Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институции и новеллы






В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

 

Вопрос 13

Реформы Сервия Туллия

Самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию ( Сервий Туллий – шестой рекс по римской исторической традиции, родился 13 августа в городе Корникуле, принадлежавший латинянам, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска), правившему городом в середине VI в. до н. э. Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

 

1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

 

Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

Реформой Сервия Туллия город Рим был разбит на четыре территориальных округатрибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э. Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

Вопрос 14

Право собственности в Риме в классический период.

Классическим периодом истории римского частного права называют Второй период. Он начался с середины III века до н.э. и закончился в конце IIIвека н.э.(Начало правления Диоклетиана).Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в коне этого периода римское частное право достигло своего совершенства.

Этот период характеризуется тем, что “утверждается наиболее абсолютное право индивидуальной частной собственности”. Собственник обладал тремя правомочиями: правом владения – держать вещь в своих руках, пользования – извлекать хозяйственную выгоду из самой вещи и её продуктов, распоряжения - решать судьбу самой вещи.

Важным моментом в утверждении наиболее неограниченного права частной собственности был переход земельных владений в собственность отдельных лиц и семей. Сохранение общинно – государственной собственности был переход земельных владений в собственность отдельных лиц и семей. Сохранение общинно – государственной собственности на землю пришло в противоречие с интересами наилучшей обработки земли. Результатом поражения движения Гракхов было принятие закона Спурия Тория(111 г. до н. э.), которым переделы земли общинно – государственной земли преращались. Отныне земельный наделы становились полной частной собственностью их владельцев. Укреплению частной земельной собственности способствовало и перераспределение земель в ходе гражданских войн, в особенной степени наделение землей ветеранов. Однако более общее значение для утверждения частной собственности имело развитие преторской (бонитарной собственности). В нем преодолеваются черты былой коллективности и скованности права собственности, получает яркое выражение индивидуализм римского классического права. Преторская собственность возникла и утвердилась в деятельности претора в связи с необходимостью регулировать развитие товарно-денежные отношения.

Утверждение наиболее абсолютного права индивидуальной частной собственности проявлялось также в постепенном разложении семейной собственности, например в расширении права завещательного распоряжения, расширении имущественных прав женщины, все более частом предоставлении взрослым детям имущественной самостоятельности.

Таким образом, частная собственность утверждается как единое, наиболее неограниченное, исключительное для данного лица правовое господство над вещью, как право, дающее всестороннюю возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Принципиальная позиция римских юристов, по мнению Косарева, состояла в том, что “собственник может делать со своей вещью все, не запрещенное законом”. Наиболее неограниченное право частной собственности не следует понимать в смысле полного отсутствия стеснений. Такие стеснения частной собственности продолжали существовать, отчасти возникали вновь. Например, представление о полном разложении к концу республики и в ранней Империи семейной собственности и фамилии преувеличено. В сознании римлян все еще сохранялись представления о первичности, приоритете прав гражданской общины, разросшейся до масштабов огромной державы, на всю совокупность имуществ и, в частности, на землю.

Наряду с правом частной собственности развивается, обогащается содержанием институт владения. Оно четко отграничивается от собственности с точки зрения способов и средств защиты.

Право частной собственности и другие вещные права в Риме энергично защищались как с помощью норм уголовного права, так и средствами гражданского права.

 

Вопрос 15

Раннефеодальная монархия в государстве франков.


Одну из западногерманских племенных групп, обитавших вдоль берегов реки Рейн, римские авторы называли франками. Упоминание о них в источниках под названием относится к первой половине III в7. Франки, жившие по нижнему течению Рейна, в приморье, именовались салическими (от кельт. «сал» - море), а жившие по среднему течению Рейна – рипуарскими (от лат. «рипа» - берег)8.

Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужило непосредственной причиной образования государства франков. Завоевание ускорило обогащение знати и расслоения населения, подорвало значение родового деления населения франков и выдвинуло на первый план деления населения по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы.

