Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая сторона реализации Проекта UJJRP






Согласно информации сайта https://youthjustice.org.ua главными партнерами проекта UJJRP со стороны Украины являются Министерство юстиции Украины и Верховный Суд Украины. На сайте проекта отсутствует информация о том, на основании какого документа (договора, соглашения) осуществляется взаимодействие между органами исполнительной власти Украины и «Агритим Канада Консалтинг Лтд.». Правовая подоплёка сотрудничества украинских государственных и муниципальных органов с иностранными организациями и компаниями по вопросам реформирования системы правосудия является неясной.

 

Фактическим началом реализации Проекта является издание Министром юстиции 16.03.2010г. Приказа №198/7 от 16.03.2010г. о создании рабочей группы по разработке проекта Концепции развития ювенальной юстиции в Украине. В марте 2010 года состоялось первое заседание рабочей группы на котором г-жа Сэнфорд (представлена как «советник по вопросам подросткового правосудия») презентовала основные компоненты и стратегические подходы реализации Проекта UJJRP.

 

Формально Проект стартовал чуть позже - 31.03.2010г., когда под председательством заместителя Министра юстиции Украины Валерии Лутковской и Председателя отдела технической помощи Посольства Канады в Украине Кати Чаба состоялось заседание Руководящего совета Проекта. В заседании приняли участие представители Верховного Суда Украины, Министерства юстиции Украины и компании «Агритим Канада». На заседании были утвержден план реализации Проекта. Сразу же после заседания Руководящего совета Проекта 31.03.2010г. в Посольстве Канады в Украине состоялся официальный приём в честь начала реализации Проекта UJJRP, в котором приняли участие представители более 25 государственных и негосударственных учреждений, посольств и стран-доноров (Информационный бюллетень №1 проекта UJJRP/июнь 2010).

Спустя два года после начала реализации проекта «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» подписала соглашения о партнёрстве с Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (12.12.2012г.) и Верховным судом Украины (19.12.2012г.) [27, 28]. Тексты соглашений не обнародованы.

 

Соглашения со стороны судов подписали их руководители – Председатель Верховного Суда Украины Петр Пилипчук и и.о.Председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Станислав Мищенко. Со стороны «Агритим Канада Консалтинг Лтд.» соглашения подписаны представителем г-жой Сэнфорд – руководителем проекта, не являющейся руководителем Компании.

При подписании вышеуказанных соглашений присутствовали Посол Канады в Украине Трой Лулашник и руководитель отдела технического сотрудничества CIDA Стивен Поттер.

 

Г-жа Сэнфорд пояснила, что заключенные соглашения формализуют сотрудничество с судьями высших судебных инстанций Украины касательно разработки рекомендаций для судей относительно судебного процесса и назначения наказаний несовершеннолетним правонарушителям, усовершенствования действующей судебной практики, что включает в себя также проведение обучения судей в этой отрасли [27, 28].

В свою очередь законность соглашений, заключаемых высшими судебными инстанциями Украины с иностранным юридическим лицом частного права, в которых суды берут на себя те или иные обязанности в части своих должностных полномочий является черезвычайно сомнительной.

 

Статьи 5, 6 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» N2453-VI от 07.07.2010г. прямо запрещают какое-либо влияние сторонних лиц на процесс правосудия в Украине. Заключение судами Украины соглашений с частными компаниями о сотрудничестве в сфере правосудия законодательство Украины не предусматривает, полномочия руководителей судов на подписание таких соглашений в законах Украины отсутствуют.

 

Процесс подписания соглашений частной канадской фирмы с органами власти Украины продолжается. Из сообщения сайта МВД Украины 02.08.2013г. – «На Ивано-Франковщине состоялось подписание Соглашения о партнерстве с канадской организацией «Агритим Канада Консалтинг Лтд» по реализации пилотного проекта в Ивано-Франковске «Реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине».

Свои подписи под документом поставили начальник УМВД Украины в Ивано-Франковской области генерал-майор милиции Олег Сало и директор проекта Таня Сэнфорд Аммар. Присутствовавший при этом начальник управления криминальной милиции по делам детей МВД Украины полковник милиции Алексей Лазаренко отметил, что Ивано-Франковск, как пилотный регион, начинает совершенно новую форму работы, которой в Украине еще​ ​ не было…» [38].

