Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Члены директории






На первых выборах избраны в члены Директории:

  • Ларевельер-Лепо,
  • Летурнер,
  • Ребелль,
  • Сийес
  • Баррас

Из-за отказа Сийеса он был замещен Карно. Через год вышел из состава Директории Летурнер и был заменен Бартелеми.

В 1797 году, во время переворота 18 фруктидора (4 сентября), Бартелеми и Карно попали в число осужденных к изгнанию и замещены Мерленом и Франсуа де Нешато; последний в следующем году замещен Трельяром, а ещё год спустя Ребелль замещен Сийесом.

Однако, новый переворот 30 прериаля VII года (18 июня 1799 года) опять изменил состав Директории. Выборы Трельяра были кассированы через 13 месяцев после его вступления в члены Директории; Ларевельера-Лепо и Мерлена заставили подать в отставку; новыми членами Директории избраны Гойе, Роже-Дюко и Мулен.

Таким образом, к моменту переворота 18 брюмера из первых членов Директории остались только Сийес и Баррас, а всего за 4 года в составе Директории перебывало 13 человек.

 

16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя «легитимной» (законной) династии — Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать «перераспределение» земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:

  • признавалось, что граждане «в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям»;
  • верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;

Хартия хотела, чтобы «все французы жили братьями».

Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) — признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за «оскорбление» католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года. Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского. Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно — до 200 франков; для депутатов — до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.

Вторая республика: в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия: усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией — с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год — неурожай, мировой торговый и промышленный кризис — революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля — в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику, и только ее.

Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. «Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа». Убитых было 50 000 человек.

Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:

  • объявляла Францию республикой, ее принципы — свобода, равенство, братство, а ее основы — семья, труд, собственность и общественный порядок;
  • оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
  • всякая власть в государстве исходит от народа, не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
  • отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
  • узаконение всеобщего мужского избирательного права. Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
  • каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: «Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства»; «Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности».
  • издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть — президенту республики (4 года, всеобщим голосованием — плебисцит). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет «народного избранника», что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;

Вторая империя: В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон. Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что «именем французского народа» президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и «уравновешивающий» сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица. Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.

В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.

В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

 

17. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 г.

Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республикитретьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

Парижская коммуна:

18 марта 1871 года пролетариат Парижа восстал после шестимесячной осады города прусскими войсками, измученный голодом и безработицей. Организованный в Национальную гвардию пролетариатпровозгласил Коммуну, в которой видел осуществление принципов той «социальной республики», за которую он тщетно боролся в 1848 году. Временная власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

Две силы: пролетарский Париж, с одной стороны, и буржуазная Франция — с другой, — оказались в состоянии гражданской войны.

Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию. Не стало буржуазного суда. Церковь была отделена от государства. Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений.

Исполнение законов, осуществление политики Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др. Роль координирующего центра играла особая Исполнительная комиссия, составленная из делегатов всех прочих комиссий.

Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации.

Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля 1871 года). Его принципы: Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним — полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями.

Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри».

Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Коммунаров сотнями расстреливали без суда.

Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавшись пятимиллиардной контрибуцией, Национальное собрание Франции, избранное в феврале 1871 года, приобрело мир. После того главной задачей Собрания стала выработка конституции. На это ушло 4 года. В конституционной комиссии заседали 20 монархистов и 10 республиканцев. Замышленная в качестве временной, конституция 1875 года оставляет без внимания такие непременные атрибуты, как функционирование правительства, положение судей, вотирование бюджета и пр.

Конституционные законы 1875 года:

  • КЗ об организации государственных властей 25 февраля 1875 года — законодательная власть осуществляется 2 собраниями: палатой депутатов (всеобщим голосованием) и сенатом (определяются особым законом); президент избирается абсолютным большинством голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание на 7 лет; может быть переизбран. Президент имеет право амнистии, назначает все гражданские и военные должности, располагает вооруженной силой, обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен подписью министра. Президент ответственен только в случае государственной измены.
  • Закон об организации сената 24 февраля 1875 года — сенат образуется из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями и 75 — Национальным собранием. Сенат наряду с палатой депутатов имеет право законодательной инициативы и выработки законов. Сенат может преобразовываться в верховный суд для суда над президентом республики или министрами.
  • Закон об отношениях государственных властей 16 июля 1875 года — заседания палаты депутатов и сената публичны, однако по требованию известного числа своих членов могут закрыть двери. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Президент не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

 

18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 г. Переход к Пятой республике.

