Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Ново-Вавилонское царство.






Билет№1

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуре­чье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были не­большие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложив­шим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон. Удобное географическое положение обес­печивало возвышение Вавилона. Он становится столицей неболь­шого царства. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее на­звание Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Пе­риод с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существова­ния Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходо­носоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могуществен­ную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получи­ли ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.

Древневавилонское царство представляло собой централизо­ванное государство. В руках царя была сосредоточена законода­тельная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенст­вом и богатыми городами. Три священных города Вавило­нии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 и 1999 гг. Реформа 1911 г. По сво­ему социальному составу палата лордов была оплотом аристокра­тии и являлась по сути дела продолжением консервативной пар­тии в парламенте. Когда консерваторы оказывались в меньшинст­ве и терпели поражение по какому-либо важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию, обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался ис­тинный смысл двухпалатной системы.

Это не могло не беспокоить либералов, стремившихся преобра­зовать палату лордов либо добиться ее роспуска. В результате борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911 г. Согласно этому Акту нефинансовый билль, прошедший па­лату общин в трех последовательных сессиях и всякий раз отвер­гавшийся палатой лордов, после третьего раза направлялся на ко­ролевское утверждение, минуя палату лордов, при условии, что ме­жду вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Проведение финансо­вых биллей вовсе не требовало согласия палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Этим же Актом устанавли­валась продолжительность парламентской легислатуры в пять лет.

Реформу 1911 г. нельзя объяснить лишь борьбой партий. Ее проведению способствовали и усиление позиции кабинета ми­нистров, и изменение социального состава палаты лордов. К нача­лу XX в. произошло слияние родовой аристократии и буржуазии при явном преобладании последней. Буржуазия, не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который при слабой нижней палате имел возможность достаточно полно обеспечить ее интересы.

В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.

 

888 год - ликвидируется английское “местное самоуправление”, находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

 

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

 

1911 год Акт о парламенте:

всякий билль, который спикер палаты общин найдет “финансовым”, идет на подпись королю, минуя палату лордов;

всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

 

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

 

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в “социалистическом направлении” при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

“предварительный вопрос” - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

“гильотина” - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

“кенгуру-гильотина” - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает “несущественными”.

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров. Остальные члены палаты – это лица, получившие звание лорда за особые заслуги перед государством. Палата лордов остаётся высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании.

Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.