Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники мусульманского права. Уголовное право и уголовный процесс по шариату.






Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат (прямой путь) - свод религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного процессуального права.

Иджма - решения и мнения авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, восполняющих пробелы Корана и Сунны.

Фетва. В мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – письменного юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии решений светских властей относительно вопросов общественной жизни, действий или явлений Ко­рану и шариату.

По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

Уголовное право и судопроизводство

Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

· преступления, против религии и государства. К этой группе относились в первую вероотступничество от ислама, богохульство, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

· преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;

· правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусматривались:

· смертная казнь в различных видах;

· членовредительские и телесные наказания;

· лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);

· имущественные санкции (конфискации, штрафы);

· ссылка и т. д.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.

Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.

С VII в. начинается распад халифата. В XI в. турки-сельджуки окончательно завоевывают Багдад.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.