Во время второй мировой войны, после освобождения Парижа от гитлеровский войск, встал вопрос о будущем государственном строе. На референдуме (октябрь 1945 года) 18 млн. человек из 19 высказались за созыв Учредительного собрания и новую конституцию. Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех компартии; на втором месте — партия Народно-республиканского движения (МРП) — ее основа бывшие христианские социалисты, опора — монополи и банки; на третьем месте — социалисты. Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Коммунисты — за 1-нопалатный парламент и ответственное перед ним правительство, против предоставления президенту широких полномочий (этот проект был отвергнут на референдуме). Второй проект — двухпалатный парламент, усиленная власть президента -стал законом в октябре 1946 годаконституцией 4 республики:

  • Открывается Декларацией прав человека и гражданина, дополненной: правом на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование;
  • Законодательная властьДвухпалатный Парламент: Национальная ассамблея (избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права); Совет республики (избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права), имеет право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальной ассамблеей законопроекта, с которыми последняя могла не посчитаться.
  • Президент избирается парламентом на 7 лет; может быть переизбран 1 раз. Подписывает и ратифицирует договоры; обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен председателем Совета министров и одним из министров.
  • Президент намечает председателя Совета министров; министры несут коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
  • Местные коллективы — коммуны, департаменты, заморские территории. Они свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.

Буржуазия была против этой конституции — требовала удаления коммунистов из правительства (Декретом мая 1947 года это было осуществлено). В течение последующих лет проведены следующие преобразования: введена мажоритарная система выборов в парламент и МСУ вместо пропорциональной; упрощался порядок формирования правительства (достаточно простого большинства присутствующих депутатов парламента). Закон 1947 года зрламента).орциональной; упрощался порядок формирования правительства (достаточно простого большснтва присутствующих депутатов «О защите республики и свободы труда» — позволял при известных условиях бросать в тюрьму профсоюзных активистов, членов стачечных комитетов и пикетчиков.

Май 1958 года — части французской армии совершили военный переворот. Противники конституции 1946 года пришли в движение. Большинство Национального собрания (Национальной ассамблеи) вручило власть генералу де Голлю. Он потребовал новой конституции, в течение трех недель был разработан проект, в сентябре 1958 года вынесен и утвержден референдумом. Новая конституция 5 республики:

  • сосредоточила власть в руках одного человека; во всех областях государственной жизни авторитарное руководство («режим личной власти») подменило демократический контроль;
  • избрание президента в два этапа: сначала избирали выборщиков, которые избирали президента. Но в 1962 года де Голль провел новую избирательную реформу — избрание президента референдумом.
  • Бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответственен ни перед ним, ни перед избравшим его народом);
  • Сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях света министров, назначал министров и смещал их по своей воле);
  • Зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);
  • Конституционный совет (9 человек на 9 лет, 1/3 состава обновляется каждые три года) — следит за правильностью избрания президента, депутатов, сенаторов и следит за правильностью проведения референдума, объявляет его результаты; закон, объявленный неконституционным не может быть обнародован и введен в действие. Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат и обязательны для государственных властей, административных и судебных органов.

19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 г.

Великая французская революция повлияла на разрушение «Священной Римской империи германской нации». Значительная часть Германии была поставлена под непосредственное управление Франции. Поражение Наполеона не восстановило старой империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 года был образован Германский союз в числе 34 государств — королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов. Каждое из объединившихся государств сохранило свою независимость; главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз не объединял Германию; сохранялись даже таможенные пошлины.

Орган Германского союза, «Союзный сейм» заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Террор внутри страны: тайные суды, всесильная полиция, почти нескрываемая перлюстрация писем, народная нищета; всякое свободное слово преследовалось цензурой, тюрьмой, каторгой.

Первый результат буржуазного развития Германии — Таможенный союз 1834 года между Пруссией, Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими государствами; сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии, концентрировал их силу, способствовал переходу всей массы этих классов в лагерь либеральной оппозиции. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть. В тот же период заявляет о своем существовании германский рабочий класс. Началась борьба немецких рабочих с феодализмом и деспотизмом.

