Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертая республика во Франции






1. Падение Третьей республики.

2. Временное правительство.

3. Конституция 1946 г.

1, Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название " правительства Виши".

Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

2. С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет " Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен.

Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.

3. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

• равные права всех граждан вне зависимости от пола;

• право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

• обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

• право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

• социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

• обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат:

• Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;

• Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров.

Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

Пятая республика во Франции (с 1958 г.)

1. Принятие Конституции 1958г. ~.

2. Президент.

3. Премьер-министр.

4. Парламент.

5. Конституционный совет.

6. Местное управление.

7. Судебная система.

1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей.

Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями.

В исполнительной сфере он:

• назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

• председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

• имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

• подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

• оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;

• передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

• обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

• принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется.

Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента.

Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики.

Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

3.Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

4. Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьерминистра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.

5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет.

Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается

президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.

7. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые " советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

Вопрос 56. Механизм фашистской диктатуры в Италии. «Корпоративная система». Крах фашистского режима. Конституция 1947г.
Гос.строй. Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в государственном строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма. Это проявилось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии и фактического главы государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима.
Формально итальянская Конституция не была отменена, но фактически она не действовала. Король превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти.
Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны не перед парламентом, а перед королем и, что более существенно, перед главой правительства
Сконцентрировав всю полноту исполнительной власти в руках главы правительства, фашистский режим наделил его и широкими полномочиями в законодательной области. Законом " О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" 1926 г. было установлено, что глава правительства может издавать постановления, регулирующие исполнение законов, касающиеся организации и деятельности государственного аппарата. Более того, глава правительства получил право по " уполномочию закона" и " в исключительных случаях" издавать постановления, имеющие силу закона. Закон при этом не определял, что понимать под " исключительными случаями", предоставив это на усмотрение главы правительства.
Следующим шагом стала ликвидация демократических принципов формирования высших представительных органов.
Параллельно шла ликвидация представительных органов местного самоуправления, имевших и до прихода фашистов к власти крайне незначительные полномочия. Законы 1926, 1928 и 1932 гг. заменили выборные органы на местах назначаемыми - из кандидатов, выдвинутых синдикатами и организациями фашистской партии. Низшим звеном стали подесты (старшины), назначаемые от имени короля министром внутренних дел (Муссолини), и муниципальные советы, назначаемые префектами областей. Префекты также назначались министром внутренних дел и при них тоже образовывались советы. И те и другие советы являлись только совещательными органами при подестах и префектах.
В дальнейшем и эта сложившаяся к 30-м гг. антидемократическая система оказалась стеснительной для фашистов. После подготовки мероприятий по созданию " корпоративного государства" парламент в 1938 г. был упразднен и заменен " палатой фаший и корпораций".
Идея создания " корпоративного государства", стоящего над классами, примиряющего интересы " труда и капитала" занимала видное место в демагогической фашистской пропаганде. Первым шагом по пути создания " корпоративного государства" был закон " О правовой организации коллективных трудовых отношений" 1926 г. Существовавшие профсоюзы рабочих распускались. В основных отраслях производства были созданы рабочие и предпринимательские синдикаты. Уставы синдикатов утверждались королевским декретом, а их должностные лица назначались правительственными органами и работали под контролем последних. Считалось, что синдикаты представляли интересы всех рабочих и предпринимателей данной отрасли производства, если в них числилось не менее 1/10 части всех занятых в ней. Для координации взаимоотношений между рабочими и предпринимательскими синдикатами одной и той же отрасли производства они объединялись в корпорации. Из представителей синдикатов, а также представителей ряда министерств и фашистской партии создавались Советы корпораций, члены которых утверждались Муссолини, являвшимся министром созданного тогда же министерства корпораций.
Закон установил принудительное разрешение трудовых конфликтов в специально созданных трудовых судах, решения которых были под угрозой уголовной ответственности обязательны как для членов синдикатов, так и для лиц, не состоящих в них.
Основные принципы " корпоративной системы" были изложены в Хартии труда 1927 г. Хартия провозглашала, что корпорации признаются государственными органами и получают право издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулирования трудовых отношений и производства. Всего было создано 22 корпорации. В 1930 г. создается Национальный совет корпораций - совещательный орган при правительстве по вопросам производства и труда.
В 1939 году вместо упраздненного парламента была создана " палата фаший (фашистских организаций) и корпорации", состоящая из членов правительства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и отдельных специалистов. Все 650 членов палаты назначались Муссолини. Функции палаты были сформулированы крайне неопределенно: "...сотрудничать с правительством в издании законов". С парламентарной системой было покончено.
Важную роль в механизме " корпоративного государства" играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократический государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял " дуче" - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини.
Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились " дуче", генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии - фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при " дуче" - Большой фашистский совет, объявленный законом " О полномочиях Большого фашистского совета" 1928 г. " верховным органом" партии и государства, при генеральном и административном секретарях - Национальная директория и Национальный совет, при федеральных секретарях - провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов - директории.
Все органы партии не избирались, а назначались сверху. Партийный аппарат, таким образом, стоял вне контроля со стороны рядовых членов партии. Они практически не могли участвовать в решении вопросов партийной политики.
Система карательных органов фашистской Италии формировалась главным образом путем дополнения ранее существовавших органов новыми, предназначенными для подавления оппозиции режиму.
Важное место в системе этих органов занимала полиция. Наряду с общей полицией были созданы специальные полицейские органы борьбы с антифашистским движением. " Добровольческая милиция общественной безопасности", а также политическая полиция - " Организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА).
Крах фашистского режима.. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило и без того напряженное внутриполитическое положение в стране. Фашистская машина подавления уже не могла справиться с ростом народного движения. Не помогли и присланные Гитлером несколько тысяч гестаповцев. Кризис фашизма породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. Большой фашистский совет вскоре после высадки в июле 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. Юг страны оказался занятым англо-американскими войсками. Тогда же был образован Комитет национального освобождения, возглавивший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократы (бывшая партия " пополяри").
Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами.
Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Демократические силы страны стремились покончить с остатками фашистского режима, выступали за создание демократического республиканского строя. Реакционные правящие круги, вынужденные считаться с требованиями демократического движения, стремились не допустить его радикализации. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на верующих католиков поддеживающего эту партию Ватикана.
В июне 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии.
Конституция 1947 г. и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу.
Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны. В частности, предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах.
В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.
Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.
Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства.
Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.
В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).
Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы - областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.
В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г.

