Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория социальных персонажей






Третья ветвь специфически социологического исследования не описана еще так отчетливо, как две предыдущие, а ее системати­зация едва началась. Вообще говоря, она имеет дело с социаль­ным аспектом человеческой индивидуальности как обусловленным и общественной средой, и собственной деятельностью человека. Каждый индивид играет некие «социальные роли», занимает некие позиции и осуществляет некие функции в своем социальном окружении, предполагающие определенные права и обязанности, которые в большинстве случаев связаны с подобными позициями и функциями и таким образом остаются независимыми от индивида, хотя способ, которым он фактически осуществляет их и выполняет свою социальную функцию в соответствии с каждой позицией, всецело зависит от него. (...)

Поскольку индивид готовится для своих социальных ролей в процессе образования, являющегося специфически социальным в строжайшем смысле этого слова, социология должна была предпринять изучение этого процесса. Однако существование старой и устоявшейся дисциплины—так называемой теории образования — или педагогики — с ее исключительно практиче­скими устремлениями было серьезным препятствием для развития чисто теоретического и незаинтересованного сравнительно, иссле­дования фактов образования как социальных данных. (...)

Социологическая проблема образования — это промежуточное звено между проблемой социальной позиции и функции и пробле­мой собственной индивидуальности личности. А при изучении личности отделение вопросов социологических от психологических и даже биологических представляется весьма трудным. Самые ранние исследования в этой сфере выросли главным образом на изучении супер- или субнормальных личностей, т. е. тех, кто либо завоевал необычайную известность, либо стал общественным изгоем; их социальное превосходство или неполноценность воспринимались как результат наследственного дарования. (...)

Ввиду того что социологи интересуются этой проблемой так же, как и кто-либо другой, я боюсь, что они не отнесутся с большой симпатией к моему убеждению, что зависимость социальной роли индивида от психобиологических особенностей есть вопрос, целиком и полностью относящийся к областям психологии и биологии человека... Социолог, на мой взгляд, должен брать человеческого индивида не как он «действительно есть» органически и психологически, а как он сделан другими и самим собой в их и его собственном опыте в ходе социальных отношений. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция; не проявление своей природы, а культурную систему конструирует он с помощью своей среды, редко творя, а обычно копируя ее с готовых моделей. Органиче­ские и психологические особенности индивида с этой точки зрения есть просто материал, из которого чисто социальная личность, характеризующаяся позициями, которые она занимает, и тем, как она их занимает, формируется в процессе образования и самообразования. Принимая от Юнга, Парка и Берджеса представле­ние, что существенным пунктом в личности является идея, которую она и другие имеют о ее социальной роли, и помня, что идея —» не просто ментальная картина, а практическая система прав и обязанностей, мы можем, таким образом, назвать всю эту отрасль социологии теорией социальных личностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.