Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура Древнего мира






Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Древнего мира, формирование представлений о закономерностях возникновения, становления и развития художественной деятельности человека на ранних этапах исторического развития человеческого общества и выделения искусства в особую сферу художественной культуры, составляющую ее ядро и связанную с созданием целостной картины мира на основе мифологических воззрений древнего человека.

Задачи:

• дать представление об общих закономерностях возникновения и развития древних цивилизаций (причины распада и ухода с мировой арены), их сходстве и различиях и характерных особенностях типов культур, возникших в эпоху Древнего мира;

• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира;

• раскрыть на их примере особенности художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;

• показать на примере памятников художественной культуры народов Древнего мира, что определяющей формой мышления в эту эпоху была мифология, поэтически переосмысленная и переработанная древними авторами античного мира;

• выявить на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы главные проблемы эпохи: законы происхождения мира, (мифологические системы), отражение в художественных памятниках модели мироздания (пирамида и храм), участие человека в миротворении и поддержании существующего миропорядка (обряды и жертвоприношения), решение проблемы бессмертия;

• показать, что ответ на главный вопрос эпохи «Что есть мир?», в художественной культуре был дан в мифопоэтической форме мышления на основе изучения человеком Древнего мира и Античности объективных явлений природы;

• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий.

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Раздел

Тема

 

Раздел 1

Художественная культура древнейших цивилизаций

 

 

Тема 1. «Что есть мир?»...

 

 

Тема 2. «Земля Возлюбленная»...

 

 

Тема 3. Храм и космос...

 

 

Тема 4. Подготовка к вечности...

 

 

Тема 5. Суд Осириса...

 

 

Тема 6. Воюющие царства...

 

 

Тема 7. Вселенная Ахурамазды...

 

 

Тема 8. Восхождение к солнцу...

 

 

 

Итоговое занятие по разделу

 

 

Тема 9. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки и их место в художественной культуре человечества

 

 

 

Раздел 2

Художественная культура античного мира

 

 

Тема 10. Остров великого Зевса...

 

 

Тема 11. Олимпийский пантеон...

 

 

Тема 12. Боги и герои...

 

 

Тема 13. Рождение искусств...

 

 

Тема 14. «Прометей прикованный»...

 

 

Тема 15. Вершина греческой классики...

 

 

Тема 16. Варварское племя...

 

 

Тема 17. Римский феномен...

 

 

 

Итоговое занятие по разделу

 

 

Тема 18. Художественная культура эпохи эллинизма и позднего Рима

 

 

 

Заключение

Конец Древнего мира

 

 

Тема 19. На пути к новому миропониманию

 

 

Всего

Учебных недель (учебных часов)

 

 


 

Раздел 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Древний Египет. Месопотамия. Иран. Мезоамерика

 

Тема 1. «Что есть мир?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи (2 ч)

 

Проблемы. «Доистория» человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар — арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств, несовпадение временны́ х рамок появления и развития этих очагов. Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, фрагменты культовых построек).

Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Формирование культа богини-матери и восприятие всеобщности природных явлений, растений, животных и людей, порожденных ею. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды и танцы (движение).

Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи, сомнения в их происхождении и научные доказательства их подлинности.

Мегалитические постройки первобытного человека — менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов. Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.

Условность применения термина «искусство» к первобытной художественной культуре. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия Тура Хейердала на острове Пасхи.

 

Художественные памятники. «Венера из Виллендорфа» (палеолитические Венеры). Изображения животных в пещерах Альтамира (Испания) и Ласко (Франция). Реалистический характер изображенных животных, композиционная свобода их расположения на стенах пещер, особенности цветовой раскраски. Мегалитические постройки. «Аллея менгиров» в Карнаке (Бретань). Образцы дольменов на территории Западной Европы и Северного Кавказа. Ньюгрендж (Ирландия) и Стонхендж (Южная Англия) — выдающиеся памятники мегалитической эпохи.

Религиозное содержание Стонхенджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной и отражение космогонических представлений в архитектурной конструкции Стонхенджа (пересечение под прямым углом солнечного и лунного направлений, ориентация главной оси на восход в день летнего солнцестояния, взаимосвязь алтарного камня, «трилитов», «подковы» и кругов с положением светил (Солнца и Луны) и днями месяца). Равноправие в конструкции Стонхенджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность. Сверхчеловеческая концепция Стонхенджа. Завершение периода «каменной цивилизации» в истории первобытной культуры и художественное воздействие Стонхенджа на человека.

 

Тема 2. «Земля возлюбленная...», или О том, как возникла цивилизация Древнего Египта (2 ч)

 

Проблемы. Географическое положение Египта. Верхний и Нижний Египет. Победа Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом, их объединение в единое государство. Основные этапы истории Египта: Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.), Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.). Достижения художественной культуры Древнего Египта в эти периоды: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.

Значение Нила в жизни Древнего Египта. Подчинение ритма бытия ритму природы (разлив и засуха, зной и холод, жизнь и смерть). Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.

Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Фиванская и Мемфисская триады богов. Отсутствие сводного канонического «труда» о системе мироздания в целом. Восстановление этапов творения мира по различным мифологическим источникам. Возрастание религиозного значения Гелиополя для всего Древнего Египта. Разработка гелиопольскими жрецами «официальной версии» происхождения мира. Выделение «энеады» (Великой девятки богов), функции входящих в нее богов.

Относительная замкнутость исторического развития Древнего Египта, дававшая стране возможность жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры. Древнеегипетская цивилизация в оценке и описаниях Геродота.

 

Художественные памятники. Плита (палетка) Нармера — первый исторический и художественный памятник Древнего Египта. Содержание рельефов на лицевой и оборотной сторонах плиты: царь в короне Южного Египта, убивающий северянина; убегающие северяне; царь в короне побежденного Севера идет смотреть на обезглавленных врагов; царь, разрушающий крепость, в образе быка; сцена культового содержания, не поддающаяся расшифровке. Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством. Образцы литературных произведений, их религиозный характер. Древнейшие поэтические гимны в честь бога Хапи («Гимн Нилу») и религиозные тексты («Книга познания творений Ра»). Изображения богов в древнеегипетском искусстве: рельефы храмов («Книга пирамид»), росписи саркофагов («Книга саркофагов»), рисунки на древнеегипетских папирусах («Книга мертвых»).