 

6.2. Кто инициировал реформу?

Ведущей международной организацией в сфере детства является Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1997 году ЮНИСЕФ открывает представительство в Киеве и начинает проводить регулярные мониторинговые исследования Украины.

 

В 2009 году международный консультант Дэниел О’Доннел (Daniel O'Donnell) по заказу Регионального бюро ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы / СНГ подготовил доклад «Оценка правосудия в отношении несовершеннолетних. Реформа. Достижения. Украина».

 

Доклад констатирует, что деятельность украинских органов по реформированию системы учреждений, занимающихся несовершеннолетними правонарушителями, была во многом успешна, особенно начиная с 2004 года. В Докладе отмечается, что значительный вклад в реформы Украины, помимо ЮНИСЕФ, внесли и другие международные организации, в том числе CIDA.

Деятельность ЮНИСЕФ по реформе ювенальной юстиции в Украине в период до 2006 года финансировалась в размере 20.000-30.000 долл.США в год. ЮНИСЕФ увеличил финансирование этой статьи до 69.000 долл.США в 2007 году и 128.000 долл.США в 2008 году. Средства поступали в основном от Шведского агентства международного развития и Национального комитета ЮНИСЕФ Великобритании. На период до «конца цикла программы реформ» в 2010 году предполагалось получить финансирование в размере 300.000 долл.США [2].

 

Доклад оценивает проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних в Украине аналогично тому, как их оценивает г-жа Сэнфорд. Среди рекомендаций доклада есть создание отдельных специализированных судов по вопросам как детской преступности, так и преступлений в отношении детей; принятие закона о ювенальной юстиции; создание банка данных по вопросам детского правосудия; обучения специалистов по вопросам ювенальной юстиции и др..

 

Доклад рекомендует ЮНИСЕФ «продолжать поощрять реформы ювенальной юстиции» в Украине.

 

Можно констатировать, что Украина в лице её государственных и муниципальных органов не является субъектом реформы. Постоянно находясь под давлением специализированных международных организаций, Украина самостоятельно не определяет ни необходимость проведения тех или иных реформ в области детского правосудия, ни направления таких реформ. Под большим вопросом остается соответствие законодательству Украины действий чиновников по реализации Проекта UJJRP.

 

Сообщение г-жи Сэнфорд о невозможности изменить в рамках проекта законодательство Украины из-за ограниченности «во времени и финансах» можно расценивать лишь как кокетство. В отчете «Агритим Канада», как о своём успехе, заявлено принятии двух «ключевых политических документов» - Указа Президента Украины №597/2011 от 24.05.2011г. и Распоряжения Кабмина №1039-р от 12.10.2011г.. К очевидным успехам Проекта можно было бы отнести Главу 38 новой редакции Уголовного процессуального кодекса Украины («Уголовное производство относительно несовершеннолетних»), принятого 13.04.2012г. и вступившего в силу с 19.11.2012г..

 

Уполномоченный Президента Украины по правам ребёнка Юрий Павленко на встрече с г-жой Сэнфорд 23.01.2012г. сообщил о проводимой работе по подготовке пакета законодательных изменений ко всем необходимым законам и нормативным актам, которые касаются вопросов уголовной юстиции в отношении детей [31].

 

Подчиненный статус Украины был наглядно продемонстрирован при подписании соглашений о сотрудничестве между высшими украинскими судебными инстанциями и исполнителем Проекта UJJRP. Со стороны Украины соглашения подписывали высшие должностные лица судебной власти Украины, а со стороны Канады – менеджер проекта, представитель (не руководитель) частной компании. Присутствие на подписании соглашений посла Канады было призвано несколько смягчить вопиющий статусный дисбаланс сторон соглашения.

 

Для камуфлирования сложившейся ситуации в информационных сообщениях о совместной деятельности официальных должностных лиц Украины в рамках UJJRP менеджер «Агритим Канада» г-жа Сэнфорд именуется «руководителем " Проекта реформирования системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине"» без упоминания компании-исполнителя.

