Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление третьей республики во Франции. Принятие конституционных законов 1875г.






После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом " президент Республики".

2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

  • Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;
  • Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;
  • Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

  • представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;
  • был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламен-тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

40. Гражданский кодекс Франции 1804г.: система, институты.

ГК Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражд-го права признает только физ.лиц. При определении объема прав кодекс исходит из принципа юр-го равенства. На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революц-ое законод-во и Рим.право. ГК не дает определения права собственности, а перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. Провозглашается абсолютный хар-р собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на: индивидуальную (частную); гос-ную (общественное обладание); общинно-коммунальную. В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвиж-го имущества между наследниками, залог земли и т. п. К.Наполеона знает: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание. К.Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ. В соответствии с К.Наполеона " договор есть соглашение, посредством к-рого 1о или несколько лиц обязываются перед др.лицом или перед несколькими др.лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы дог-ных отношений: принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон понимается согласие воль (внутреннего психического акта); принцип незыблемости договора: Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу к-рых закон разрешает отмену. В кодексе рассматриваются различные виды дог-ов: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.

Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения к-рого необходимо было выполнить ряд условий: взаимное согласие супругов; достижение брачного возраста (м- 18 лет, ж- 15лет); не состоять в др.браке; согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год). Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства. Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды 1го из супругов в отношении другого; присуждение 1го из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись. Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: " Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа яв-ся ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юр.действия, как судебные, так и внесудебные. Имущ-ые отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения. В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. Восстановлен Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. При 1ом ребенке можно было распоряжаться по завещанию 1/2 имущества, при 2х детях – 1/4 имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени.

 

50. «Новый курс» Ф. Рузвельта: итоги и значение.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавша­яся начальным этапом ряда социально-политических реформ, по­лучила название " нового курса".

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одер­жал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при под­держке своих ближайших советников, получивших прозвище " мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной соци­альной программы, которая включала в себя:

  • вопросы реформиро­вания административной и отчасти судебной власти;
  • вопросы эко­номического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;
  • в последнем разделе на­блюдалось большое разнообразие — от проектирования строитель­ства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

1. Экономические:

  • запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;
  • укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;
  • запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;
  • меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных послед­ствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые органи­зации - " трудовые лагеря", где они использовались на строитель­стве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2. Правовые:

  • регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия креди­тования и цены на продукцию, устанавливались продолжитель­ность рабочего времени и размеры заработной платы;
  • сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию " судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);
  • ле­гализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за уча­стие в законных забастовках и принято правило " закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с проф­союзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на за­бастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;
  • закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;
  • закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным втор­жением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения буду­щих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды госу­дарственного регулирования, реализуемые главным образом с помо­щью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.