Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Источники канонического права






Глава 2. Декреталии

 

Декреталии (от лат. decretum - «указ», «постановление») - постановления римских пап (с конца IV века) в форме посланий. В отличие от энциклик, декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращенный к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом.

Декреталии могли исходить лично от папы или от папы и его совета. В большинстве случаев декреталии вели к изменению существующих традиций церкви, тем не менее они, как правило, мотивировались так называемыми апостольскими преданиями. При этом мнение, выраженное главой церкви, которая была основана одним из апостолов, признавалось как бы свидетельством самих апостолов. На востоке обращались к главам любой другой из «апостольских» церквей

Лжеисидоровы декреталии. Декреталии, изданные в сборнике Дионисия Малого, были воспроизведены в коллекции, составленной в Испании около первой трети VII в. и бездоказательно приписанной Исидору Севильскому. Эти декреталии стали весьма известными, и заработали громкую репутацию предполагаемому автору. Между 844 и 863 г. в Реймской епархии сборник был переработан вновь. Автор этой переработки, известной под названием «Ложных Декреталий», воспользовавшись именем Исидора Севильского и содержанием приписываемого ему произведения, прибавил к нему свои фальсификации, всего сборник стал насчитывать 35 ложных документов. Авторитет этого сочинения часто оспаривался, но в течение многих веков никто не сомневались в его подлинности. Первые серьёзные нападки были сделаны протестантами. О подложности документов объявил Жан Кальвин, развернутое доказательство подложности было дано в «Магдебургских центуриях».

Глава 3. Источники канонического права

 

В церковном праве различают два вида источников: внутренние, или материальные источники, продуцирующие право, в том числе без вмешательства церковного законодателя; и внешние, или формальные источники, представляющие собой отдельные законы или канонические нормы. Первые тесно связаны с проблемой единства канонического права, вторые - с длительным процессом кодификации церковных законов.

Материальные источники и единство канонического права. В предыдущей главе было показано, что конечной целью правовой структуры Церкви является осуществление communio, и что каноническое право таким образом причастно сакраментальной природе таинства Церкви в целом. Первичное ядро правовой структуры нового Народа Божьего составляет само позитивное божественное право (ius divinum positium). Это утверждение не только не затемняет, но, напротив, должным образом высвечивает тот факт, что в общинной структуре Церкви естественное божественное право (ius divinum nanurale) тоже играет свою роль - пусть вторичную, или вспомогательную. Ибо если схоластика учила, что gratia nоn tollit, sed perficit naturam (благодать не отменяет, а усовершает природу), то Второй Ватиканский собор утверждает буквально следующее: «Церковь... есть знак и одновременно страж трансцендентного характера человеческой личности». Обе упомянутые формы божественного права, взаимодействуя с чисто человеческими элементами (ius humanum или ius mere еcclesiasticum), формируют церковное право. Нормативное значение трех элементов этого классического разделения, восходящей к Франсиско Суаресу, различается в зависимости от степени их приближенности к центру таинства Церкви. Но изначальное своеобразие канонического права в целом, в сравнении с правом государственным, удостоверяет его причастность к этому таинству.

Так называемое каноническое право - ius сanonicum - на всем протяжении своего развития всегда имело своим последним материальным источником божественное право. Отсюда проистекало не только само его существование, но и его юридический характер. Следовательно, в равной мере ошибочно считать совокупность канонических норм позитивного божественного права абсолютно неизменной, а совокупность канонических норм чисто церковного (mere еcclesiasticum) права реформируемой по человеческой прихоти. Первое в целом может быть определено как право, сообщенное в Откровении, познаваемое через Предание или обретающее в Предании видимую форму. Второе, хотя и не является непосредственной конкретизацией библейского указания, тем не менее тесно связано с процессом историко-нормативной конкретизации божественного права - как позитивного, так и естественного. Таким образом, классическую дистинкцию ius divinum - ius mere ecclesiasticum нужно понимать просто как попытку первого фундаментального различения в материальном содержании канонического права, цель которого - точнее определить юридически обязательную силу каждой отдельной нормы. Другие критерии различения, в любом случае вторичные по отношению к этому основному критерию, могут быть прослежены по сборникам церковных законов, особенно по каноническим кодексам нашего столетия.

Основные сборники церковных законов. Для формирования и сохранения юридической определенности, а также для правильного применения отдельных норм в Церкви с самого начала ощущалась потребность в компилятивных сборниках, содержащих различные законы и декреты, изданные церковной властью. В первые шесть веков такие сборники (например, Cоlleсtio Romana или Versio Isidoriana) составлялись на основе чисто хронологического критерия. Начиная с шестого столетия и позднее в добавление к нему использовался также критерий систематический - например, в знаменитой Colleсtio Dionysio-Hadriana, которую папа Адриан I послал в 774 г. в дар Карлу Великому. Немного позже была сделана попытка унифицировать материал этих сборников и установить правила, позволяющие адаптировать применение церковных законов к требованиям эпохи.

Эта первая попытка последовательно гармонизировать церковные законы и устранить противоречия в их применении увенчалась сборником Concordia discordantium canonum («Согласование разноречивых канонов»), который был издан монахом Грацианом в Болонье около 1140 г. Этот труд, очень скоро получивший наименование просто «Декрета», не только ознаменовал начало окончательной стабилизации канонического права как самостоятельной дисциплины, но и сыграл роль образца для последующих сборников церковных законов, прежде всего для Декреталий (Summae Decretalium). Эти последние позднее, в ходе тридентской реформы, были объединены вместе с Декретом в Corpus Iuris Canonici. Уже папа Григорий ХIII в булле Cum pro munere от 1 июля 1580 г. рекомендовал римское издание (Editio Romana) этого сборника для обучения и юридической практики. Это еще не кодекс в подлинном смысле, исключительный и обязательный. Однако будучи одобрен папой, Corpus Iuris Canonici, наряду со сборниками папских булл (например, монументальной компиляцией, известной под заглавием Magnum Bullarium Romanum), становится важнейшим собранием церковных законов и основным источником действующего канонического права до 1917 года. В него входят: «Декрет» Грациана, Декреталии Григория IX (Liber Extra), Liber Sextus Бонифация VIII, «Климентины» Климента V, и наконец два частных сборника, именуемых Extravagantes Ioannis XXII и Extravagantes communes.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.