Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос номер 11






Афины

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:
право на свободу и личную независимость от другого человека; право на земельный участок на полисной территории; право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; право на ношение оружия и службу в ополчении; право на участие в делах государства; право на почитание и защиту отеческих богов; право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); повиноваться законам и избранным властям; принимать активное участие в общественной жизни; почитать отеческих богёв. Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:
права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать браки с афинскими гражданами. К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.
У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.
Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.
Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.
Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. По форме государственного правления Древние Афины были демократической республикой. Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, совета пятисот, гелиэя, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание (екклесия) были главным и решающим органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия народного собрания были очень широкими и охватывали все важнейшие вопросы жизни Афин. На народных собраниях принимались законы, решались вопросы войны и мира, выбирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов по окончании срока полномочий, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей, принималось решение в случае остракизму. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Была создана специальная коллегия для охраны законов, которая получала свои полномочия от народного собрания. В народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступать мог любой участник собрания. Но он должен был соблюдать определенные правила, которые сводились к тому, что нельзя было повторяться, оскорблять своего оппонента, а говорить необходимо было по сути дела. Народное собрание собирались, как правило, через 8-9 дней.

Председателем народного собрания был председатель пританей. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог внести на рассмотрение свой законопроект. Но при этом он нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), когда выяснялось, что его предложение противоречит действующим законам и об этом не было объявлено заранее. Кроме того, любой законопроект подлежал предыдущем рассмотрения в совете пятисот. Окончательное решение принадлежало гелиэя. Обсуждение законопроекта, который прошел все предварительные стадии, велось в гелиэя в форме судебного процесса: автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, а их защитников назначали народное собрание. Решение принималось большинством присяжных при тайном голосования. Определенное количество участников народного собрания требовалась только при решении вопроса о остракизм (6000). В других случаях присутствующих могло быть и меньше. Буле, которая была одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменяла народного собрания, а было их рабочим органом. Члены Совета пятисот выбирались путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших 30-летнего возраста по 50 человек от кож-ной из 10 фил. В нее могли входить представители всех разрядов населения. Совет был разбит на 10 дежурных частей (пританей). 50 членов совета - представители одной филы были дежурными течение одной десятой части года. Пританей ежедневно выбирали из своего состава путем жеребьевки голову, председательствовавший и в народных собраниях.

Буле действовала как высший административный орган и муниципалитет по управлению службами Афин и его пригородов: решала вопросы благоустройства города, его базаров, состояния флота, арсенала, организовывала доставку продовольствия. В ее ведении находилась казна и государственная печать. Совет осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц, готовила и предварительно рассматривала вопросы, выносила на обсуждение народного собрания. Рада проводила докимасию (проверку) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год. Она имела право привлекать к суду должностных лиц, а особенно лиц, виновных в неправильном использовании государственных средств. Приговоры Раду могли обжаловались в гелиэя. В системе государственных органов сохранился такой государственный орган как ареопаг. В него входили представители афинских аристократов, занимавших должности архонтов и бывшие архонты, которые сделали удовлетворительное отчет о своей годовой деятельности. Ареопаг к середине V в. до н.э. был одним из важнейших органов государственной власти, который контролировал деятельность должностных лиц и народных собраний. Но после 462 г. до н.э. за ним был сохранен, главным образом, функции судебного учреждения. Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов. Коллегия десяти стратегов выбиралась открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. Основные функции коллегии стратегов - верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинского государства, финансы, внешние отношения, подготовка к совету пятисот народных собраний, проектов, декретов и распоряжений. По афинскими законами все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве. Система афинской демократии в V - IV в. до н.э. была хорошо продуманной и тщательно разработанной политической системой. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности. Все должностные лица выбирались на один год без права переизбрания на следующий срок. Но это не касалось стратегов. Для своего времени афинская демократия имела наиболее передовой государственном устройстве, в условиях которого все полноправные граждане имели возможность управлять государством, а государство пик-лувалась о материальном благосостоянии своих граждан и создавала условия для развития культуры. Но чрезмерные социальные гарантии для бедных стали тяжелым бременем для государства и состоятельных лиц. Такие гарантии способствовали расцвету античной культуры, но погубили античную экономику. Граждане Афин, приравняв права гражданина к праву кормления, не допускали в страну иностранцев, а потому это государство, небольшая по размеру и численности населения. Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.