепенно сходит на нет, а прежде всего сам опыт практической психологической работы. Резко изменились критерии достоверности знания: вместо объективности, общезначимости, верифицируемости — реалистичность, успешность, реализуемость. Дух постмодернизма все более охватывает классическую психологию — беспредельный плюрализм в исходных основаниях, базовых принципах, нормах рациональности; главное, чтобы психологическое знание максимально отвечало выше обозначенным прагматическим критериям.

Сказанное — это частичный ответ и на второй вопрос — о пророчестве В.И. Вернадского. Я бы сказал, оно сбывается в своей самой неприглядной форме: как психопрограммирование и духовное кодирование личности. Прагматическое психологическое знание, изначально полученное в недрах собственно научной психологии как строгое знание о психических явлениях, оказалось замечательным средством (инструментом, орудием, технологией) сценирования кем-либо чужой жизни в собственных целях (реклама, пиаровские технологии, выборные рейтинги и т.п.). На этом поприще у психологии головокружительные перспективы, и вполне возможно, что XXI век поименует сам себя психологическим веком.

С этой точки зрения именно за “психологическими направлениями и научными школами” я будущего не вижу. Два наиболее мощных отечественных направления — культурно-исторический и деятельностный подходы — уже истаивают как направления и школы; переставая быть Учениями, они все более превращаются в инструментарий практических действ с невыявленными или сознательно спутанными ценностно-смысловыми основаниями.

Если Бог позволит, конечно же, произойдет сближение психологии, искусства и религии; уже сейчас — пока осторожно — оно происходит. Как ни парадоксально, но именно религиозная, прежде всего христианская точка зрения на человека может сильно помочь, а во многом и обезопасить научную психологию от быстротечного превращения ее в практическую магию, в собственно парапсихологию. Самое главное, что следует помнить: христианское учение о человеке — это целостный взгляд на всего человека, во всей его тотальности, это одновременное видение человека в его происхождении, сущности, бытии и назначении. Относительно такого осмысления все другие точки зрения на человека (этическая, научная, эстетическая, прагматическая и др.) имеют частичный, а потому неистинный характер. Только в этом случае будут осмыслены и обеспечены как этика психологии, так и клятва Гиппократа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.