Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концентрическая структура учебного материала






– постоянное повторение и расширение, обогащение новыми знаниями учебного материала, неоднократная проработка материала на новом уровне обобщения.

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК – урок, выполняющий смешанные

дидактические функции: повторения изученного, изучения нового материала, закрепления и обобщения.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – отражение в содержании учебного материала краеведческого материала: сведений об особенностях природы и жизни людей местности, где живёт и обучается учащийся.

ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – последовательное расположение частей учебной информации, единичная их проработка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ

МИРУ – приемы, включающие различные логические операции, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификации, систематизации и обобщение, и формулирование выводов.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ – проблемный рассказ

учителя, в котором ставится проблема и в ходе изложения материала (посредством наводящих вопросов, демонстраций опытов и экспериментов) проблема решается самим учителем.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – пе-

дагогическая наука, изучающая процесс обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленный особенностями содержания естественнонаучного и обществоведческого образования и закономерности этого процесса.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – структурная единица любого метода обучения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – система целей, задач, содержания обучения, методов, методических приемов и форм организации обучения в рамках определенной дидактической теории.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

условия, включающие специфические методы, приемы обучения, содействующие более эффективному формированию естественнонаучных понятий.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ УЧЕБНИКА – совокупность структурных компонентов учебника.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ – способы вза-

имосвязанной деятельности учителя и учащихся или ее упорядочения, направленные на решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод обучения, включающий систему действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной).

НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – метод организации целенаправленного восприятия детьми предметов или явлений природы и социума, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие с природными и социальными объектами.

НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – средства обучения в виде натуральных предметов природы (минералы, живые растения и животные, гербарии, чучела и др.).

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, в процессе использования которых источником знаний является наглядность; визуальночувственное восприятие предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций и опытов).

ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА – беседа, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информацией, ее систематизацией и установления связей с последующим материалом.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – урок систематизации и обобщения знаний в конце раздела программы.

ОПЫТ – способ изучения объектов и явлений природы, состоящий как в их искусственном воспроизведении, так и в теоретико-практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения (эксперимент).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приёмы, помо-

гающие учителю организовать восприятие детей, привлечь внимание к изучаемым объектам или явлениям природы и общества.

ПОНЯТИЕ – обобщенное знание, отражающее совокупность существенных признаков предмета или явления окружающего мира, выраженное вербальным, графическим или символическим способом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы обучения, в

процессе использования которых источником знаний являются практические действия учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – форма учебных занятий, способствующая углублению знаний, формированию умений, решению задач контроля, стимулированию познавательной деятельности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – отражение в сознании младшего школьника образа предмета или явления природы, когда они непосредственно не воздействуют на органы чувств.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ – принцип синтеза знаний из разных наук (естественных и общественных) в целях создания целостной картины мира.

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА ПРИ ОТБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – раскрытие в содержании образовании временных отношений между явлениями окружающего мира, подход к любому изучаемому естественному и социальному событию с позиции естественной истории и истории социума.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – использование в учебном процессе при формировании естественнонаучных и обществоведческих знаний наглядных средств.

ПРИНЦИП ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДОЦЕНТРИЗМА – отбор содержания наиболее актуального для ребенка младшего школьного возраста и учет его эгоцентризма при построении последовательности изучения объектов и явлений окружающего мира (Я – семья – школа – общество).

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ «ОТ БЛИЗКОГО К

ДАЛЁКОМУ» - развитие содержания от частного к общему, от изучения близких для ребенка объектов и явлений окружающего мира к более далёким.

ПРИНЦИП СЕЗОННОСТИ – принцип интеграции в содержании образования знаний, отражающих разнообразные аспекты сезонных изменений в природе и социуме.

РАССКАЗ – монологический способ связного, последовательного, устного изложения нового учебного материала.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, при использова-

нии которых источником знаний в процессе обучения окружающему миру является слово субъекта общения.

СПИРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА – постоянное расширение и углубление информации вокруг основных стержневых идей, которые получают развитие на протяжении всего курса.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ – совокупность материальных учебнометодических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками и общего развития личности детей.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ориентация целей, задач и содержания образования на обязательный минимум содержания государственного образовательного стандарта и минимум требований к знаниям и умениям учащихся.

ТЕКУЩАЯ БЕСЕДА (СООБЩАЮЩАЯ) – беседа, предполагающая ознакомление учащихся с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приемы использования различного оборудования и средств обучения.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ – наблюдения за сезонными изменениями в природе и жизни людей.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения (класс, природа) и осуществляемое в определенном порядке и режиме.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – частично-поисковый метод обучения.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – культура отношения человека к природе; личностное качество, которое охватывает все сферы сознания, поведения и деятельности и проявляется в овладении экологическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями по отношению к природе, экологическим мышлением и грамотным поведением и деятельности в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ – от-

ражение в содержании образования взаимосвязей и взаимозависимостей явлений природы, взаимодействий природы и общества.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система педагогических воздействий (обучения, воспитания и развития школьников), нацеленная на формирование экологической культуры младших школьников.

ЭКСКУРСИЯ – такая форма организации учебного процесса, которая осуществляется в естественной природной или специально созданной среде и позволяет осуществлять непосредственное общение детей с природной и социальной средой, то есть основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это психические отношения, в зарождении которых участвует представление о ценности объектов отношений.


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.