Французская революция 1848 года дала повод к борьбе. Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 года). Пока пролетариат сражался с войсками, буржуазные либералы упрашивали прусского короля согласиться на некоторые перемены (уничтожение помещичьих судов и полицейской власти помещиков над крестьянами; распространение суда присяжных на политические преступления; выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание)). Короли и князья согласились на созыв Учредительного собрания (из депутатов всех государств), которое должно было дать Германии единую конституцию. Но Собрание не оправдало надежд германской демократии (выявлялись непримиримые противоречия внутри Собрания).

Конституция 1849 года, выработанная Национальным собранием Пруссии, содержала в себе некоторые элементы «либерализма», и король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра. Созвали новое собрание, избранное по особой системе, двухстепенными и открытыми выборами — «куриальной системе»: избиратели — все мужчины определенного возраста — делятся на три «класса», курии; первые 2 курии — крупные налогоплательщики; последняя — все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков. Таким образом, две первые курии — незначительная кучка — избирали 2/3 выборщиков; последняя — многомиллионная курия — избирала всего 1/3.

Новая прусская конституция 1850 года стала конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки буржуазии были ничтожными. Создавались две палаты с законодательной властью: нижняя — выборная, верхняя («палата господ») состояла из принцев крови, князей и назначенных короной пэров; поначалу она была наполовину выборной, наполовину назначенной; в 1852 году — превратилась в полностью назначаемую, пожизненно и наследственно. Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля и его правом законодательной инициативы. Король — непререкаемая глава исполнит. власти.

Министры правительства не были подотчетны ландтагу, их действительным главой являлся король, и только перед ним они отвечали за свои действия. Вводятся некоторые декларации насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности, однако они оставались мнимыми. Свобода собираться, например, была обставлена условиями: только в закрытом помещении и не на квартире устроителя. Конституция 1850 года по своему содержанию конституция абсолютной монархии.

Пруссия оставалась единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1866 года из-за герцогства Гольштейн; Пруссия разбила австрийскую армию.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Объединение это могло совершиться двумя путями: пример первого — события 1848 года; революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути: сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы (важная роль в решении этой задачи — первый министр Пруссии, помещик Отто фон Бисмарк). Разгром Австрии, как мы уже знаем, свел в могилу Германский союз. Вместо него Пруссия создала Северогерманский союз государств, принявших ее главенство. В 1867 году Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — рейхстаг — избиралась всеобщим избирательным правом. За пределами Союза оставались лишь большие и влиятельные южногерманские государства (Вюртемберг, Бавария). Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора; они вошли в состав единой Германской империи. В 1871 году Германская империя получила конституцию:

  • в состав империи входили 22 государства и несколько вольных городов. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов;
  • Главой империи объявлялся король Пруссии — самого большого из всех германских государств. Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — главу правительства. Назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами;
  • Верхней палатой империи являлся Союзный советбундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены самой конституцией (из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов). Имел законодательную власть — наряду с рейхстагом — и значительную долю исполнительной власти; постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Председателем бундесрата был канцлер империи — прусский министр, назначаемый прусским королем. Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.
  • Нижняя палата парламентарейхстаг — избирался сначала на три, а с 1887 года — на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, так же как и его реальное значение в общей системе германских властных структур. Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета.
  • Имперское правительство было представлено в единственном лице — канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства: помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д.

Противоречия Конституции 1871 года: король империи был связан контрасигнатурой канцлера (который этим принимал на себя ответственность), которого король назначал и смещал по своему усмотрению.

 

 

20. Ноябрьская революция в Германии 1918 г. Веймарская конституция 1919 г. Судьба Веймарской республики.

Влияние Октябрьской революции на мировую историю — раньше, чем в других странах, революционная ситуация создалась в кайзеровской Германии. Революция началась — возникали Советы рабочих и солдатских депутатов. 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине: кайзер Вильгельм бежал; монархия пала.

Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии. Из ее лидеров составилось первое послереволюционное правительство во главе с Эбертом.

Неприкрытый переход социал-демократической партии на сторону буржуазии в годы мировой войны оттолкнули от нее значительную часть революционно настроенных рабочих. Большая часть их примкнула к так называемой Независимой социал-демократической партии. Вождями «независимцев» были Каутский и Бернштейн. Меньшая часть германского пролетариата объединялась созданным в начале войны «Союзом Спартака». Он занимал непримиримую антивоенную позицию.

