Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Сервия Туллия. Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы






 

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1--3 разряды -- тяжеловооружен-ной пехоты, 4--5 разряды -- легковооруженной пехоты. Пролета-рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен-турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 182.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а приих единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не-сколько позднее по территориальным трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ-лении в организации общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав " римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про-летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ-нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши-ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга-нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре-формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль-ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха-рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра-вах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея-ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto -- правом запрещать исполнение распо-ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев -- издание в 451--450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат-рициями в гражданских правах -- само слово " плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э.им было предоставле-но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо-лидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей-ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.