Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №21.






Салическая правда- памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс.
Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились " варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. – последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды.Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она: представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков; отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

· защищает интересы имущих и их частную собственности;

· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю. Земля. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась и собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей. Однако все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно главе 59 " Об аллодах", земля наследовалась по мужской линии: " Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям". В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, не поделенные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями.. Употребленный в ее тексте термин " аллод" применительно к земле обозначал наследственное владение. Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но " не соседи". Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей - аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи. Преступления и наказания. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета); 2)преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний. В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попыткаскрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевскогомира. Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд- за убийство и пеня- за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности по-терпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободногофранка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родомроду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне. Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники- это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются " свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи " божественной силы". Салическая правда описывает " суд божий" в форме испытания " котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания " котелком". Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды " лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.