В первые дни после революции фактическая власть находилась в руках стихийно возникших Советов. Это были органы рабочего класса. Наиболее авторитетным был Берлинский Совет. Декларация правительства («Совета народных уполномоченных») обещала рабочим 8-часовой рабочий день и свободу коллективных договоров. Деятельность правительства правых социал-демократов (социал-демократическая партия) склонялась в сторону контрреволюции. Оно гарантирует капиталистам «защиту частной собственности» и неприкосновенность банковских вкладов; принимает меры к разоружению рабочих; отстраняет Советы от политической деятельности; готовит Учредительное собрание, которое в тогдашних условиях должно было сохранить власть за буржуазией. Создание Красной Армии было воспрещено. После Всегерманского съезда Советов, состоявшегося в декабре 1918 года - социал-демократы санкционировали устранение Советов. Правительство Эберта получило мандат на осуществление всей полноты власти — законодат. и исполнит.

В создавшейся обстановке рабочий класс Германии требовал активизации Советов. Неотложной задачей стало образование Коммунистической партии. В декабре 1918 года собирается Учредительный съезд Коммунистической партии Германии. Программа партии ставила ближайшей целью создание Германской Советской республики, установление диктатуры пролетариата; требовала экспроприации капиталистической крупной промышленности и банков, ликвидации прусского милитаризма, вооружения пролетариата. Борясь за свержение правительства Эберта, компартия Германии приняла активное участие в массовом антиправительственном выступлении берлинских рабочих в январе 1919 года. Используя артиллерию, правительство подавило его. Кровавая расправа над берлинским пролетариатом облегчила правительству созыв буржуазного Учредительного собрания. Его заседания открылись в январе 1919 года в маленьком провинциальном городе — Веймаре. Большая часть депутатских мест принадлежала старым буржуазным партиям Германии (Христианско-демократической народной партией; Немецкой народной партии). Учредительное собрание в 1919 году выработало конституцию, получившую название «Веймарской»: состояла из двух частей (Устройство и задачи империи; Основные права и обязанности немцев):

  • превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя»;
  • высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг; избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием;
  • пропорциональная система выборов, Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест;
  • рейхстаг — нижняя палата; верхняя — рейхсрат (имперским советом), состоял из представителей земель, на которые делилась «единая Германия». При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики;
  • всего земель было 18, каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган — ландтаг — и свое правительство;
  • все действительно важные вопросы, включая внешние сношения, армию и флот, монетное дело и таможни, связь, пути сообщения, вопросы гражданства и иммиграции, выдачу преступников, находились в исключительной компетенции империи. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли «конкурировать» с рейхстагом, однако право империи во всех случаях имело перевес над правом земель;
  • обе палаты — рейхстаг и рейхсрат обладали законодательной инициативой в равной мере;
  • президент республики избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). Власть его мало отличалась от монархической. При несогласии палат решение вопроса принимал на себя президент (он мог, если хотел, прибегнуть к референдуму). Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком важном случае, как назначение главы правительства. Президент мог распустить рейхстаг, если находил это нужным. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности принадлежало также президенту. Статья 48 разрешала введение чрезвычайного положения в любой такой момент, который президент сочтет «опасным» для существующего «порядка». Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостановить действие свобод. К компетенции президента относилось назначение правительства. Последнее было (по конституции) ответственно перед рейхстагом, но, на практике его главной опорой был президент;
  • Конституция подчеркивала особое значение главы имперского правительстваканцлера, которому поручалось «формулирование руководящих принципов политики».
  • Провозглашается свобода совести, печати, слова. Все немцы равны перед законом; мужчины и женщины имею в принципе равные права, и несут одинаковые обязанности; свобода личности, жилище, тайна переписки, почтовых, телеграфных и телефонных сношений неприкосновенна.
  • Статья 165 декретировала создание производственных советов на предприятиях («обоюдные организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием») и в округах. К компетенции советов были отнесены вопросы труда, зарплаты и некоторые другие. В общегерманском масштабе указанным кругом дел должен был ведать имперский хозяйственный совет.
  • Конституция объявляла частную собственность «социальной обязанностью» и потому указывала на то, что она «обеспечивается» (то есть защищается).

Ноябрьская революция была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Революция 1918 года ликвидировала германскую монархию, но, как и прежде, сохранялось господство капиталистов и юнкеров.