 

Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч)

 

Проблемы. Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Реконструкция типологии древнеегипетского храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма. Проблема развертывания картины мироздания в процессе движения внутри и вокруг храма. Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса. Рельефы и статуи фараонов в структуре древнеегипетского храма.

Аменхотеп IV и его попытка создания новой религиозной системы. Ниспровержение бога Амона-Ра и введение культа единого солнечного бога Атона. Придание ему новых качеств безличного и невидимого божества, источника всего живого на Земле. Значение имени фараона Эхнатон, что значит «Дух Атона». Строительство Ахетатона, новой столицы Древнего Египта. («При виде ее красот восклицают: „Украшенная, прекрасная, взглянуть на нее — увидеть небо! “») Идея «истины» в религиозном учении Эхнатона и ее воплощение в искусстве. «Преждевременность» реформ Эхнатона и возвращение к традиционным культам после его смерти.

 

Художественные памятники. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны. Колоннада Аменхотепа III и большая статуя Рамсеса II в Луксоре. Статуя Аменхотепа IV в Карнаке. Мастерская скульптора Тутмеса в Амарне. Сочетание традиционной древнеегипетской изобразительной системы с реалистическим пониманием задач искусства в эпоху Эхнатона. Статуя и бюсты Эхнатона. Передача сходства и психологической характеристики. Тема семьи в рельефах Амарны («Эхнатон, поклоняющийся солнцу», «Семья Эхнатона», «Выезд Эхнатона и Нефертити»). Портретные бюсты царицы Нефертити.

 

Тема 4. Подготовка к вечности, или О том, как древний египтянин готовился к жизни после смерти (2 ч)

 

Проблемы. Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека (тело — Хет, двойник — Ка, душа — Ба, тень — Хейбет, имя — Рен). Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды (Древнее царство) и скальные гробницы (Среднее и Новое царства). Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности», или «дома для Ка». Обеспечение Ка всем необходимым для существования (пища, предметы, слуги). Статуэтки «ушебти».

 

Художественные памятники. Пирамиды Древнего царства. Многоступенчатая пирамида Джоссера. Комплекс пирамид в Гизе: пирамиды Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина). Их взаимосвязь и расположение в пространстве. Большой сфинкс фараона Хефрена. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в погребальных комплексах Среднего и Нового царств. Гробница царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Культовые статуи в погребальных комплексах Древнего Египта. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Магический реализм «портретного сходства», особенности раскраски.

Погребальные камеры Среднего и Нового царств. Фрески погребальных камер, их предназначенность для созерцания душой умершего. Покрытие фресками стен в виде регистров от пола до потолка. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Разнообразие земных сюжетов на фресках погребальных камер.

Фреска «Сад и пруд» в гробнице Аменхотепа. Особенности передачи пространства и объема на плоскости. Образцы фресковой живописи в погребальных камерах Бени-Гасана («Сцена пира», «Охота фараона», «Царевна со священными дарами», «Кочевник-семит с ослом», «Птица и акации») и в гробнице Натха («Сцены охоты», «Сбор винограда и ловля птиц»). Изображение древнейших музыкальных инструментов (лира, арфа, флейты, тимпаны) на фреске «Музыкантши». Краткие представления о характере древнеегипетской музыки.

 

Тема 5. Суд Осириса, или О том, что ждет египтянина в подземном мире (2 ч)

 

Проблемы. Космогонические представления древних египтян. Основные части мироустройства — небо, земля, царство Дуат. Срединное положение земли между небом и царством Дуат. Круговое движение бога солнца Ра в Ладье Вечности и хронологическое (12 + 12 часов) путешествие Ра по дневному и ночному небу. Содержание «Книги Амдуат» (формулы, заклинания, подробные топографические рисунки). Утилитарное значение «Книги мертвых» как путеводителя для умерших. Необходимость овладения знанием законов Дуат при земной жизни. Обряд «отверзания уст» в момент захоронения саркофага в погребальную камеру и начало путешествия души умершего в Ладье Вечности бога солнца Ра по подземному Нилу в царстве Дуат.

Идея смерти и воскресения в мифах об Осирисе. Отождествление культа Осириса с культом фараона. Суд Осириса — важнейший момент для души умершего в царстве Дуат. «Исповедь отрицания» в 125-й главе «Книги мертвых». Отражение в ней «модели поведения» древнего египтянина (взаимоотношения с богом, фараоном, окружающим миром). Окончание суда Осириса и награда умершему на полях Иалу.

 

Художественные памятники. Изображение небосвода в виде богини Нут, охватывающей пальцами рук и ног противоположные стороны горизонта. Фрагменты текстов и рисунки «Книги Амдуат». Комментарии к текстам и рисункам. Изображение «Суда Осириса» в «Книге мертвых». Содержание знаков и символов (богиня справедливости Аммаат (Маат), бог мудрости Тот, Анубис, Гор, весы истины). «Исповедь отрицания» в 125-й главе «Книги мертвых», ее значение в становлении общечеловеческих ценностей. Сомнения в существовании жизни после смерти в «вольнодумных произведениях» древнеегипетской литературы («Песнь арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой»).

 

Тема 6. Воюющие царства, или О том, как возникали и разрушались древнейшие города Месопотамии (2 ч)

 

Проблемы. Природные и географические особенности Западной Азии. Значение рек Тигра и Евфрата для возникновения и развития древнейших цивилизаций. Месопотамия (Двуречье) — древнегреческое название территории между этими реками. Города-государства Двуречья (Ур, Урук, Лагаш, Вавилон). Возвышение Вавилона и формирование единой шумеро-вавилонской мифологии. Бог Мардук — главный бог вавилонской мифологии и строитель мира.