Учитывая, что вопросы «украинского детства» официально задекларированы как приоритеты деятельности органов иностранного государства, доминирующее бесконтрольное иностранное влияние на реформирование системы правосудия для детей может нести угрозу национальной безопасности Украины.

 

ВЫВОДЫ

 

Публичное обоснование реформы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине отсутствует. Это означает, что проводимые реформы осуществляются в неясных для украинского общества целях.

 

Основной базовый тезис проводимых в рамках украинско-канадского проекта реформ «Реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине» о провальной ситуации в Украине с подростковой преступностью не соответствует действительности. Существующая система Украины по работе с малолетними преступниками нуждается в поддержке и корректировке, но не в кардинальном сломе, как это пытаются доказать и проделать реформаторы.

 

Опыт Канады в проведении реформ подросткового правосудия не может быть образцом для реформирования системы молодежного правосудия Украины, поскольку Канада вопреки проводимым реформам не справляется с проблемами подростковой преступности, в особенности с проблемами маргинальных слоёв канадского общества. Калькирование канадских реформ в связи с несхожестью портрета украинской и канадской подростковой преступности является безосновательным, а существующий источник роста тяжести подростковых преступлений следует искать вне стен воспитательных учреждений.

 

Выводы руководителя реформы г-жи Сэнфорд о существующих проблемах уголовной юстиции Украины для несовершеннолетних крайне субъективны, что ставит под сомнение её квалификацию в этой области. Отсутствие надлежащей компетенции г-жи Сэнфорд в сфере подростковой криминологии и правосудия находит достаточное подтверждение в ёё трудовой биографии реформатора «по всем вопросам».

 

Обоснование выбранного пути реформы следует искать не в практическом опыте подростковых криминологов Канады, а в идеологических привязанностях и мировоззрении заказчиков и проводников этой реформы. Сила проводников реформы и авторитетность руководителя и экспертов реформы заключается в наличии значительных материальных и информационных ресурсов у заказчиков реформы, имеющих иностранные корни.

 

Профессиональная криминологическая слабость как г-жи Сэнфорд, так и отечественных реформаторов проявилась, в частности, в неспособности вести публичный диалог с заинтересованными украинскими общественными организациями и открыто обосновать необходимость реформ.

 

Провайдеры реформ (в отличие от России) отказались от употребления словосочетания «ювенальная юстиция» для обозначения уголовной юстиции для юношества, хотя де-факто настаивают на употреблении словосочетания «ювенальная юстиция» исключительно в таком контексте. Зачастую этот терминологический догматизм является главным аргументом поборников реформы на проводимых общественных слушаниях.

Бороться с детской преступностью и профилактировать её предполагается преимущественно путем наращивания чиновничьего аппарата, улучшения координации в разных его частях, расширения компетенции и влияния государственных органов пусть и со смягчением наказания малолетних преступников. Считаем, что это означает борьбу с последствиями, а не с причиной детской преступности.

 

Осуществляемые в Украине реформы не ограничиваются только сферой уголовной юстиции, а так или иначе подразумевают создание системы ювенальной юстиции в широком смысле этого понятия, охватывающей области «выживания, развития и защиты прав и интересов молодого поколения». Всё это предполагает вмешательство в процесс воспитания детей Украины, в том числе в процесс внутрисемейного воспитания.

 

Заказчиком реформы правосудия Украины является государственный орган Канады, декларирующий сферой своих интересов права детей и молодежи Украины, обучающий и воспитательный процессы в школах Украины, как «развивающейся страны». Внешнее реформирование общественных систем нашего государства является значительным, не ограничивается сферой подросткового правосудия и находится вне зоны общественного контроля.

 

Непосредственным исполнителем реформы является частная компания, вступающая с органами власти Украины в договорные отношения касательно процедуры проводимых реформ. Форма и суть этих соглашений не соответствуют законодательству Украины и носят характер прямого вмешательства в функционирование органов власти со стороны иностранных субъектов.

 

Учитывая, что вопросы «украинского детства» официально задекларированы как приоритеты деятельности органов иностранного государства, доминирующее бесконтрольное иностранное влияние на реформирование системы правосудия для детей несет угрозу национальной безопасности Украины.