Между тем революция продолжалась. В середине апреля 1919 года восстание в Мюнхене привело к образованию Баварской Советской республики. Правительство республики составилось из представителей компартии и «независимцев». Баварское Советское правительство декретировало национализацию банков, конфискацию вкладов, рабочий контроль на производстве, вооружение пролетариата и организацию Красной Армии. 1 мая 1919 года добровольческие отряды социал-демократов ликвидировали Советскую власть в Баварии. Этим событием завершилась революция 1918 года в Германии.

Веймарская конституция и, соответственно, Веймарская республика, фактически прекратила действие с установлением фашисткой диктатуры в 1933 году.

 

 

21. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона). История создания Кодекса, его структура (институционная система), источники и значение.

В 1804 году Наполеон Бонапарт (Наполеон I) ввел в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). Однако, стоит заметить, что Наполеон не принимал участие в разработке Кодекса. Утвержден Заонодательным корпусом 21.03.1804 (первоначальное название Гражданский кодекс). Кодекс Наполеона был введен во французских колониях: в Италии, Нидерландах и других. Также он был принят в Бельгии, Великом герцогстве Варшавском и других. 1807 год — Гражданский кодекс переименован в Кодекс Наполеона. После свержения Наполеона Кодекс был издан в 1816 году под названием гражданского кодекса. Декретом 1852 года — опять присвоили название Кодекс Наполеона, которое в дальнейшем не было официально отменено. Однако после установления республики Кодекс стал фактически именоваться Гражданским кодексом.

Три части (книги):

1. Книга первая «О лицах»: постановления о лицах (право личное, семейное);

2. Книга вторая «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности»: постановления об имуществе, о содержании права собственности, о сервитутах;

3. Книга третья «О различных способах, которыми приобретается собственность»: регулируются способы приобретения права собственности (наследование, дарение, завещание, обязательства, средства обеспечения, давность, договора, продажа, мена, займ).

В основе Кодекса лежало революционное законодательство, но только в основе, многое было просто отвергнуто (в особенности якобинское законодательство), многое видоизменено. Составной частью Кодекса стало приспособленное к обстоятельствам римское право (его знатоком был член комиссии по составлению Кодекса Порталис). Не меньшее место в Кодексе заняло и старое французское обычное право, право кутюмов (знатоком его был Тронше). Также составители использовали ордонансы и научную литературу, в особенности труды известного юриста XVIII века Потье.

Регулировал имущественные отношения буржуазной Франции. Отменил нормы феодального права, провозгласил принципы формального равенства граждан перед законом, охрану буржуазной частной собственоости и предпринимательства, свободу договоров, закрепив победу капиталистического способа производства во Франции; запретил корпорации, как «стесняющие свободу конкуренции». В области семейно-правовых отношений провозгласил неограниченную власть главы семьи над женой и детьми. Женщинам запрещалось заключать любые сделки.

За время существования Кодекс Наполеона подвергался изменениям, особенно в части личного и семейного права. в области имущественных прав (вещных и обязательственных) нормы Кодекса почти не менялись.

Также как и «Институции Гая» Кодекс Наполеона построен по институционной системе, «всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах». Институционная система — о лицах, вещах и формах.

Такой категории как юридическим лицам, кодекс не уделял внимание. Субъектами гражданских правоотношений являлись только физические лица. Статус физических лиц определялся государством (гражданство), так как кодекс не распространялся на иностранцев, это свидетельствует о том, что Франция не достигла еще необходимого развития в этой области права. Кодекс характеризуется крайней степенью индивидуализации. В первой книге закрепляются принципы семейного права. Власть родителя не ограничена, сам факт того, что если родитель недоволен поведением ребёнка не достигшего 16-ти лет, может лишить его свободы сроком до 1-го месяца, то есть для кодекса характерно наличие как демократических, так и архаических принципов.

 

 

22. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по ФГК 1810г. Основные черты обязательственного права по ФГК.

Собственность — это абсолютное господство лица над вещью.

Книга вторая «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности», Титул II «О собственности», Статья 544: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». Право присоединения: собственность... дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлежности (Статья 546), например, приплод животных, плоды земли.

Добросовествный владелец вещи считается ее собственником, если владение публично и недвусмысленно (З.М. Черниловский, учебник, страница 389).

Согласно Статье 516, Книге II «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности», Титула I Французского гражданского кодекса 1804 года «все имущества являются движимыми или недвижимыми». Земельные участки и строения, соответственно, являлись «недвижимостью по их природе» (Статья 517 ФГК 1804 года). Статья 552, Титула II, Главы II «О праве присоединения в отношении того, что соединяется с вещью и входит в ее состав», которая гласит, что «собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу». Не снятый урожай — недвижимость, снятый — движимость. Животные, используемые для обработки участка собственника — недвижимость.