Древнейшие языки и древнейшая литература — источники знаний о художественной культуре Двуречья. «Глиняная библиотека» Ашшурбанапала, особенности дешифровки ее клинописных текстов. Эпическая поэма Двуречья «О все видавшем...», названная по начальным строкам текста. Гильгамеш и Энкиду — главные герои эпоса. Историчность Гильгамеша. Мифологизация и обожествление образа Гильгамеша после его смерти. Космогонические представления в поэме (первое упоминание о Всемирном потопе, посещение подземного царства, идея бессмертия человека).

 

Художественные памятники. Сохранившиеся фрагменты крепостей, храмов («Белый» и «Красный» храмы в Уруке, зиккурат в Уре, ворота богини Иштар в Вавилоне) и дворцов — свидетельство уровня развития цивилизации Двуречья. Реконструкция храма Мардука («Эсагила») в Вавилоне. Представление о мироздании в его художественном решении.

Эпическая поэма «О все видавшем...» и ее основные сюжеты (рассказ Утнапишти о Всемирном потопе, встреча Гильгамеша и Энкиду, битва с Хумбабой, смерть Энкиду, Гильгамеш в поисках бессмертия). Эпическая характеристика главных героев поэмы, стремление к подвигу. Идея неотвратимости смерти человека. Обретение бессмертия в памяти потомков.

 

Тема 7. Вселенная Ахурамазды, или О том, чему учил древних иранцев пророк Заратуштра (2 ч)

 

Проблемы. Географические и природные особенности Иранского плоскогорья. Древнеиранские племена, их разделение на кочевые и оседлые. Создание могущественной державы Ахеменидов при персидском царе Кире. Грандиозные архитектурные комплексы как доказательство могущества Ассирии. Три знаменитых центра — Пасаргады, Персеполь, Сузы, в которых сохранились остатки древнеиранской архитектуры.

Древнейшие религиозные тексты как источник знаний о художественной культуре Древнего Ирана. Авеста, ее происхождение и структура. Авторство Заратуштры (Заратустры). Отсутствие исторических данных для реконструкции его биографии. Роль Заратуштры в формировании первой монотеистической религии. Нравственно-этическая основа его религиозных взглядов: отрицание языческого поклонения силам природы, призыв к оседлой жизни без кровавого жертвоприношения. Абстрактный характер зороастрийской религии. Борьба абсолютного добра и абсолютного зла как основа миротворения. Роль и значение человека в этой борьбе. Право личного выбора человека между добром и злом.

 

Художественные памятники. Фрагменты архитектурных парадных дворцов персидских царей. Реконструкции дворцового комплекса Саргона II в Дур-Шаррукине. Остатки колонного зала дворцового комплекса в Персеполе. Быки Шеду перед пропилеями царя Ксеркса в Персеполе. Гробница Кира II в Пасаргадах. Изображения персидских царей в скульптуре. Статуя Ашшурбанапала. Персидские воины в рельефах ападаны дворца в Персеполе. Военные сцены, сцены охоты, изображения раненых животных во дворце Ашшурбанапала в Ниневии. Реализм и условность ассирийских рельефов.

Фрагменты Авесты (существование добра и зла — Бундахишна, глава I, Всемирный потоп — Видевдат, фрагард 2, 22—45, миссия Заратустры — Ясны, гимн III).

 

Тема 8. Восхождение к солнцу, или О том, как погибли древние цивилизации Центральной Америки (2 ч)

 

Проблемы. Географические, климатические и природные контрасты Центральной Америки. Древнеиндейские племена (ацтеки, инки и майя) и их роль в освоении местности и развитии цивилизации. Образование особой культурной области — Мезоамерики. Использование ацтеками мифологических представлений инков и майя для оправдания своего превосходства над другими племенами индейцев.

Космогонические представления древних ацтеков о происхождении мира и этапах его творения. Абсолютное бытие верховного дуального существа «Владыки всего подобного ночи и ветру», никогда не утрачивающего своего единства. Появление первой божественной и одновременно человеческой пары — Тонакатекутли и Тонакасиуатля, создателей всего сущего. Отсутствие особого культа этих богов. Рождение четырех сыновей Тескатлипоков (белого, черного, красного, синего). Символическое значение цвета богов, обозначающего четыре стороны света, элементы природы, этапы творения. Хтоническая сущность Тескатлипоков как создателей и разрушителей мира. Борьба Тескатлипоков между собой за господство одного из них над всеми братьями и четыре эры возникновения и уничтожения мира. Первая эра — «Четыре ягуара», вторая эра — «Четыре ветра», третья эра — «Три воды», четвертая эра — «Четыре воды». Примирение Тескатлипоков и создание пятой эры — «Солнцедвижение». Почитание солнца как животворящего начала. 52-годичный цикл летосчисления и необходимость совершения ритуальных обрядов с человеческими жертвоприношениями.

Теотиуакан — величайшая столица ацтеков и свидетельство высокого расцвета их культуры накануне европейского завоевания. Легенды о белых предках индейских племен, ожидание их прихода и предчувствие собственной гибели. Открытие Америки и роль испанских конкистадоров Ф. Писарро и Э. Кортеса в уничтожении древнейшей цивилизации. «История государства инков» Гарсиоде ла Вега и значение его труда для сохранения знаний о цивилизациях Мезоамерики.

 

Художественные памятники. Пирамида в мифологии древних индейцев. Пирамида солнца в Теотиуакане, Храм с нишами в Тахине, Пирамида надписей в Паленке. Культовое значение и конструктивные особенности этих сооружений (многоступенчатость, ориентация в пространстве, ложные своды, обилие скульптурных украшений). Календарь ацтеков — «Солнечный камень».

