Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа центрального управления во времена Петра 1.






Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го в начале 1718 года, когда Петр 1 составил своеобразную программу предстоящих преобразованийюн определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Коллегии стали основой центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось много более мелких учреждений: Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии. Преображенский приказ и некоторые другие Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состава высшего правительственного учреждения - Сената - в целях приспособления его к системе новых центральных учреждений - коллегий Наиболее полно новое положение Сената в системе власти отразила " Должность Сената" - специальная инструкция, опеделявшая власть, устройство, делопроизводство Сената в новых условиях С 1718 по 1722 год Петр шесть раз перерабатывал проект " Должности" так как этот документ имел большое значение для него. Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе.Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а также - коллегиями и другими центральными учреждениями.Поначалу в 1718 году, Петр распорядился, чтобы в состав Сената вошли все президенты коллегий. Идея была заманчива - коллегиальный принцип пронизывал все управление: коллегии управлялись коллегией, состоящей из президентов коллегий.Однако вскоре от этой идеи пришлось отказаться: сосредоточение в одних руках обязанностей президента и сенатора эффекта не дало, кроме того президенты были перегружены работой в своих коллегиях. Работал Сенат согласно коллегиальным принципам. Поняв ошибочность ситуации, когда президенты в качестве сенаторов должны сами себя судить, Петр этим указом вывел президентов из Сената и признал неудачу своей затеи создать коллегию коллегий. Кроме того, указ углубил реформу Сената, заложил в его основу некоторые новые принципы, усилившие значение Сената в системе управления. 4-й пункт указа гласит: " Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут репортовать генерала-пркурора. Также надлежит быть при Сенате рекет­мейстеру. эксекутору и герольдмейстеру пли иной какой чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят" Этим указом создавался важнейший орган самодержавного государства XVIII века - прокуратура К ее организации Петр шел давно, назначая в Сенат для наблюдения за сенаторами гвардейских офицеров, затем В.Н Зотова в должности генерал- ревизора, и в конце концов в 1722 году по образу французкого государственного аппарата в России появился генерал-прокурор На этой основе был образован целый институт, возглавляемый генерал-прокурором - институт публичного, явного надзора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.