 

 

Источники:

[1] https://2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/90312

[2] https://www.unicef.org/ceecis/UNICEF_JJUkra in e08.pdf

[3] Збірник даних судової статистики щодо розгляду судами кримінальних справ про злочини, вчинені неповнолітніми у 2006-2010 рр./ https://sc.gov.ua.

[4] https://sovest.dnepro.org/2010/2326.html

[5] https://www.statcan.gc.ca/pub/85-005-x/2012001/article/11749-eng.htm

[6] https://www.statcan.gc.ca/pub/85-002-x/2012001/article/11716-eng.htm

[7] «Дитяча злочинність». Кількість підлітків у виправних колоніях меншає, але злочини неповнолітні скоюють жорстокіші/ https://www.radiosvoboda.org/articleprintview/1332657.html

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_уровню_умышленных_убийств

[9] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml

[10] https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ИРЧП

[11] https://www.ualberta.ca/~csp/cas/awards& contests.html

[12] https://www.artsrn.ualberta.ca/csparxiv/members/Issues/1999_41_3_4/1999_41_3_4_391_Sanford.pdf

[13] https://www.zoominfo.com/p/Tawnia-Ammar/305081013

[14] https://www.themarknews.com/author/Tawnia_Sanford_Ammar/

[15] https://en.wikipedia.org/wiki/Internet_in_Tunisia

[16] https://www.youthjustice.org.ua/

[17] https://youthjustice.org.ua/myths_and_facts_about_juvenile_justice.html

[18] https://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/int/statem_jj/tkachev_what/page1/

[19] https://mirnov.ru/arhiv/mn841/mn/08-1.php

[20] https://lawbook.org.ua/index.php/biblioteka/avtoreferaty/ukraina/svobodnyj-dostup/12-00-01-teoriya-ta-istoriya-derzhavi-i-prava-istoriya-politichnikh-i-pravovikh-uchen/592-krestovska-natalya-mikolajivna-yuvenalne-pravo-ukrajini-genezis-ta-suchasnij-stan

[21] https://dmytro-yagunov.at.ua/news/kriminalna_chi_juvenalna/2011-02-07-149

[22] https://www.iuaj.net/node/500

[23] https://www.ukrstat.gov.ua/

[24] https://www.agriteam.ca

[25] https://www.acdi-cida.gc.ca/cidaweb/cpo.nsf/fWebCSAZEn? ReadForm& idx=11& CC=UA#aos

[26] https://www.international.gc.ca/department-ministere/priorities-priorites.aspx

[27] https://youthjustice.org.ua/8-cida-funded-ukraine-juvenile-justice-reform-project-signed-an-agreement-of-cooperation-with-the-supreme-court-of-ukraine.html

[28] https://youthjustice.org.ua/10-cida-funded-ukraine-juvenile-justice-reform-project-and-the-high-specialized-court-on-civil-and-criminal-cases-signed-a-partnership-agreement.html

[29] https://youthjustice.org.ua/29-peculiarities-of-the-criminal-proceedings-for-minors-international-standards-and-criminal-procedure-code-of-ukraine.html

[30] https://zib.com.ua/ua/print/16184-usi_ukrainski_sudi_vikoristovuvatimut_u_svoiy_roboti_dosudov.html

[31] https://www.unn.com.ua/ru/news/589728-pavlenko-rasskazali-o-proekte-reformirovaniya-kriminalnoy-yustitsii-otnositelno-nesovershennoletnih-v-ukraine

[32] https://www.facebook.com/CarletonUniversityGreekCouncil/info? ref=stream

[33] https://en.wikipedia.org/wiki/Association_of_Universities_and_Colleges_of_Canada

[34] https://en.wikipedia.org/wiki/Trial_as_an_adult

[35] https://en.wikipedia.org/wiki/Youth_incarceration_in_the_United_States

[36] https://www.canada-companies-info.com/north-african-trading-corp-f5vr/

[37] https://www.boxcarmarketing.com/projects/agriteam-canada-website-redesign

[38] https://mvs.gov.ua/mvs/control/main/ru/publish/printable_article/874148

[39] https://www.coe.int/t/dg3/children/news/kyiv05-11/ProgrammeKyiv_fr.pdf

 

Иван Комаров

Виктор Гамаюн

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.