Недвижимость: узуфрукт (право пользования чужой вещью и получения от нее доходов), сервитуты или земельные повинности; иски, имеющие своим предметом возвращение недвижимого имущества; все движимые вещи, присоединенные навсегда к земельному участку, дому и т.д., то есть, которые невозможно отделить без повреждения или для которых выделено специальное место на участке или в доме.

Движимость: предметы, могущие изменять свое местоположение; вечные или пожизненные ренты; акции или доли в финансовых, торговых или промышленных компаниях; обязательства и иски, имеющие своим предметом уплату денежных сумм или права на движимые вещи.

Таким образом, «собственник может делать всякого рода насаждения и возводить постройки по своему усмотрению, за теми исключениями, которые установлены в титуле «О сервитутах и земельных повинностях»» (Статья 552 ФГК).

Установленные ФГК ограничения права собственности касались только таких действий собственника, которые затрагивали интересы других. Запрещалось, например, возводить сооружения, которые могли бы нанести ущерб соседу.

Частные лица имеют право свободного распоряжения имуществами, которые им принадлежат (Статья 537).

На имущества можно иметь или право собственности, или простое право пользования, или только право требовать исполнения земельных повинностей (сервитутов) (Статья 543).

Устанавливались правовые приобретения собственности: купля, наследование до 12-ой степени родства. «Собственность на имущества приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств... а также путем присоединения или включения в состав другой вещи и путем давности» (Статьи 711, 712). Имущества, не имеющие хозяина, принадлежали государству. Статья 913 гласит, что безвозмездные предоставления (имущества), производимые посредством сделок между живыми или посредством завещания, не могут превосходить половины имущества, которое принадлежит лицу, делающему распоряжения, если оно оставляет после своей смерти 1 ребенка; трети имущества — если двух детей; четверти — если трех и более детей.

Сервитут — есть обременение, наложенное на имение в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику, и для выгод этого имения. Источники сервитутов: естественное расположение участков; обязательства, установленные законом; соглашение между собственниками.

Обязательственное право:

Статья 1101 «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами, дать что-либо, сделать что-либо или не делать что-либо».

По Кодексу Наполеона договоры бывают: двусторонними (синалагматическими), односторонними; меновыми; благотворительными; возмездными.

Статья 1108: Условия, существенные для дейстивтельности договора:

  • Согласие стороны, которая обязывается (по Статье 1109, не считается согласием, если оно было дано вследствие заблуждения или достигнуто насилием или обманом);
  • Способность заключит договор;
  • Определенный предмет, составляющий содержание обязанности;
  • Дозволенное основание обязательства.

Статья 1134 «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон».

Война, стихийные бедствия, экономические потрясения и т.д. могли, по общему правилу, повлечь за собой отсрочку исполнения, но не расторжение договора.

Неспособные заключать договор: несовершеннолетние; лица, лишенные дееспособности (замужние женщины) и другие (Статья 1124).

Всякое обязательство сделать или не сделать приводит к возмещению убытков в случае неисполнения со стороны должника (Статья 1142).

Статья 1582 «Продажа есть соглашение, в силу которого один обязуется предоставить вещь, а другой — оплатить ее». Данная сделка считается совершенной для сторон, и собственность считается приобретенной по закону, когда достигнуто соглашение о вещи и о цене, даже если цена еще не уплачена, а вещь не передана (Статья 1583). Обещание продать равносильно продаже, если имеется взаимное соглашение обеих сторон о вещи и о цене (Статья 1589).

Обязательства продавца: предоставить вещь и гарантировать вещь (то есть спокойное владение ею и отсутствие скрытых недостатков или пороков), которую он продает (Статьи 1603, 1625).

Главное обязательство покупателя: уплата цены в тот день и в том месте, как это определено договором продажи (Статья 1650).

Статья 1702 «Мена есть договор, в силу которого стороны взаимно дают друг другу одну вещь за другую».

Статьи 1708, 1709, 1710 «Имеются два рода договора найма: наем вещей — предоставление одной стороной другой стороне вещи в пользование на определенный срок за определенную цену; наем работы — одна сторона обязуется сделать что-либо для другой стороны за плату».

 

23. Уголовный кодекс Франции 1810 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.