Салические франки в середине IV в. были разбиты римля­нами, но оставались на правах федератов. Они нанимались на службу императором, активно вмешивались во внутренние дела государства. Первыми вождями франков были легендарный Мерови, по имени которого первую франкскую династию назы­вали Меровингами, и Хильперик. После смерти последнего ко­ролем становится его сын Хлодвиг (ок. 466 - 511 гг., король с 481 г.)9, пришедший к власти «на крови», убив родственников рипуарских князей Сигиберта, Харарика, Хладерика, также пре­тендовавших на королевский трон10.

Возглавив дружины салических франков, проживавших по берегам небольшой речки Сали в Нидерландах, Хлодвиг на рубеже V—VI вв. завоевал основную часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франк­ского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов11.

Общественный строй. Салическая правда свидетельствует о существовании у франков различных социальных групп: служилая знать, свободные франки-общинники, литы и рабы.

Франкская знать сформировывалась в результате завоевания и заселения галльских земель. Раздача королями земель своим дружинникам и приближенным способствовала складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись за счет галло-римской аристократии, которая поступала на службу к франкским королям. Наряду со знатью следует отметить возвышение духовенства. Франкские короли искали поддержки у церкви своей государственной политики и наделяли церковь крупными земельными наделами и привилегиями.

В V—VI вв. у франков сохраняются общинно-родовые связи. Основное насе­ление франкского севера и центра — свободные сельские общинники, группировав­шиеся в соседскую сельскую общину - марку. В общине была коллективная собст­венность па землю, ежегодно пахотная земля делилась на участки между семьями и огораживалась изгородью. После сбора урожая осенью изгороди убирались и на участки пускали пастись скотину. Марка выбирала старосту, была связана круговой порукой и совместной уплатой штрафов. С 12 лет франки уже участвовали в воен­ных походах, в ополчение они должны были являться вооруженными и с запасом продуктов на несколько дней. Кроме того, пять франков должны были явиться вме­сте со снаряженной повозкой.

Допускалось в нескольких случаях поселение чужаков в марке: по единогласному решению общинного собрания; если чужак прожил в течение года на тер­ритории общины, и при этом никто не высказывался против его проживания; и по грамоте короля. И наоборот, разбогатевшие франки стремились выделиться из об­щины. Решившийся отказаться от общинного родства должен был явиться в судеб­ное заседание, сломать там над своей головой три ветки в локоть длиной и, разбро­сав их по четырем сторонам, заявить, что он отказывается от соприсяжничества, на­следства и всяких счетов с общиной.

Литы - полусвободное население, не входившее в общину и являющееся арендаторами земли. Они находились в личной и частично материальной зависимости от хозяев, нести определенные службы и платить оброк своему господину. За литами признавались определенные права: иметь собственность, вступать в брак, заключать договоры, выступать в суде и давать «очистительную присягу» (клятву). Литы также обязаны были нести вместе с хозяевами военную службу.

Рабы. Источником рабства был военный плен. Франкское государство с самого начала образования формируется как феодальное государство, и рабский труд не является основой производства. Рабов использовали в основном в качестве слуг в домах знати, а также «сажали» па землю, где они вели собственное хозяйство, исполняя в отношении своего господина повинности: барщину и оброк. Браки между свободными и рабами запрещались, совершивший подобный брак утрачивал свободу и сам становился рабом. Ответственность за преступление, совершенное рабом, нес хозяин, обязанный возместить причиненный ущерб.

Возникновение и развитие феодальных отношений. Процесс феодализации франкского общества тесно связан с появлением частной собственности на землю12. В начале VI в. появляется аллод – земельная собственность, не обремененная повинностями в пользу сеньора. Широкая раздача королем своим приближенным, знати, церкви земель положила начало возникновения основных форм феодального землевладения – бенефиция и феода. Бенефиций – земельное владение, полученное от короля за службу и при условии службы. Обычно бенефиций имел пожизненный характер. В отличие от него феод был наследственный характер. В отличие от него феод был наследственным земельным владением.

