Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятая Республика. Конституция 1958 г. и ее характеристика






Решение проблем вызвавших падение IV Республики, требовало конституционных преобразований в стране. Главной задачей, Ш. де Голль считал усиление исполнительной власти в стране – «сильный» президент должен стать гарантом нормального функционирования власти, сохранения демократических институтов, механизмом разрешения партийных кризисов.

При этом, такой президент – не диктатор, сосредотачивающий всю власть в своих руках. Принцип разделения властей и иные демократические институты (выборность и сменяемость должностных лиц, подотчетность их народу страны, политические права и свободы и др.) должны полностью сохраниться.

Таким положениям должна была соответствовать новая конституция Франции:

Конституция Франции 1958 г.
Общая характеристика Конституция по существу принималась в условиях политического кризиса (для разрешения которого, она собственно и понадобилась). Главная черта конституции – она фактически разрабатывалась под конкретную личность, воплощая в себе взгляды Ш. де Голля. Проект разрабатывался
Структура Структура Конституции необычная (финт ушами по-французски) – фактически она включает 3 правовых акта: кроме самой Конституции 1958 г., в нее входят Декларация прав человека и гражданина 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г.
Правовой статус личности Он не претерпел существенных изменений, по сравнению с предыдущей конституцией. Права и свободы были закреплены в двух правовых актах – Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. К этим актам отсылала Конституция 1958 г., так как в ней не было соответствующих норм.
Форма правления По сравнению с предыдущей, эта конституция характеризуется сильной исполнительной властью, сосредоточенной у Президента (и отчасти – у Премьер-министра). Таким образом, вместо парламентарной республики (Конституция 1946 г.), предусматривалась смешанная республика (президентско-парламентская). Теперь в системе органов власти доминировала исполнительная, а не законодательная власть

Таким образом, сформировалась организация высших органов власти с сильным главой государства. Президент «возвышаясь» над парламентом и правительством (он мог воздействовать на оба эти органа), являлся теперь стабилизирующим фактором:

 

Президент республики

 

 


Парламент Правительство

 

 

Президент Теперь это главная фигура в механизме власти. Избирается путем прямых (а не косвенных выборов, как ранее). Срок полномочий 5 лет. Вместе с правительством – носитель исполнительной власти (в действительности в этой «связке» он главный). Большие полномочия, в том числе право роспуска парламента, право передачи законопроектов на референдум, а по вопросам не входящим в компетенцию парламента – издавать законодательные акты.
Парламент Его роль несколько снизилась (ослаблен в пользу исполнительной власти). Как и в IV Республике парламент двухпалатный. Нижняя палата (Национальное собрание) избирается прямыми всеобщими выборами, верхняя (Сенат) – косвенными. Роль Сената несколько возросла, однако нижняя палата все равно осталась «сильнее». Главная черта – ограниченная компетенция парламента. В Конституции есть перечень вопросов, по которым он может принимать законы, а все что находиться за его пределами – сфера компетенции президента и правительства.
Правительство Совет министров – наряду с президентом это орган исполнительной власти. Важную роль играет глава правительства (Премьер-министр). Это своеобразный «второй президент» страны. Правительство формируется президентом, но требует одобрения парламентом, поэтому фактически – парламентарная модель. Действует правительство под руководством своего главы и президента. Ответственность – двойная (перед парламентом и перед президентом).

 

Организация судебной власти по новой Конституции не изменилась – она сохранила свою независимость от обеих ветвей, сохранились и основные принципы ее деятельности.

Новая конституция, выглядела менее демократической по сравнению со своей предшественницей - слишком «сильной» казалась по ней исполнительная власть (президент). Однако, как показало время, именно эта конституция стала основой последующего развития страны. При этом она оказалась вполне способна не только сохранить демократические институты в стране, но и способствовать их развитию. Эта конституция действует во Франции и сейчас.

Впереди страну ждало еще немало проблем, однако кризисов подобных 1958 г. во Франции больше не было. Новая конституция доказала свою эффективность.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.