Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально-теоретический анализ произведения

Анализ литературного текста

Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г. В.Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель, - утверждает поэт.

Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится».

Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов.

Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

Музыкально-теоретический анализ произведения

Это произведение является седьмой заключительной частью «Патетической оратории» Григория Свиридова. Все сочинение композитор излагает в виде контрастно-составной формы со сквозным развитием.

Контрастно-составные (термин предложен В. В. Протопоповым) — формы, состоящие из 2 или нескольких контрастных частей, объединяющихся общностью замысла и развития, текстом, сюжетом, тональной замкнутостью и логикой тонального плана, тематическими и интонационными связями, непрерывностью перехода. Различие частей контрастно-составных форм в темповом отношении обязательно и придаёт целому свойства цикла. Части контрастно-составной формы обычно неоднородны по степени развитости и самостоятельности, каждая из них может иметь структуру простой, сложной, сонатной, полифонической или др. формы.

Все произведение написано в размере 6/4 и изменяется лишь в трех тактах на протяжении всего сочинения на 3/4. Это происходит в тематическом проведении женских партий на текст «Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою». Скорее всего, композитор использовал этот прием для лучшей передачи литературного текста, при таком сочетании размеров данный текст, приобретает акцентуации именно тех слов, которые нужно выделить для лучшего восприятия всей фразы. Здесь композитор очень правильно подошел с точки зрения связи литературного и музыкального текста.

 

 

Начинается произведение двухтактным оркестровым вступлением, звучит рояль и скрипичная группа оркестра, характер звуковедения markato. В основе лежит повторяющийся мажорный трихорд.

 

 

Это оркестровое вступление является основой всего произведения, «темой зерном» которая все время звучит в оркестре в разных тональностях и в разных группах оркестра. Весь этот музыкальный фрагмент изложен в виде экспозиции, который вводит слушателя в характер всего произведения. Начальный темп произведения Allegro moderato (умеренно скоро) четверть =109.

Хор вступает с третьего такта, звучит общехоровой унисон. Мелодия скачкообразная, (напоминает фанфарное звучание) в ней постоянно присутствуют скачки на кварту квинту и даже октаву. В основном хор все время звучит в унисон, но общую тональность и гармоническое заполнение дает оркестр.

Следующий фрагмент начинается с текста «Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою» на динамическом нюансе ff. На фоне восходящего движения духовой группы оркестра звучит женское проведение, где приоритет больше отдается партии сопрано, альтовая же партия играет роль гармонической основы, на которую опирается сопрановая мелодия. В этой фразе композитор требует постоянного поддерживания динамики форте, (non dim.) так как предусматривал то, что исполнитель захочет динамически завершать все фразы, филируя звук. Продолжает тему (poco pesante – постепенно утяжеляя) на этой же динамике мужская группа хора. В оркестре дублируется басовая партия, что придаёт более наполненного звучания хора, это еще раз доказывает то, что связь хора и оркестра в этом произведении очень велика. Далее звучит соло басовой партии на фоне оркестра, который частично дублирует мелодию. Эта часть тоже имеет повествовательный характер, здесь описывается место, где собственно и происходят все действия. Здесь композитор очень грамотно изложил музыкальный материал, для лучшего восприятия и ощущения тех эмоциональных ощущений которые хотел передать Маяковский.

Следующая часть снова звучит на знакомой уже нам теме в оркестре. Темп немного ускоряется (con moto – немного с движением четверть =112). Маркированный штрих в оркестре остается неизменным, тогда как в хоре нужно добиваться широкого связного звучания всех партий.