 

Итоговое занятие по разделу 1

 

Тема 9. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки и их место в художественной культуре человечества (1 ч)

 

Упадок, исчезновение и открытие древних культур как историческая закономерность. Значение художественной культуры древнейших цивилизаций в прошлом и настоящем человечества. Современные знания о памятниках художественной культуры древнейших цивилизаций и проблемы их изучения. Древнейшие цивилизации Востока и Центральной Америки, общность их религиозно-мифологических представлений, принципов культовых построек и хронологическая несовместимость. «Молодость» древнейших цивилизаций Центральной Америки.

 

Раздел 2

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

Древняя Греция. Древний Рим

 

Тема 10. Остров великого Зевса, или О том, как начиналась античная цивилизация (2 ч)

 

Проблемы. Древняя Эллада и Древний Восток. Общие черты и принципиальные отличия. Море как специфический фактор в формировании античной цивилизации. Относительная «молодость» древнегреческой цивилизации по сравнению с древнейшими цивилизациями Востока — Древним Египтом, Месопотамией, Древним Ираном. Быстрое усвоение древними эллинами научных и художественных достижений высокоразвитых соседей и необычайный взлет собственной культуры. Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Почти полное отсутствие подлинных произведений живописи и музыки. Греческие вазы — важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз.

Остров Крит в истории древнегреческой цивилизации. Его географическое положение и климатические особенности. Крит как родина Зевса в восприятии древних греков, сакральные места, связанные с именем бога. Кносс — столица Крита в «догомеровскую» эпоху. Внезапная гибель Крита и перемещение центра художественной культуры в Микены.

 

Художественные памятники. Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз. Мифология Крита («Похищение Европы», «Рождение Минотавра», «Подвиг Тесея», «Дедал и Икар»).

Кносский дворец — основной архитектурный центр города и «свидетель» критской художественной культуры. Особенность его планировки (разноэтажность, чередование парадных залов и скромных жилых помещений, сочетание внутренних закрытых помещений с открытыми площадками для церемоний религиозного и театрального характера). Использование многочисленных колонн, суживающихся книзу. Роль света и цвета в художественном облике Кносского дворца. Художественное воздействие Кносского дворца на современников. Архитектурные фрагменты Кносского дворца. Образцы фресковой живописи Кносса («Парижанка», «Игры с быком», «Собиратель шафрана»).

 

Тема 11. Олимпийский пантеон, или О том, как мир от хаоса пришел к гармонии (2 ч)

 

Проблемы. Мифологические свидетельства и исторические факты. Миф — закодированная история человечества. Отношение к мифам как достоверному источнику знаний. Разработанность древнегреческой мифологии по сравнению с мифологическими системами древнейших цивилизаций. Первое систематическое изложение древнегреческой мифологии в «Теогонии» Гесиода и «Мифологической библиотеке» Аполлодора. Разделение греческой мифологи на «хтоническую» и «героическую».

Космические первоначала — Тартар, Хаос, Эрос. Отсутствие точных представлений и антропоморфных черт, характерных для дальнейшего развития древнегреческой мифологии. Появление Геи, олицетворяющей землю, и Урана, олицетворяющего небо. Рождение первого поколения богов — уранидов. Гекатонхейры (сторукие) Котт, Гиес, Бриарей и киклопы (одноглазые) Бронт, Стероп, Арг, их многочисленное потомство — гиганты и эринии. Несовершенство их внешнего облика, внушающего ужас и отвращение. Необузданность, хтоничность их характера и поведения, неподвластного разуму и контролю. Рождение титанов и титанид. Появление среди хтонических чудовищ, рожденных Ураном и Геей-землей, проблеска разумного начала — Мнемосины (память) и Фемиды (справедливость). Восстание Крона против отца Урана. Рождение из капель крови Урана богини красоты Афродиты, покровительницы производительных сил природы.

Рождение второго поколения богов — кронидов, сыновей и дочерей Крона и Реи (Гестии, Деметры, Геры, Аида, Посейдона и Зевса). Судьба детей Крона и чудесное спасение Зевса. Борьба Зевса против Крона. «Титаномахия» — важнейшее событие в древнегреческой мифологии. Обладающие мудрым предвидением неизбежности победы разумного начала над хтоническим прошлым — титаны Атлант, Менетий, Прометей, Эпиметей и другие как сторонники Зевса в борьбе против Крона. Конец хтонической мифологии и начало нового этапа в развитии мира.

Зевс и Гера — родоначальники третьего поколения богов, воплощающих новые качества: разум, красоту, справедливость, покровительство искусствам и ремеслу. Привлечение человека к процессу мироустройства и появление нового четвертого поколения — поколения героев, рожденных от союза богов со смертными. Знаменитые герои Древней Греции — Тесей, Персей, Ахилл, Гектор, Одиссей и др. Геракл — любимейший герой Древней Греции. Его подвиги как символ овладения древними греками пространством всей Земли. «Гигантомахия» — борьба Зевса против гигантов, последнего порождения Геи-земли, и окончательная победа героической мифологии над хтонической. Установление Зевсом мирового космического порядка и распределение сфер влияния между богами (Зевс — небо и земля, Посейдон — океан и море, Аид — подземное царство). Формирование олимпийского пантеона главнейших богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес). Их функции, родственные связи и атрибуты. Олимп — место обитания богов и географическая точка на карте Древней Греции.

 

Художественные памятники. Фрагменты «Теогонии» Гесиода и «Мифологической библиотеки» Аполлодора. Храм Зевса в Олимпии — главное святилище, религиозный и культурный центр Древней Греции, его местоположение и особенности зрительного восприятия. Разработка принципов взаимодействия скульптуры и архитектуры в художественном облике храма. Скульптурные группы восточного («Состязание Пелопса и Эномая») и западного («Борьба лапифов и кентавров») фронтонов. Подвиги Геракла на метопах храма. Статуя Зевса работы Фидия в интерьере храма — одного из чудес света. («Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, / Или на небо ты сам бога узреть восходил?»)