Отсутствие прочных экономических связей между отдельными частями государства, слабость центральной власти делали неизбежной передачу королем права судебной и административной власти над крестьянами, приближенным, чиновникам, военной знати, тем, кто обладал значительными владениями. Эти права получили название иммунитетов, они усилили зависимость крестьян от знати. Обладание землей, иммунитетами, несение государственной службы становится привилегией складывающегося сословия феодалов. Ведение сельского хозяйства, тяжесть податного бремени ложатся на плечи зависимых крестьян. Установление феодальной зависимости крестьян во многом способствовало развитие патронажных отношений. Спасаясь от притеснений и вымогательств королевских чиновников, крайне обременительной военной службы, крестьяне отдавались под патронат людей, обладающих силой и властью. Они продолжали обрабатывать свою землю, но и правах прекария – при условии выполнения повинностей в пользу своего патрона. Патронажные отношения с крестьянами устанавливались знатью и насильственно. Свободных общинников и жителей бывшей Римской империи сменяют зависимые и даже прикрепленные к земле крестьяне. Так появляется сословие землевладельцев-феодалов, обладавших широкой властью над живущим на их землях населением, и сословие феодально-зависимых крестьян.

В VI в. Франкское государство значительно расширяет свои границы. Франки принимают христианство. Единство франкского королевства во многом держалось на военной силе. Это была типично военная монархия, составленная удачливыми завоевателями из разных племен и народностей, которая не имела общего языка, культуры, общего права, не была соединена в целое и экономически. Вот почему Франкская монархия не стала прочным государственным объединением13.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два периода:

VI – середина VIII в. – период монархии Меровингов;

VIII – первая половина IX в. – период правления монархии Каролингов14.

Вопрос 16

Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

 

 

Вопрос 17

Преступление и наказание по Салической правде

Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салическая правда, принятая у франков; её самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендата (VI – VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом). Салическая правда в самой минимальной степени испытала воздействие римского права, сохранила даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

Преступление и наказание: Салическая правда была прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворение сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф). Выкуп за убийство носил название вергельд.
Виды преступлений:
1) Государственные – злоупотребление государственной должностью (смертная казнь только за это преступление)
2) против личности - членовредительство, избиение, оскорбление(штраф)
3) Имущественные - кружа, разбой, грабеж, поджог, конокрадство, вторжение в чужое имущество (штраф)
4) против нравов – изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней (штраф), вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы.
5) против правосудия: незаслуженное обвинение перед королевским судом, неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

 

На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред вос­принималось итогом мирового соглашения, мировой сделки между семьей пост­радавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливал­ся в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через посредников. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксиро­ванный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также отчисления в пользу государства.

В Са­лическом законе возмещение делится на две части:

  1. файд, вы­даваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе кровную) месть;
  2. фредум, поступающий го­сударству за его вмешательство. Фредум составлял третью часть всей суммы.

Помимо выкупа существовала еще реституция (воз­врат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек.


У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами ско­та. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой и се­ребряной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету солидус, равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное воз­мещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или умень­шения этой суммы. Она могла быть 3 солида (стоимость коровы, либо кобылицы зря­чей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученно­го) или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.

Тариф возмещений может служить косвенной характеристи­кой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступеней общественной иерархии:

  • если речь шла о преступ­лении, посягающем на лицо, состоящее на королевской службе, то возмещение увеличивалось в 3 раза;
  • возмещение родственни­кам убитого воспринималось не как государственное наказание, а как частное возмещение потерпевшей стороне (семье потерпев­шего).


Обыкновенный вергелъд (от слов " вера" и " гельд" — цена человека по рождении) у франков составлял 200 солидов, а вергельд римлянина уменьшался вдвое. Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.
Убийство еписко­па оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.