Вопрос 61. Основные этапы конституционной истории стран народной демократии
Первой социалистической страной в истории стала Советская Россия, пережившая перед этим три революции в течение двух десятилетий - антиабсолютистскую революцию 1905-1907 гг., которая привела к переменам в сторону конституционной монархии; антимонархическую в феврале 1917 г. с образованием республиканского правительства и антибуржуазную в октябре 1917 г., нашедшую завершение в создании государственности советского типа. Впоследствии произошла эволюция от " государства диктатуры пролетариата" во главе с правящей фракцией российской социал-демократической партии (партии большевиков) к " государству всего народа", т. е. государству рабочих, крестьян и народной интеллигенции (общенародному государству), " руководящей и направляющей силой" в которой оставалась все та же единственная правящая партия (она стала называть себя Коммунистической партией Советского Союза). К началу Второй мировой войны в мире существовало две страны, которые провозгласили строительство социализма, - Союз Советских Социалистических Республик и Монгольская Народная Республика (с 1924 г.). Это были первые в истории государства, которые объявили о переустройстве общества на социалистических началах.
Конституционное законодательство СССР эволюционировало в сторону отказа от местной автономии в пользу централизованного и сверхцентрализованного управления, а также отказа от доктрины разделения властей и тех зачатков конституционного надзора, которые были намечены в конституции 1924 г., предусмотревшей для Верховного суда функции дачи заключений о " конституционности" постановлений союзных республик, разрешения споров между субъектами федерации и рассмотрения дел по обвинению высших должностных лиц в преступлениях по должности (ст. 43 в). Эти функции Верховного суда практически не осуществлялись, а последующими конституциями вообще не предусматривались. Впервые Комитет конституционного надзора был создан только в 1991 г.
После Второй мировой войны на карте мира возникла новая группа социалистических стран: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия - в Европе, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика и Вьетнамская Народная Республика - в Юго-Восточной Азии и несколько позднее Народная Республика Куба - в Латинской Америке.
Для социалистического политического режима характерна бюрократическая жесткость, негибкость правительственных и партийных институтов и проводимой ими политики. В управленческой и законодательной сферах преобладают командно-административные приемы регулирования, а социалистическое право предстает таким способом дисциплинирования и контроля в обществе и государстве, который делает ставку на командную силу закона (см. об этом в дискуссии о понимании советского права 1979 г. // Советское государство и право. 1979. № 8. С. 58). Следующей наиболее характерной и сущностной чертой этого режима стало сверхцентрализованное и сверхбюрократизированное управление государством, партией и массовыми общественными организациями. При этом монополия на партийную власть была в руках единственной и правящей коммунистической (рабочей) партии, что, в свою очередь, привело к превосходству партийной и подчиненной ей (или соединенной с ней) исполнительной власти над законодательной и судебной. Взаимоотношения между ветвями власти были взаимоотношениями между бюрократическими аппаратами, которые способны признать и поддержать некий бюрократический плюрализм и ни в коем случае не допустить существования плюрализма политического (прежде всего партийного).

Вопрос 62. Конституция КНР 1954 г.

