Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройства динамической обработки сигналов






В настоящее время существует огромное множество различных процессоров для динамической обработки звуковых сигналов - это различного рода компрессоры, гейты, экспандеры, левеллеры, лимитеры, и т.д. и т.п. В этом многообразии нетрудно и запутаться - какой прибор необходим в конкретной ситуации? Чем отличаются приборы, имеющие схожее действие - гейт и экспандер, к примеру? А компрессор и левеллер?

И таких вопросов - масса. Включая и наиболее часто встречающийся - а для чего вообще эта самая “динамическая обработка”? Казалось бы - чего тут мудрить при записи, “воткнуть” всё в пульт - и дело с концом. Ан, нет! Не так всё просто...

Устройства динамической обработки сигналов применяются в двух случаях - либо в художественных целях (это тема особого разговора), либо для получения более качественного звучания. Можно, конечно, спросить - как это, более качественного?

Разве “живое” звучание - недостаточно хорошо? В концертном зале - да, конечно. Но в тех случаях, когда сигнал необходимо записывать, или передавать по линиям связи - увы!

Здесь мы сталкиваемся с тем объективным фактором, что динамический диапазон тракта (любого!) - к сожалению, ограничен.

Заявляемые для наиболее распространённого сейчас носителя (CD) цифры - динамический диапазон в 96дБ - не совсем верны. То есть, если рассматривать их как отношение самого громкого сигнала к уровню шумов в паузе - цифры, безусловно, правильны. Однако это справедливо только для сигналов максимальной амплитуды. Реальные же звуковые сигналы имеют довольно большой пик-фактор, так что от 96дБ необходимо отнять примерно 15 - 20дБ. Вот - уже осталось менее 80дБ. Затем необходимо учесть тот факт, что в цифровых трактах качество сигналов сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. И сигнал с уровнем -60дБ передаётся всего лишь шестью разрядами цифрового кода, а при этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании - естественно, уже не приходится. Таким образом, динамический диапазон CD реально составляет величину, существенно меньшую, чем 96дБ.

Динамический же диапазон реальных сигналов может быть гораздо больше - например, для симфонического оркестра он может составлять до 120дБ! И как его “впихнуть” в ограниченный диапазон тракта?

Вторая большая группа проблем - это “что делать с мешающими сигналами? ” Типа шумов в паузе, пролезающих в микрофоны посторонних сигналов, фонов и шипения от гитарных “примочек” и т.д. и т.п.? Вот во всех этих случаях и возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, иначе говоря - в применении устройств динамической обработки сигналов.

Все устройства динамической обработки можно разделить на два больших класса - по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала.

Если при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи устройства уменьшается - то это компрессор и/или его разновидности. Такие, как лимитер, левеллер, “дакер”, и др.

Если же при увеличении входного сигнала коэффициент передачи устройства также увеличивается - то это экспандер или гейт.

Все, без исключения, устройства динамической обработки сигналов относятся к одному их этих двух классов. Существует, конечно, большое число приборов, носящих различного рода громкие, пугающие “фирменные” названия. Этого не следует бояться. Частенько это либо просто “красивости”, не несущие никакой явной смысловой нагрузки, либо - в лучшем случае - сложносоставные названия, “собранные” из кусочков названий частей приборов. Например, “компеллор” - это “КОМПрессор + левЕЛЛЕР”. Только чуть “замаскированные”...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.