 

Тема 12. Боги и герои, или О том, как рассказывал слепой певец о прошлом своей родины (2 ч)

 

Проблемы. Остров Крит, Микены и Троя в истории древнегреческой цивилизации. Понятие «догомеровская Греция». Воинственный характер городов на Крите (Тиринф, Микены, Троя). Отражение реальной истории их взаимоотношений в мифологии Троянского цикла. Личность аэда Гомера и гомеровский вопрос. Отсутствие достоверных сведений о Гомере уже в античное время. Толкование имени Гомера, легенда о его врожденной слепоте. Спор семи античных городов (Смирна, Хиос, Колофон, Саламия, Родос, Аргос, Афины) за право называться родиной Гомера. Единство древних источников в указании на последнее местопребывание и его смерть на острове Иос.

Троянский цикл древнегреческого эпоса и поэма Гомера. Основные сюжеты Троянского цикла (суд Париса, похищение Елены, жертвоприношение Ифигении), предшествовавшие событиям поэмы Гомера «Илиада». Косвенное упоминание или полное умолчание об этих событиях в поэме Гомера.

«Илиада» Гомера — поэма войны. Тема и содержание поэмы «Илиада». Особенности повествования и построения сюжета — короткий временной отрезок действия, чередование картин битв («Битва за стену», «Битва при кораблях», «Приречная битва») с картинами мирной жизни («Изготовление оружия»).

Боги в поэме Гомера, их взаимоотношения и характеры. Сочувствие и помощь грекам со стороны Посейдона, Афины, Геры. Сочувствие и помощь троянцам со стороны Афродиты, Аполлона, Ареса. Углубление Гомером по сравнению с мифами человеческих качеств олимпийских богов и усложнение психологических мотивов их поступков. Участие богов в троянских событиях («Собрание богов», «Битва богов»), описанных в «Илиаде». Значение подробностей в описании предметов («Перечень кораблей», «Щит Ахилла»), событий, природы, данном в поэме Гомера.

Герои поэмы Гомера (Ахилл, Патрокл, Гектор, Приам, Парис, Елена, Андромаха). Индивидуальность и тонкий психологизм художественных образов, умение Гомера яркой, образной деталью создать художественный образ героев, участвующих в битвах, и передать их внутреннее, психологическое состояние.

Противопоставление двух главных героев поэмы — Ахилла и Гектора. Основные черты их внешнего облика и характера. Стихийность, необузданность, дикость и грубость в поступках и желаниях Ахилла, его страстность и вспыльчивость, стремление к полноте ощущения жизни в данный момент. Уравновешенность, внутреннее достоинство и благородство Гектора. Разработка Гомером собственных гуманистических взглядов на природу войны в образе этого героя («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»).

Тема любви в поэме Гомера «Илиада», ее трактовка как величайшего стихийного дара богов в образах Париса и Елены и как возвышенного отношения к семейному очагу в образах Гектора и Андромахи. Тема судьбы, ее трактовка как необходимости подчинения воле богов и возможности выбора героем собственного решения.

Завершение сюжета поэмы «Илиада» в мифах и сказаниях других авторов («Смерть Ахилла», «Лаокоон и его сыновья», «Троянский конь»). Падение Трои и окончание троянского периода греческой истории.

 

Художественные памятники. Археологические находки сохранившихся фрагментов крепостных стен и ворот догомеровской Греции. «Львиные ворота» в Микенах, крепостные стены в Тиринфе. Некрополь Микен. Шахтовые и толосовые гробницы («Толос Атрея»). «Портретные» маски, найденные в этих гробницах. «Маска Агамемнона». Условность их названия, основанная на именах героев Троянского цикла.

Основные сюжеты Троянского цикла («Менелай и Елена», «Яблоко раздора», «Похищение Елены», «Жертвоприношение Ифигении», начало военных действий против Трои). Фрагменты поэмы Гомера «Илиада» («Прощание Гектора с Андромахой», «Поединок Ахилла и Гектора», «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора»). Поэма «Илиада» Гомера в росписи античных ваз.

 

Тема 13. Рождение искусств, или О том, как вечно спорят стихия и гармония (2 ч)

 

Проблемы. Древние греки и их взгляды на природу творчества. Проблема происхождения искусств (боги — изобретатели искусств и «культурные герои» (Прометей, Афина, Орфей, Дедал), искусство как подражание — миф об Афине и Арахне). Система искусств в эстетике древних греков, их деление на «мусические» (поэзия) и технические (живопись). Презрительное отношение к деятельности художника, связанной с физическим трудом. Высокая оценка выдающихся произведений искусства, их эстетическое и педагогическое значение. Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека — сочетание рационального и иррационального начал.

Хтоническая сущность Диониса-Вакха — бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Атрибуты Диониса (тирс (палочка), увитая плющом, венок из виноградной лозы, чашечка с виноградным вином). Мифологическая «биография» Диониса — рождение его из бедра Зевса, воспитание ниссейскими нимфами, нахождение виноградной лозы, безумие и исцеление от него, путешествие в Индию и возвращение в Грецию. Брак Диониса и Ариадны на острове Наксос. Назначение Диониса-Вакха — освобождать людей от мирских забот, размеренности и обыденности бытия. Грубый, непристойный, оргиастический характер шествий бога Диониса. Его спутники и спутницы: вакханки, вакханты, сатиры, представители хтонической природной сущности первых порождений Геи-земли. «Козловидные» элементы облика сатира, поющего хвалебную песню-дифирамб богу Дионису. Варварские инструменты (флейта и свирель), звуки которых сопровождают шествие Диониса.

Аполлон — покровитель искусств, олицетворение разума, гармонии и красоты. Его мифологическая биография, соединение в нем архаического и героического начал. Атрибуты Аполлона (лук, символизирующий лучи солнца, согревающие и обжигающие, лира или кифара — благородные инструменты, на которых играл Аполлон, аккомпанируя собственному пению). Аполлон как олимпийский бог. Миф об Аполлоне и Дафне. Лавровый венок — высшая награда победителю. Аполлон-Кифаред и девять муз (Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Калиопа). Представление наук и искусств музами, их функции и атрибутика.

