Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабский халифат.




Халифат как средневековое государство сложился в ре-зультате объединения арабских племен, центром расселе-ния которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности уарабов в VII в. была религиозная окраска этого процес-са, который сопровождался становлением новой мировойрелигии - ислама. Политическое движение за объединениеплемен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения новогостроя, получило название " ханифского". Поиски проповедниками-ханифами новой истины и новогобога, происходившие под сильным влиянием иудаизма ихристианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.Мухаммед (около 570- 632 гг.), разбогатевший вследствиеудачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого" снизошли откровения", записанные затем в Коране, про-возгласил необходимость установления культа единого бо-га - Аллаха' и нового общественного порядка, исключав-шего племенную рознь. Главой арабов должен был статьпророк - " посланник Аллаха на земле". Призывы раннего ислама к социальной справедливости(ограничению ростовщичества, установлению милостынибеднякам, освобождению рабов", честности в торговле)вызвали недовольство племенной купеческой знати " откро-вениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группойближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб(позднее - Медина, " город Пророка"). Здесь ему удалосьзаручиться поддержкой различных социальных групп, вклю-чая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена перваямечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противо-речит двум уже ранее распространенным монотеистическимрелигиям - иудаизму и христианству, но только подтверж-дает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливопроявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпи-мость в некоторых вопросах, особенно в вопросах властии права на власть. Согласно доктрине ислама, власть ре-лигиозная неотделима от светской и является основойпоследней, в связи с чем ислам требовал одинаково бе-зусловного повиновения богу, пророку и " тем, кто имеетвласть". ' Ислам в переводе с арабского и означает " преданиесебя" Богу. В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завер-шена организационная перестройка мусульманской общины вМедине в государственное образование. Сам Мухаммед былв нем духовным, военным предводителем и судьей. С по-мощью новой религии и военных отрядов общины началасьборьба с противниками новой социально-политическойструктуры. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда пос-тепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядовпосле смерти пророка стали выбирать новых единоличныхвождей мусульман - халифов (" заместителей пророка")'.Первые четыре халифа, так называемые " праведные" хали-фы, подавили недовольство исламом среди определенныхслоев и завершили политическое объединение Аравии. ВVII - первой половине VIII в. были завоеваны огромныетерритории из бывших византийских и персидских владе-ний, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило ина территорию Франции, но было разбито рыцарями КарлаМартелла в битве при Пуатье в 732 г. В истории средневековой империи, получившей названиеАрабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасс-кий, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аб-бассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основ-ным этапам развития арабского средневекового общества игосударства. Исламское государство. Развитие арабского обществаподчинялось основным закономерностям эволюции восточныхсредневековых обществ при определенной специфике дейс-твия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественногостроя были доминирующее положение государственной собс-твенности на землю с широким использованием рабскоготруда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян пос-редством ренты-налога в пользу правящей верхушки, рели-гиозно-государственная регламентация всех сфер общест-венной жизни, отсутствие четко выраженных сословныхгрупп, особого статуса у городов, каких-либо свобод ипривилегий. Поскольку юридическое положение личности определя-лось вероисповеданием, на первый план выступили разли-чия в правовом статусе мусульман и немусульман (зимми-ев). Первоначально отношение к покоренным немусульманамотличалось достаточной терпимостью: они сохраняли само-управление, свой язык и собственные суды. Однако современем их приниженное положение становилось все болееочевидным: их взаимоотношения с мусульма- Некоторые группировки исламской родовой знати обра-зовали оппозиционную группу шиитов, которая признавалаправо на власть только по наследству и только за потом-ками (а не сподвижниками) пророка. нами регламентировались мусульманским правом, они немогли вступать в браки с мусульманами, должны были но-сить отличающую их одежду, снабжать арабское войскопродуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и по-душную подать. Вместе с тем политика исламизации (на-саждения новой религии) и арабизации (расселения арабовна покоренных территориях, распространения арабскогоязыка) осуществлялась быстрыми темпами без особого при-нуждения со стороны завоевателей. На первом этапе развития халифат представлял собойотносительно централизованную теократическую монархию.В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) исветская (эмират) власть, которая считалась неделимой инеограниченной. Первые халифы избирались мусульманскойзнатью, однако довольно быстро власть халифа стала пе-редаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностнымлицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскомуправу, визири могли быть двух типов: с широкой властьюили с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняю-щие приказания халифа. В раннем халифате обычно практи-ковалось назначение визиря с ограниченной властью. Кчислу важных чиновников при дворе относились также на-чальник личной охраны халифа, заведующий полицией иособый чиновник, осуществляющий надзор за другими долж-ностными лицами. Центральными органами государственного управленияявлялись специальные правительственные канцелярии - ди-ваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели иобязательное делопроизводство на арабском языке. Диванвоенных дел ведал оснащением и вооружением армии. В немвелись списки людей, входивших в состав постоянноговойска, с указанием получаемого ими жалованья или раз-меров пожалований за военную службу. Диван внутреннихдел контролировал финансовые органы, занятые учетом на-логовых и иных поступлений, с этой целью собирал необ-ходимые статистические сведения и пр. Особые функциивыполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкойпочты и государственных грузов, руководил строительст-вом и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Болеетого, это учреждение фактически выполняло функции тай-ной полиции. По мере расширения функций арабского госу-дарства усложнялся и центральный государственный аппа-рат, росло общее число центральных ведомств. Система местных органов государственного управленияна протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительныеизменения. Первоначально местный чиновничий аппарат впокоренных странах оставался нетронутым, сохранялись истарые методы управления. По мере упрочения власти пра-вителей халифата произошло упорядочение местной адми-нистрации по персидскому образцу. Территория халифатабыла разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами, которые были ответс-твенны только перед халифом. Эмиры обычно назна- чались халифом из числа своих приближенных. Однако былии эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В веденииэмиров находились вооруженные силы, местный администра-тивно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели по-мощников - маибов.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.