В 1952 г. в Китае был завер­шен восстановительный период. К концу его было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное про­изводство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомас­штабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный пери­од, предусматривавшую " строительство социализма" в стра­не. Основные положения генеральной линии КПК на пере­ходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга - Конституцию КНР. Предложение о под­готовке проекта конституции было внесено в ЦНПС высшим органом правящей партии через Единый народно-де­мократический фронт в начале 1953 г.
13 января 1953 г. ЦНПС КНР принял Постановление о созыве Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей. Одновремен­но были образованы комиссии по выработке проектов Зако­на о выборах и Конституции КНР. Закон о выборах предусматривал избрание высшего органа власти Всекитайского собрания (съезда) народных представителей (ВСНП), кото­рый должен был принять конституцию. Его избрание пре­дусматривалось путем многостепенных выборов собрания­ми (съездами) народных представителей (СНП), войсковы­ми избирательными единицами, а также административным органом - комиссией по делам китайских граждан за гра­ницей. В Тибете и округе Чамдо депутаты выделялись пра­вительственными органами этих единиц. Впервые в исто­рии КНР всеобщие выборы проходили в период с мая 1953 г. по август 1954 г., т. е. заняли более чем годичный срок. Они не проводились в некоторых национальных районах, где еще не была осуществлена земельная реформа и другие преоб­разования. Первая сессия ВСНП первого созыва открылась в Пекине 15 сентября 1954 г. Конституция была принята 20 сентября и вслед за ней - пять органических (организаци­онных) законов, определяющих принципы формирования, построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственного совета, местных СНП и народных прави­тельств, судов и прокуратур). В отличие от Общей програм­мы НПКСК Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества и в качестве основных задач переходного к социализму периода называла постепенное осуществление социалистической индустриализации, завер­шение социалистических преобразований в сельском хозяй­стве, кустарной промышленности, а также в капиталисти­ческой промышленности и торговле. КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором " при­надлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представи­телей" (ст. 2). Конституцией провозглашались равенство гра­ждан перед законом и национальное равноправие, а также гарантии социально-экономических и других прав граждан. Специально провозглашались принципы осуществления правосудия только судами, полноправного участия в судеб­ных процессах народных заседателей, независимости судей и подчинения их только закону, гласности суда и обеспече­ния обвиняемому права на защиту.
ВСНП становилось единственным органом, осуществ­лявшим законодательную власть. Значительная самостоя­тельная компетенция была предоставлена Постоянному Комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, статус которого явился некоторой модификацией правового поло­жения председателя ЦНП. Председатель по Конституции представлял КНР в международных отношениях и возглав­лял вооруженные силы, являясь Председателем. Государ­ственного комитета обороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний, вырабаты­вавших предложения " по важным государственным вопро­сам". Административный совет заменялся Государствен­ным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны.
В полномочия высших органов вскоре после принятия Конституции пришлось внести существенные изменения. Уже на 2-й сессии ВСНП I созыва (1955 г.) ПК ВСНП было предоставлено право издания " частных законоположений". Однако последующая практика нормотворческой деятель­ности позволяет сделать вывод, что законодатель имел в виду прежде всего возможность внесения изменений в за­коны, принятые собранием. Фактически с конца 50-х гг. ПК ВСНП стал единственным законодательным органом стра­ны, так как законодательная деятельность ВСНП постепен­но прекратилась.
Представительные органы создавались во всех тради­ционных единицах административно-территориального де­ления. Что касается местных органов управления, то они базировались не только на конституционных администра­тивно-территориальных единицах – сохранилась система делегированных административных органов в особых рай­онах, округах провинции и в уездах. В качестве ступеней национальной автономии Конституция выделила автоном­ные области, автономные округа, автономные уезды. Кроме того, в качестве уже неавтономных единиц административ­но-территориального деления были предусмотрены нацио­нальные волости. Принцип национального самоопределения в Конституцию включен не был.
После принятия Конституции 1954 г. была сформиро­вана новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесс наталкивался на препятствия как объективного, так и субъективного порядка. К первым относи­лись, например, недостаток образованных кадров, низкий уровень грамотности и культуры населения и т. п.; вторые порождались позицией партократического руководства стра­ны, не заинтересованного в подлинной демократизации государственной и общественной жизни, приверженного ко­мандно-административным методам управления. Это не за­медлило сказаться прежде всего на положении представи­тельных органов. Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах - к исполнительным органам - народным коми­тетам. Руководящий состав этих органов часто совпадал с руководством партийных комитетов КПК.
Довольно своеобразные отношения парткомов и руко­водства оперативных органов установились в правоохрани­тельных учреждениях, где парткомы стали подменять су­дебные комитеты и коллегии прокуратур. Территориаль­ные парткомы не только вмешивались в рассмотрение су­дами конкретных дел, но секретари парткомов часто при­нимали на себя функции судей.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.