 

Художественные памятники. Мифологические сюжеты о происхождении искусства («Афина и Марсий») и музыкальных состязаниях («Пан и Сиринга», «Аполлон и Марсий», «Аполлон и Пан», состязание певца Фамира с музами). Мифы о силе воздействия искусств («Орфей и Эвридика»). Лавровый венок как высшая награда победителя («Аполлон и Дафна»).

 

Тема 14. «Прометей прикованный», или О том, за что ценят древние эллины своего титана (2 ч)

 

Проблемы. Учреждение тираном Писистратом праздника Великих Дионисий, отмечавшихся в начале весны, и Сельских Дионисий, праздновавшихся в конце года. Великие Дионисии и начало греческой драмы. Сельские Дионисии и начало греческой комедии. Введение состязаний трагических и комических поэтов и их хоров. Феспид — автор первой трагедии, поставленной на Великих Дионисиях.

Значение театра в политической, общественной и культурной жизни древнегреческого общества. Конструктивные элементы древнегреческого театра (орхестра, парод, проскений, скена, параскений). Особенности театральных представлений (мужской состав артистического коллектива, наличие больших типовых «характерных» масок, котурн). Театр и природная среда, акустические свойства. Возможность через театральные представления обращаться к большим массам народа, давать оценку крупным общественным событиям. Воздействие театра на зрителя. Теория Аристотеля о катарсисе, необходимом условии эмоционального восприятия театрального зрелища.

«Отцы» древнегреческого театра, великие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл, Еврипид и первый комедиограф Аристофан. Мифологическая основа их творчества и отражение в мифологических сюжетах общественно-политических и религиозных взглядов авторов. «Полемический» характер их произведений, соотнесенность содержания пьес с проблемами современной им жизни.

Эсхил (ок. 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — «отец трагедии», первый великий драматург Древней Греции.Краткие биографические сведения (происхождение из древнего знатного рода, посвященного в тайны Элевсинских мистерий; участие в военных действиях (битвы при Марафоне, Саламине и Платеях), переезд в Афины и совмещение общественных обязанностей с поэтическим творчеством. Участие Эсхила в драматических состязаниях и 13 побед — количество, свидетельствующее о его даровании. Последние годы жизни драматурга на Сицилии. Прославление общественных заслуг Эсхила без упоминания о его литературной деятельности в надгробной надписи.

Мифологическая основа трагедии Эсхила «Прометей прикованный». «Биография» Зевса, его значение в процессе миротворения как демиурга, борца против неразумных сил природы и устроителя мировой космической гармонии. Создание людей как необходимый элемент в мироздании или этап миротворения. Презрительное отношение Зевса к людям, их неразумности, несовершенству и решение прервать дальнейшее развитие человеческого рода. Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Прометей — похититель огня Зевса. Значение этого события в древнегреческой мифологии — Прометей изменил ход космической истории, предначертанной Зевсом, люди, наделенные частицей Божественного разума, стали активными участниками мироустроения. Образы Прометея и Зевса в древнегреческом искусстве.

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Особенность развития сюжета — видимый герой Прометей и незримый бог Зевс, присутствие которого ощущается через диалоги Прометея с другими богами и персонажами трагедии. Художественная разработка образа Зевса в трагедии Эсхила, отражение проблем времени в его характеристике (злобность, завистливость и тираническое злоупотребление властью). Воплощение Эсхилом в образе Прометея идеи борьбы за свободу и гуманизм. Противопоставление Зевса Прометею, их соперничество и зависимость от предначертаний судьбы. «Знание» Прометеем собственной судьбы и судьбы Зевса и «незнание» Зевсом собственного будущего. Сила Прометея и слабость Зевса как героев трагедии Эсхила. Отношение персонажей трагедии «Прометей прикованный» (Власти, Насилия, Гермеса, Гефеста, Океана и океанид) к Прометею и Зевсу. Психологические наблюдения Эсхила над человеческими характерами в их отношении к Силе и Власти (подчинение обстоятельствам, сохранение собственного спокойствия, заносчивость прислужника тирана). Прославление Эсхилом редкого человеческого качества — готовности разделить участь героя. Превращение образа Прометея в символ человеческого прогресса.

 

Художественные памятники. Знаменитые театры Древней Греции (театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре). Памятник Лисикрату в Афинах. Фрагменты трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (монолог Прометея). Образы Зевса и Прометея в древнегреческой скульптуре и вазописи.

 

Тема 15. Вершина греческой классики, или О том, как древние греки прославили самих себя (2 ч)

 

Проблемы. Скульптура Древней Греции в собраниях современных музеев. Вопросы и загадки: мрамор или бронза? Природный цвет или раскраска? Подлинник или копия? Искусство или ремесло? Связь представлений об идеально-прекрасном человеке с образами древнегреческой мифологии и отражение их в древнегреческой пластике. Протагор о человеке: «Человек есть мера всех вещей». Основные этапы развития древнегреческой скульптуры и художественные задачи времени: архаика (поиски пропорций), ранняя классика (мотив движения), высокая классика (канон красоты человека), поздняя классика (психологическая трактовка образа).

Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни полиса. Историческое развитие художественного облика древнегреческого храма от простейшего «храма в антах» к «периптеру», окрыленному или окруженному со всех сторон колоннами. Отражение мифологической идеи борьбы в архитектурном ордере — противопоставление горизонтали и вертикали, силы и тяжести, сжатия и сопротивления. Дорический, ионический, коринфский ордер, легенда о происхождении коринфского ордера. Древнегреческий ордер и проблема человека как «меры всех вещей». Соразмерность пропорций древнегреческого храма с человеком, его связь с окружающей средой и пространством. («Для храмов и жертвенников подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к нему, находясь в чистоте».Сократ). Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).