Следующий фрагмент полностью оркестровый, звучит очень величественно и торжественно. Темп еще немного подвигается относительно предыдущего фрагмента (Piu mosso- с движением четверть =120). На протяжении всего оркестрового проигрыша идет перекличка тем в духовой группе между валторнами и трубами, где тема трубы звучит как фанфарный призыв:

 

Штрих в оркестре остается неизменным, композитор использует термин - marcatissimo la melodia, что означает маркируя мелодию. Этот оркестровый проигрыш постепенно подводит нас к сольной партии Баса. Постепенно замедляя на динамике (sfff)заканчивается оркестровый проигрыш, плавно приходя в темп Andante maestoso – спокойно величественно где четверть =72. Отсюда начинается большой сольный фрагмент Баса. Это соло должно звучать очень широко, величественно и громко(композитор даже написал «прямо в микрофон»). Звучит соло на фоне поставленных аккордов в партии рояля. Что касается темпа, он постепенно то ускоряется, то замедляется. Все эти темповые изменения связаны с эмоциональной подачей настроения Маяковского. Начиная с текста «Устану я захочет ночь» идет сброс по динамике sp. Темп постепенно оживляется (poco animato четверть = 80), идет постепенное развитие динамики которое приводит к унисонному звучанию хора, на фоне знакомой уже нам теме в оркестре.

Кульминация всего произведения начинается с текста «Светить всегда», все партии вместе солистом и оркестром звучат в унисон. Здесь, как и в предыдущем фрагменте нет единого темпа, он постоянно изменяется. Последняя фраза солиста звучит в виде речитатива на текст «Светить и никаких гвоздей». И завершает все произведение унисонное звучание всех партий на фоне темы, которая звучит в партии медных духовых инструментов:

 

 

 

 

В этой части Свиридов использует унисонную и октавно-унисонную фактуру, которая очень гармонично вписалась в общий контекст произведения. Практически вся эта часть построена на унисонном звучании всего хора:

 

 

Тональный план в этой части довольно широк, композитор использует такие последовательности тональностей как D-dur в fis-moll; отклонение из F-dur через g-moll в Es-dur; также активное тональное развитие в оркестровой интермедии B-dur, D-dur, H-dur, Es-dur. В сольном разделе баса используется новый тональный спектр: h-moll, cis-moll, e-moll, Des-dur, A-dur.

 

Диапазон партий

а

а

 

Общехоровой

диапазон

 

 

Динамика произведения довольно статичная, автором выставлены обозначения силы звука в произведении и это в основном «f» и «mf» в некоторых местах достигает «ff». При этом, необходимо динамически выделять голоса несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных.

Способ звуковедения: плавное и скачкообразное, ровность и плавность звуковедения должно быть достигнуто в тактах №, -14-21. Для придания музыке большей выразительности, необходимо подчеркивание мелодической линии в кульминационном разделе. Окраска звука густая, тембра голосов и бесконечное разнообразие их нюансов, зависят от характера произношения текста, его образно- смыслового воплощения в пении. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных в кругу исполнительских средств.

Большое влияние на характер жеста оказывает тип фактуры.

Глубокая, плотная фактура на протяжении всего произведения отображается полным жестом с использованием предплечья и плеча.

Вокальные трудности в произведении связаны с особенностями мелодического рельефа хоровых партий. Особую внимательность следует обратить на позиционную ровность в исполнении восходящего и нисходящего мелодического унисонного движения, захватывающих звуки разных регистров. Также представляет вокальную трудность длительное выдерживание звуков высокой тесситуры. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения. Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя.

В этом номере находит своё прямое выражение идея всей оратории, воспевается духовное и творческое начало, лежащее в основе самой жизни; вдохновение художника уподобляется и отождествляется с Солнцем - её символом.

Эффектное сопоставление тембров и силы звука составляют главную особенность музыкальной драматургии в развитии этого номера. Колокола и Сияние Света прославляют Творца и Создателя. Диалог солиста (бас, поющий в микрофон) и хора исполинскому звучанию, утверждая творчество как основной движущий фактор жизни, онтологически заложенный в мироздании приводит к исполинскому звучанию, утверждая творчество как основной движущий фактор жизни, онтологически заложенный в

мироздании.

Хоровое творчество Георгия Свиридова – этапное творение в истории современной музыкальной культуры. Оно стоит у истоков нового движения, возрождая традиции искусства русского хорового пения. Оно оказало огромное воздействие на исполнительство и хоровую культуру в целом.

Творческий опыт Свиридова увлек многих композиторов, послужил примером - и в этом неоценимая заслуга композитора перед всем нашим многонациональным музыкальным искусством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Welded joints in steel pipelines. Main types, design elementsdimensions | Когда меня отпустит




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.