Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное устройство франков






1. Центральные органы государственного

управления.

2. Местные органы государственного управления.

3. Судебное устройство.

4. Армия.

1. Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие:

• палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон;

* дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

• тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля;

*маршал - начальник конного войска;

• архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета.

2, Система местного самоуправления свободных франков постепенно замененялась системой назначаемых должностных лиц – уполномоченных короля.

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы.

Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги.

При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни.

На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ.

2. Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета.

Основными судебными учреждениями страны были местные суды - " суды сотни". Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни - мальберг - выбирало из своей среды судей - рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На су-

дебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов.

Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими на их землях.

3. В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых свободных людей.

Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

Вопрос 16. Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)

1. Периодизация истории средневекового государства во Франции.

2. Характеристика общественного строя в период феодальной раздробленности.

3. Характеристика государственного строя в период феодальной раздробленности.

1. Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

• период феодальной раздробленности - IX - XIII вв.;

• период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв.;

• период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв.

2. В период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) номинальное единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

Складывание двух основных классов феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства - в целом завершилось к X в.

К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующих ступеней:

• на ее верху стоял король - сюзерен;

• далее - пэры, то есть " равные королю", герцоги и графы;

• вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

• в самом низу - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы.

Первоначально положение сервов было еще близко к позднеантичному рабству - часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на мелкие земельные наделы.

Сервы наследственно подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах:

• право перехода из сеньории в сеньорию;

*право отчуждения земельного держания;

• право свободы наследования;

• право выбора брачной партии.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности раскладывались не на личность, а на земельный надел), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали начиная с X в. возникновению новых и возрождению старых римских городов как центров ремесла и торговли, хотя правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей.

3. В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях:

• дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

• управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления. В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.