Перикл и строительство Афинского Акрополя. Значение Акрополя как центра духовной и религиозной жизни Афин. Участие Фидия в разработке художественного ансамбля Афинского Акрополя и его основных частей (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Особенность планировки ансамбля, взаимосвязь построек, последовательность зрительных впечатлений. Архитектурные пропорции Парфенона (план (периптер), соотношение колонн, сочетание дорического и ионического ордеров в одном здании).

Парфенон и художественная модель мироздания. Богиня Афина, ее мифологическая «биография» и функции как носительницы разумного начала, олицетворяющей мудрость самого Зевса. Особенности использования мифологических сюжетов в скульптуре Парфенона и их расположения по вертикали (от зофорного фриза (время реально живущих смертных) через метопы (эпоха героев, обретших бессмертие и славу) к фронтонам (область вечно бессмертных олимпийцев) и по горизонтали (прочтение мифологической истории с запада на восток)). Синтез скульптуры и архитектуры в художественном облике Парфенона.

Значение Парфенона в мировой художественной культуре, его судьба, проблема сохранности и реставрации.

 

Художественные памятники. Куросы и коры в скульптуре архаики (курос с мыса Сунион, «Аполлон Тенейский», скульптурная группа Полимеда Аргосского «Клеобис и Битон», «коры» Афинского акрополя — «Кора, 670» и «Кора, 674»). Скульптура ранней классики («Посейдон Артемиссион», «Дельфийский возничий», «Дискобол» Мирона). Скульптура высокой классики («Дорифор» и «Диадумен»). Поздняя классика («Раненый воин», «Менада» Скопаса, «Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон Сауроктон», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен», «Семь мудрецов», «Александр Македонский» Лисиппа). Скульптура эллинизма («Ника Самофракийская», «Афродита Мелосская», «Старый рыбак», «Мальчик, борющийся с гусем», «Портрет Сенеки»).

Архитектурный ансамбль и скульптуры Парфенона. Реконструкция ансамбля и его архитектурные фрагменты (пропилеи, храм Ники-Аптерос, Парфенон, Эрехтейон). Фрагменты скульптурных групп западного («Спор Афины с Посейдоном») и восточного («Рождение Афины») фронтонов. Метопы Парфенона («Амазономахия») и зофорный фриз («Панафинейское шествие»). Римская копия статуи Афины Парфенос. Содержание скульптурных групп Парфенона. Западный фронтон — «Спор Афины с Посейдоном», восточный — «Рождение Афины из головы Зевса». Сюжеты рельефов на метопах Парфенона — «Битва афинских героев с амазонками», или «Амазономахия» (западный фасад), «Схватка героев с кентаврами», или «Кентавромахия» (южный фасад), «Падение и разрушение Трои» (северный фасад), «Борьба богов и гигантов», или «Гигантомахия» (восточный фасад). Представление о борьбе разумного начала со стихийными силами природы в сюжетах метоп Парфенона, участие Афины в этих событиях. Праздник Великих Панафиней, посвященных Афине Парфенос (Афине-Деве), и изображение этого праздничного шествия афинян через Пропилеи на Акрополь к главному входу в Парфенон на его зофорном фризе. Подчиненность композиции шествия, изображенного на рельефах, реальному движению участников праздника («Шествие юношей», «Водоносы» и др.). Взаимосвязь скульптуры Парфенона с архитектурной конструкцией храма, их объемность, пластика, подчинение треугольнику фронтонов. Окраска Парфенона (выделение фонов, тонирование скульптур, сочетание природного цвета мрамора с реальным освещением).

Статуи Фидия на Акрополе — Афина Промахос (воительница) и Афина Парфенос (дева). Рельефное изображение Фидия и Перикла на щите Афины. Судьба Фидия.

 

Тема 16. Варварское племя, или О том, как начиналась история Древнего Рима (2 ч)

 

Проблемы. Апеннинский полуостров и загадка происхождения этрусков. Археологические свидетельства этрусков (сохранившиеся фрагменты городов (Вольсинии, Тарквинии, Вейи) и некрополей) и их фресковой живописи и погребальной скульптуры. Инженерные достижения этрусков (дороги и мосты). Влияние древнеегипетской и древнегреческой цивилизаций на культуру этрусков. Недолгий расцвет культуры этрусков и ее значение для формирования культуры Рима.

Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Успешные войны и искусная дипломатия. Завоевание Италии, Западного и Восточного Средиземноморья.

Художественная культура греков и римлян, сходство их мифологических представлений. Трансформация имен древнегреческих богов в римские. Более жесткий и приземленный характер римских богов по сравнению с древнегреческими. Аналитическое и трезвое познание мира, отличающее искусство римлян от древнегреческой культуры.

Римская республика и Римская империя. Рим — «столица мира». Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни. Исторические сочинения Цезаря («Записки о гальской войне» и «Записки о гражданской войне») и Тита Ливия («Римская история от основания города»). Апологетический характер этих сочинений.

Римское строительство (Аппиева дорога) и изобретения (римский бетон, купол, арка). Последовательное воплощение господствующей идеологии в архитектуре Древнего Рима. Римские форумы эпохи республики и империи. История их создания, особенности планировки, их место в ансамбле города. ForumRomanum — центр политической и хозяйственной жизни республиканского Рима. Форум Цезаря и форум Августа и их новые задачи — прославление могущества империи и божественности императоров. Храм Марса Мстителя и идея торжества государства. Форум Траяна и его постройки (рынок Траяна, колонна Траяна, храм Траяна). Внешняя простота этих сооружений (возвращение к республиканским традициям) и идея личного прославления.

Искусство и политика. Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Рождение лозунга «Хлеба и зрелищ!» и его значение в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: религиозные мистерии, гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, их отличие от подобных зрелищ Древней Греции.

 

Художественные памятники. Археологические остатки некрополя в Тарквиниях и культ мертвых в мировоззрении этрусков. Погребальная скульптура этрусков (урны-канопы, саркофаг из Черветри). Живопись погребальных камер в Тарквиниях («Гробница быков», «Гробница авгуров», «Гробница охоты и рыбной ловли»). Мотивы греческой мифологии в скульптуре этрусков («Голова Зевса из Сатрикума»).

Архитектурные памятники Древнего Рима. Остатки римских форумов. Пантеон — «храм всех богов». Амфитеатр Флавиев «Колизей», его конструкция, особенности художественного образа и современное состояние. Извержение Везувия и судьба римских городов Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи. Фрески «Виллы мистерий».

 

Тема 17. Римский феномен, или О том, как искусство прославило государство и человека (2 ч)

 

Проблемы. Человек в художественной культуре Древней Греции и человек в художественной культуре Древнего Рима. Феномен римского скульптурного портрета, его истоки и своеобразие. Этрусские влияния и традиции греческого мастерства в искусстве римских ваятелей (обработка мрамора, светотеневая моделировка, тонирование и подкрашивание, заимствование типов надгробных и «почетных» статуй). Разнообразие и всеохватность римской скульптурной портретной галереи — статуи и бюсты римских императоров, императриц, военачальников, сенаторов и прокураторов римских провинций. Их общественное назначение (прославление государственной личности) и место расположения (форумы, театры и цирки, термы и гимназии, библиотеки). Галерея скульптурных портретов частных лиц (знатных рабовладельцев, вольноотпущенников, портреты предков) и место их хранения (домовладения и виллы, фамильные усыпальницы). Восприятие человека как неповторимой индивидуальности, точная передача внешности, выявление индивидуального характера модели — отличительные черты искусства римского скульптурного портрета. Отношение к скульптору в Древней Греции как к художнику и в Древнем Риме как к ремесленнику.

 

Художественные памятники. Римская скульптура эпохи республики (статуя АвлаМетелла, портрет Брута, портрет старого римлянина). Особый тип статуи-тогатус (стоящая мужская фигура с наброшенной на голову тогой, статуя римлянина, совершающего жертвоприношение). Скульптура эпохи империи. Усиление влияния греческих традиций — идеализация тела, повторение пластических поз, обобщенная характеристика в сочетании с реализмом портретного сходства. Официальные статуи государственных деятелей эпохи империи Августа, Нерона, Траяна, Клавдия, Нервы. Противоречие между идеальной фигурой и беспристрастным портретом в статуе императора Нервы. Развитие частного римского портрета (портрет Ливии, жены императора Августа, портрет римлянки, «Сириянка», портрет мальчика). Интерес к возрастным особенностям в портрете ЦецилияЮкунда. «Живописность» поздних римских портретов.

 

Итоговое занятие по разделу 2

 

Тема 18. Художественная культура эпохи эллинизма и позднего рима (1 ч)

 

Эпоха эллинизма — последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. Расширение представлений о безграничности мира и потеря чувства гармонии и устойчивости. Влияние Древнего Рима и перенесение центра художественной жизни в эллинистические города-государства. Эллинистический Египет, царство Селевкидов, Пергамское царство. «Алтарь Зевса», или Пергамский алтарь, — грандиозное сооружение эллинизма.

Художественная культура позднего Рима и начало всеобщего кризиса и распада Римской империи. Усиление социальных противоречий — контраст между бедностью и богатством, частая смена «солдатских» императоров, неспособность удержать огромные массы в повиновении. «Портрет императора Филиппа Аравитянина». Отражение социальных противоречий в поздней римской архитектуре. Термы императора Каракаллы и дворец Диоклетиана в Спалатто. Потеря «авторитета» римского пантеона богов и проникновение на территорию Рима новых, восточных культов.

 

Заключение

КОНЕЦ ДРЕВНЕГО МИРА

 

Тема 19. На пути к новому миропониманию (1 ч)

 

Римское язычество и первые христиане. Император Нерон и начало преследования христиан (пожар в Риме в 64 г. н. э.). Пытки и мучения христиан при императоре Диоклетиане. Первые христианские мученики — святой Варфоломей, святой Себастьян, святая Варвара, Параскева Пятница и др. Усиление интереса к идеологии христианства в Римской империи во II—III вв. н. э. Быстрое распространение идей христианства в среде слоев общества и всеобщее предчувствие перемен. Отражение новых тенденций в портрете Максимина Дазы. Легализация христианства в 311 г., признание его государственной религией, разделение в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Падение Рима в 476 г. как «официальная» дата окончания эпохи Древнего мира.

Художественное наследие античной цивилизации и мировая культура. Идеи древнегреческой и римской мифологии, архитектуры, пластики, образы и сюжеты литературных произведений, проходящие через всю историю человечества, и их «следы» в творчестве последующих поколений. Недосягаемость и непревзойденность античной художественной культуры.

 

В результате изучения художественной культуры народов Древнего мира учащиеся должны

знать:

• выдающиеся памятники мировой художественной культуры первобытного общества, Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;

• имена архитекторов, скульпторов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также античных писателей и их наиболее известные произведения;

• особенности проявления синтеза искусств на примере синкретических форм первобытного искусства, годовых народных праздников Древнего Египта, Мезоамерики, Древней Греции, памятников архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, античного театра;

• основные сюжеты и образы мифов народов Древнего мира;

• характерные признаки художественной культуры Древнего Египта, Месопотамии, Ирана, Мезоамерики, Древней Греции и Древнего Рима;

• общие закономерности возникновения и становления художественной культуры Древнего мира и значение ее достижений для последующего развития мировой художественной культуры;

уметь:

• оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие памятников художественной культуры Древнего мира;

• различать памятники художественной культуры разных народов;

• анализировать содержание, образный язык произведений различных видов искусства, созданных народами Древнего мира, и выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

• сравнивать произведения разных видов искусств и памятники художественной культуры народов мира, выявляя их сходство и различия;

• ориентироваться в потоке информации по проблемам искусства и культуры Древнего мира и отбирать и анализировать ее с целью написания творческих работ и участия в дискуссиях;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• эстетической оценки явлений окружающего мира и организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития кругозора и интереса к искусству.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.